2023 год был наполнен важнейшими событиями в сфере транспорта как Узбекистана, так и всего остального мира.
В ноябре 2023 года во Дворце Наций в Женеве мировое сообщество впервые отпраздновало Всемирный день устойчивого транспорта. Генеральная Ассамблея ООН постановила объявить 26 ноября Всемирным днем устойчивого транспорта.
В послании Генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша в связи с этим событием выражена озабоченность: четверть всех выбросов парниковых газов приходится на долю транспортного сектора. Высказано пожелание: общество должно встать на экологически чистый путь за счет производства электромобилей и солнечных двигателей, авиационного топлива из возобновляемых источников, привлечения масштабных инвестиций в зеленые системы общественного транспорта, тарификации выбросов и субсидирования низкоуглеродных видов топлива.
А пока транспортники Узбекистана стараются обеспечить ритмичные перевозки грузов и пассажиров, максимально эффективно интегрироваться в международные транспортные коридоры.
Согласно аналитическим данным, по итогам 2023 года ожидаемый объем перевезенных грузов составит 1 миллиард 397 млн т (102,9 процента к 2022-му, грузооборот вырастет до 46,7 млрд т/км (102 процента), всеми видами транспорта доставлено до назначения 6,4 млрд пассажиров (102,5).
Международные грузовые перевозки достигли 59,2 млн т, то есть 110,4 процента от 2022-го. При этом поток импортных грузов почти вдвое превышает экспорт. Завезено 29,7 млн т грузов (114,1 процента прироста), а вывезено из страны 15, 5 млн т (100,8 процента). Объем транзитных грузов, провезенных по территории Узбекистана, составил 13,9 млн т (114,8).
Растущие объемы транспортных перевозок говорят о том, что возрастает роль Узбекистана во внешнеторговых перевозках, которые осуществлялись в основном по четырем маршрутам. Наибольший объем грузов перевозился в соседние государства — 33 млн т (56 процентов). На втором месте перевозки в северном направлении (Узбекистан — Казахстан — Россия — Прибалтика, Узбекистан — Казахстан — Россия — Беларусь — Евросоюз), 17,8 млн т (30,2 процента). На третьей позиции доставка грузов в восточном направлении (Узбекистан — Казахстан — восточные порты России, Узбекистан — Казахстан (Хоргос, Алашанькоу) — Китай, Узбекистан — Кыргызстан (Иркештам) — Китай, Узбекистан — Таджикистан (Кульма) — Китай), 6,3 млн т (10,6).
Чуть меньше доставлено грузов в западном направлении (Узбекистан — Казахстан — Россия — Грузия — Турция — Европа, Узбекистан — Туркменистан — Иран — Турция — Европа), 5 млн т (8,5). Малоосвоенным направлением остается южное (Узбекистан — Туркменистан — Афганистан — порты Ирана, Узбекистан — Афганистан — порты Пакистана) — перевезено 2,5 млн т (4,3 процента). На это имеется ряд объективных обстоятельств.
В целом объемы экспорта транспортных услуг за год составили 1 млрд 585,7 млн долларов (129,1 процента).
Стоимость услуг перевозок железнодорожным, воздушным и автомобильным транспортом в общем составила 72,6 трлн сумов (107). Автомобильным транспортом оказано услуг на 46,9 трлн сумов (105 процентов), воздушным — на 15,8 трлн (113,7), железнодорожным — на 9,9 трлн (110,2).
По итогам года ожидается освоение средств по инвестиционным проектам в размере 1 млрд 15,1 млн долларов (108,1). В разрезе ведомств эта картина выглядит так: АО «Узбекистон темир йуллари» освоено 485,3 млн долларов, комитетом по автомобильным дорогам — 262,5 млн, АО «Uzbekistan Airports» — 52,3 млн, АО «Тошшахартрансхизмат» — 204,2 млн, ГУП «Тошкент метрополитени» — 8,8 млн, Транспортным университетом — 2 млн.
