Узбекистан: как превратить молодое поколение в драйвер страны

Сегодня интеллектуальная молодежь Нового Узбекистана демонстрирует свой потенциал в разных сферах всему мировому сообществу. Действительно, наше государство переходит на новый этап развития. Широкомасштабные реформы способствуют укреплению сотрудничества и формированию стабильности не только внутри страны, но и во всем регионе.

В условиях таких преобразований изучение уровня духовности, мировоззрения, социально-экономического положения, настроения молодежи, поддержка ее инициатив и надежд — в числе приоритетных задач государственной политики. Ведь молодое поколение — стратегическая мощь, определяющая будущее любой страны. Поэтому не будет преувеличением сказать, что молодежная политика Узбекистана может стать примером для многих государств.

Сегодня в разных ведомствах (Олий Мажлисе Республики Узбекистан, министерствах, агентствах, комитетах, органах исполнительной власти) практикуется взаимодействие с молодежью, и в этом уже достигнуты положительные результаты.

Какие же цели преследует молодежь, которая принимает и продолжает достижения предыдущих поколений и должна вывести страну на новую ступень развития? На какие принципы мы должны опираться при оценке ее потенциала? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо учитывать и аспекты общего развития.

В условиях, когда в мире, и в Узбекистане в частности, динамично развиваются промышленность и международная торговля, ускоренными темпами идет присоединение к процессу глобализации культурной и информационной сфер, в нашем социуме происходит глубокая трансформация национальных и общечеловеческих ценностей. Формируется слой общества, отличающийся экономической силой. С другой стороны, наблюдается появление совершенно противоположных ему маргинальных групп. Безусловно, этот процесс может серьезно воздействовать на духовный облик молодежи. В том числе отразиться на распространении среди юношей и девушек вредных привычек и пороков, которые противоречат общечеловеческим ценностям. Это естественные изменения, возникающие в ходе перехода на рыночные отношения экономики и в процессе обмена ценностями. В настоящее время система работы с молодежью и ее гармоничность в решении социальных проблем подрастающего поколения обретают особую актуальность.

В данной ситуации чувствуется необходимость еще раз рассмотреть эффективность молодежной политики государства. Совершенствование в стране правовой базы работы с молодежью во многом определило правовые основы целей и задач, приоритетных направлений государственной молодежной политики, укрепило полномочия ответственных государственных ведомств, обеспечило участие негосударственных некоммерческих организаций в этом процессе, а также их сотрудничество с государственными ведомствами.

В частности, в новой редакции Конституции Узбекистана ряд норм направлен на защиту прав, свобод и законных интересов молодежи. Этим поддерживается конституционный статус государственной молодежной политики. Четко определено: все законы будут исходить из этих положений.

Закон Республики Узбекистан «О государственной молодежной политике», регулирующий отношения в сфере молодежи, принят 14 сентября 2016 года. А в 2017-м 30 июня объявлено в стране Днем молодежи. В этот день стала традиционной встреча молодежи с Президентом страны. Юные соотечественники имеют возможность рассказать о достигнутых успехах самому главе государства, побеседовать о существующих проблемах, предложить пути их решения и поделиться планами на будущее. Это свидетельство добрых и искренних отношений на взаимном доверии, установленных между молодежью и лидером страны.

Кроме того, сформирована абсолютно новая система реализации государственной молодежной политики, усовершенствованы ее существующие механизмы. Таким образом, в сфере произошли кардинальные изменения, юноши и девушки стали еще больше доверять государственной политике, открылись широкие дороги для реализации их потенциала.

В соответствии с постановлением Президента «О мерах по кардинальному совершенствованию системы работы с молодежью в махаллях» от 19 января 2022 года во всех махаллях налажена деятельность лидеров молодежи и создана новая вертикальная система взаимодействия с юношами и девушками. Внедрен новый механизм работы с проблемами молодежи, в результате чего срок рассмотрения обращений сокращен с 30 до пяти дней, оказания помощи — с 40 до 16 дней.