Стоит отметить тенденцию к росту предпринимательства в сфере оказания услуг автомобильного транспорта. В отчетном году здесь были задействованы 4015 субъектов предпринимательства и участвовали 125 323 физических лица, работавшие на 176 818 транспортных средствах. В доставке пассажиров заняты 7777 автобусов (4,4 процента), 3569 микроавтобусов (2), 165 472 легковых автомобиля (93,6).
В 2023 году открыты 56 новых транспортных маршрутов, на которых осуществляли перевозки 46 автобусов и 55 маршрутных такси. Для доставки пассажиров в Таджикистан, Кыргызстан, Казахстан и Россию организованы 22 регулярных автобусных маршрута, по которым перевезены за год 374 тысячи человек.
Продолжена работа по обеспечению прозрачности и открытости тендеров на госзаказы. В минувшем году проведено 211, на электронных размещены заказы на организацию пассажирских перевозок по 1992 маршрутам. Из них 340 — внутригородских, 1439 — пригородных, 139 — междугородних по областям и 75 — межобластных.
Согласно соответствующим постановлениям Президента и программам, в 2023 году по республике транспортные маршруты обеспечены 1191 новым автобусом (Ташкент — 1000, Самарканд — 81, Кашкадарьинская область — 30, Бухарская — 24, Сырдарьинская — 22, Навоийская — 19, области Ферганской долины — по 4, Джизакская — 2 и Сурхандарьинская — 1). Закуплены также 782 микроавтобуса.
Проработаны вопросы информационного обеспечения пассажиров. Введена в действие корпоративная информационная система Info.uztrans.uz. Создана программа, в которой размещены сведения с картами расположения автовокзалов и автостанций республики.
Теперь пассажиры могут покупать билеты на междугородние и межобластные маршруты на электронной платформе avtoticket.uz. А из Кашкадарьинской, Сурхандарьинской, Бухарской и Хорезмской областей имеют возможность приобретать билеты на республиканские и международные маршруты, причем осуществлена интеграция этой платформы с платежной системой Paynet.
Согласно постановлению Кабинета Министров «О дополнительных мерах по совершенствованию разрешительной системы международных перевозок грузов и пассажиров на автомобиле» от 7 июля 2023 года, введен механизм возврата разрешений на перевозки автомобильным транспортом в информационной системе «Дазвол» в течение 90 дней.
В сфере воздушного транспорта в дополнение к существующим авиакомпаниям АО «Uzbekistan Airways», Qanot Sharq, Panorama Airways и Humo Air организованы и приступили к оказанию услуг населению новые (Centrum Air, Silk Avia, Asia Union Airlines и Tashkent Air). В целом количество авиакомпаний, имеющих сертификаты резидентов гражданской авиации на республиканском рынке, достигло 14. Из них 11 — частных. В том числе Qanot Sharq и Panorama Airways осуществляют перевозки авиапассажиров, Sayohat Air Group — полеты туристов и жителей на воздушных шарах над городом, Tashkent Air — специальные чартерные рейсы по заказам.
Помимо этого, авиакомпании My Freighter / Centrum Air были заняты перевозками грузов и пассажиров, Asia Union Airlines — в бизнес-авиaции, Humo Air — перевозками пассажиров, Air Tashkent — экстремальными полетами для спортсменов и туристов, «Шарк авиа» выполняет услуги по аэрофотосъемкам и геодезии, «Агро-Парвоз» — полеты авиации для услуг в сфере сельского хозяйства, Uz Aero Tech Group осуществляет перевозку грузов.
Если по состоянию на 1 января 2023 года в национальном авиационном парке было 47 воздушных судов, то за истекший год приобретено еще 26.
Количество авиаперевозок в неделю, выполняемых резидентами республики и иностранными авиакомпаниями, достигло 1498. В результате в 2023 году оказано авиауслуг 9 млн 982,5 тысячи пассажиров, что на два млн 88,2 тысячи больше, чем в 2022-м (126 процентов).
По итогам 2023-го авиакомпаниями — резидентами Республики Узбекистан выполнены 74 тысячи перелетов. По сравнению с 2022 годом на 8346 рейсов больше (прирост — 22 процента). В отчетный период оказано услуг 6 млн 646,7 тысячи пассажиров (прирост — 27 процентов). Следует также отметить, что для пассажиров, следующих через Международный аэропорт «Ташкент» имени Ислама Каримова, внедрена услуга Fast Track: дает возможность пройти без очереди регистрацию на рейс, таможенный и паспортный контроль, а также предполетную проверку безопасности.