Создана Республиканская комиссия по координации вопросов работы с молодежью в махаллях. Основные ее задачи — решение проблем населения, в том числе молодежи, на местах, дальнейшее повышение эффективности целостной вертикальной системы управления «махалля — район — область — республика». Члены комиссии совершают подворный обход в махаллях даже в самых отдаленных уголках страны, организуют встречи с молодежью, интересуются их увлечениями, изучают социальное настроение, посильно решают проблемы. Это положительно влияет на повышение доверия к реформам и государственной политике.

С прошлого года налажено эффективное сотрудничество между государственными органами и лидерами молодежи. Для четкого и адресного выполнения этих работ сформирован «Баланс молодежи», который охватил 91,1 млн юношей и девушек от 14 до 30 лет. Работает система поддержки ребят государственными органами и организациями на основе «Баланса молодежи» исходя из социального положения, специфики интересов, проблем молодых людей. По принципу «7+2» порядка 396 тысяч (четыре процента) молодых граждан категории «в тяжелой ситуации» прикреплены к министрам, заместителям министров, хокимам областей, районов, городов, руководителям секторов, ректорам вузов, командирам Национальной гвардии и военных частей поименно. Разработана «дорожная карта» по адресной работе с ними. Главное, повысилась ответственность государственных органов перед молодежью, ведь они совместно ищут решение проблем юношей и девушек. Так, количество видов помощи, оказываемых по рекомендации лидеров молодежи, увеличилось с 11 до 25.

Работа в данном направлении нацелена на обеспечение и сохранение в стране социальной устойчивости, повышение благосостояния населения, реализацию конституционного принципа социального государства путем активной поддержки нуждающихся слоев молодежи. Посредством внедрения системы «молодежная тетрадь», а также выделения льготных кредитов и земельных участков молодым предпринимателям обеспечена занятость свыше 467 тысяч неорганизованных, безработных, склонных к совершению преступления, нуждающихся в социальной помощи и желающих наладить свое дело молодых граждан, решены их социально-экономические проблемы.

Прогресс государства, благосостояние его народа оцениваются предоставленными молодежи возможностями и условиями. Порядка 275 тысячам юношей и девушек из более 311 тысяч безработных и нуждающихся в социальной помощи оказана поддержка и выделено 559,6 млрд сумов из фонда «Молодежная тетрадь». Почти 36 тысячам молодых людей выданы субсидии в размере 81,9 млрд сумов на приобретение оборудования, семян и саженцев. Предоставлены субсидии в 66 млрд сумов для оплаты взноса прохождения альтернативной службы 13,6 тысячи нуждающихся молодых людей. В целях обеспечения занятости 178 215 безработных молодых граждан выделено 40,1 тысячи га земельной площади для ведения дехканской деятельности.

По данным исследования Института изучения проблем молодежи и подготовки перспективных кадров при Агентстве по делам молодежи Республики Узбекистан, в стране организовано 210 молодежных промышленных и предпринимательских зон, в которых реализовано 780 проектов на 1 трлн 319,4 млрд сумов. В результате трудоустроены 17 704 соотечественника. В каждом регионе накоплен свой опыт обеспечения занятости молодежи. Радует, что сегодня молодое поколение эффективно пользуется созданными возможностями для осуществления своих надежд, стремлений и целей, расширяются ряды активных, целеустремленных и инициативных юношей и девушек.

Молодежь — самая активная часть населения. Направление ее деятельности в русло созидания, создание необходимых условий для реализации потенциала, оказание социально-экономической поддержки стали самыми актуальными вопросами для каждой страны. И в нашей республике, как мы можем убедиться, проводится последовательная работа в этом направлении.

Так, в рамках проекта «Профессии будущего» выделено 5,2 млрд сумов субсидий для освоения молодыми людьми востребованных профессий, изучения информационных технологий и иностранных языков. Для занятий наукой, видами спорта, искусства и культуры 662 одаренным представителям нуждающейся молодежи выделено 226 млн сумов субсидий. На платформе www.e-kasb.uz прошли регистрацию 29 586 юношей и девушек, а также 137 учебных центров. До настоящего времени 10 637 молодых соотечественников успешно окончили этот проект. Почти 62 тысячи безработных юных граждан получили востребованные на рынке труда профессии, прошли переквалификацию и повысили квалификацию в моноцентрах и центрах обучения профессиям.

В целях устранения проблем молодежи непосредственно в махаллях, а также содержательного проведения их досуга в апреле-июне 2023 года прошел первый сезон «Олимпиады пяти инициатив». В конкурсах и соревнованиях, охвативших ряд важных направлений, участвовали более 6,2 млн молодежи, 540 представителей которой стали победителями республиканского этапа. Второй сезон олимпиады, который прошел в сентябре прошлого года, охватил 7,2 млн юношей и девушек.

Еще одним не менее важным направлением молодежной политики является воспитание юношей и девушек духовно развитыми личностями. С этой целью создана абсолютно новая система. Свидетельством тому такие проекты, как «Ёш китобхон» («Юный книголюб»), «Ёш китобхон оила» («Семья молодых книголюбов»), «Зукко китобхон» («Умный читатель»), «Мушоира» («Литературное состязание»), и участие в них более 1,5 миллиона молодых книголюбов.

Невозможно представить духовно-просветительскую работу без идей великих предков-джадидов. Сама современность требует пересмотра нашего мировоззрения и новых подходов к восприятию духовного наследия. В частности, как отметил Президент Шавкат Мирзиёев в своем обращении участникам международной научной конференции «Джадиды: национальное самосознание, идеи независимости и государственности»: «Наши сегодняшние реформы по построению в Новом Узбекистане справедливого, свободного и процветающего общества, благополучной жизни, истинно народного государства, где превыше всего — достоинство человека, его интересы, полностью созвучны благородным идеям и программам джадидов». Поставлен ряд задач по воспитанию подрастающего поколения на основе идей джадидизма.

Лидер страны на расширенном заседании Республиканского совета по духовности и просветительству, прошедшем 22 декабря минувшего года, отдельно остановился на этом вопросе и отметил: «Из истории известно, что в сложной обстановке, когда усиливались угрозы Родине и судьбе народа, именно самоотверженные патриоты нации – представители интеллигенции, поэты и писатели, деятели искусства, работники сферы духовности и просветительства с трепещущими сердцем и душой мужественно выходили на арену. В настоящее время, когда наша страна вступает на новый, высокий этап своего развития, нам как вода и воздух необходимы такие, как предки-джадиды, зрелые кадры, которые наряду с освоением достижений западной науки также воспитаны в духе национальных ценностей».

Сегодня особое внимание уделяется узбекистанской молодежи, которая учится и работает в зарубежных странах, защите ее прав и интересов, поддержке креативных идей и инициатив по развитию родины. Реализован комплекс мер по оказанию всесторонней помощи, устранению имеющихся проблем, возвращению соотечественников, оказавшихся в нелегком финансовом положении.

Эффективность проводимых реформ зависит в первую очередь от потенциала кадров, их способности отвечать требованиям современности и прогресса. Словом, Узбекистан направляет все свои силы и возможности на обеспечение молодежи качественным образованием, профессиональным обучением, создает современные, благоприятные, передовые и инновационные условия для всестороннего развития юных и молодых граждан. В отчете Института изучения проблем молодежи и подготовки перспективных кадров по исполнению государственной молодежной политики в 2016-2022 годах наряду с деятельностью молодежных организаций охвачена работа министерств, ведомств и систем по направлению молодежи. В документе вместе с достижениями отмечены и недочеты. С 2024 года предусмотрено представление такого отчета ежегодно. Это дает возможность оценить координацию, результативность деятельности в направлении молодежной политики. Поскольку программы и планы, на реализацию которых мобилизованы огромные финансовые и организационные ресурсы, должны приносить должный результат. Наша цель — превращение интеллектуальной, духовно развитой, инициативной молодежи в драйвер Нового Узбекистана. Несомненно, в 2024-м, объявленном Годом поддержки молодежи и бизнеса, работа в данном направлении по масштабам и содержанию выйдет на новый этап своего развития.

Алишер Юнусов,

заместитель директора Института

изучения проблем молодежи и подготовки

перспективных кадров при Агентстве

по делам молодежи Республики Узбекистан, кандидат социологических наук, доцент