В 2023 году АО «Ташкентский завод по строительству и ремонту пассажирских вагонов» произведено десять современных пассажирских вагонов, капитально отремонтированы 47 и 34 — модернизированы. В настоящее время за счет прошедших плановый капитальный ремонт вагонов поэтапно будут пополнены составы поездов Ташкент — Бухара — Хива, Ташкент — Бухара — Кунград и Ташкент — Самарканд — Термез.
За истекший год ДП «Литейно-механический завод» произведено 158 полувагонов, семь минераловозов, 41 крытый вагон, 100 цементовозов и 39 зерновозов, ДП «Андижанский механический завод» — 60 полувагонов, 10 минераловозов, 39 зерновозов. На других промышленных предприятиях республики — 108 цистерн. На второй линии надземного кольцевого метрополитена столицы 22 апреля сданы в эксплуатацию пять станций на участке Куйлюк — Курувчилар протяженностью 7,74 км. Общая протяженность линии метро составила 73,5 км. На участке Курувчилар — Кипчок завершено строительство двух станций на расстоянии 3,8 км.
На совещании под председательством Президента 30 ноября 2020 года были обсуждены меры по развитию общественного транспорта в регионах. Глава государства подчеркнул необходимость расширения масштабов и повышения качества транспортных услуг между селами, районными и областными центрами.
На первом этапе выполнения задачи была проведена инвентаризация общественного транспорта. Установлено, что из 9406 махаллей в 1113 нет транспортного сообщения между кишлаками и районными центрами. А значит, имеется потребность в возведении и ремонте 81 автовокзала и автостанции, а также 2860 остановок. В результате за счет вновь открытых, продленных и оптимизированных 344 маршрутов охвачен 1081 СГМ. Свыше 200 автобусных маршрутов между кишлаками и райцентрами были закрыты ввиду нерентабельности.
Следует отметить, что во всем мире сфера общественного транспорта относится к разряду планово-убыточных. Поэтому на втором этапе выполнены расчеты по градации маршрутов на рентабельные, низкорентабельные и нерентабельные.
Постановлением Кабинета Министров «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности общественного транспорта в регионах» от 8 октября 2021-го утверждены целевые параметры по открытию новых маршрутов от кишлаков до райцентров и от райцентров до областных центров. Выделены субсидии для перевозчиков на нерентабельных направлениях: в 2021 году — 51,1 млн сумов, в 2022-м — 8,5 млрд, в 2023-м — 12,1 млрд.
В результате составлена новая сетка маршрутов. Благодаря субсидированию общественным транспортом обеспечен 1081 сход граждан махалли.
Для разработки транспортных мастер-планов в целях принятия адресных мер, научно обоснованных стратегий развития общественного транспорта составлены договоры между Министерством транспорта РУз и пятью вузами (Ташкентским государственным транспортным университетом. Андижанским машиностроительным институтом, Наманганским инженерно-строительным институтом, Джизакским и Ферганским политехническими институтами) на 18,4 млрд сумов.
Разработаны транспортные мастерпланы Ташкента и Самарканда.
По столице сформирована сеть направлений из 167 маршрутов. Из них — 101 связующий, 14 кольцевых, 11 магистральных и 41 доставочный. По этим маршрутам с 1 августа 2023 года внедрена система брутто-контрактов. В настоящее время на 167 маршрутах ежедневно курсируют 1638 автобусов. Это позволило вдвое сократить интервалы движения автобусов (составляют 8-10 минут). Ежедневный пассажиропоток увеличился в полтора раза и достиг миллиона человек. Время в пути до центра сократилось с 45 до 30 минут, а средняя протяженность маршрутов — с 18 до 12 км.
Доля электронных платежей выросла до 60 процентов.
В Самарканде сформирована сеть из 43 маршрутов, 11 магистральных и 32 доставочных. Обеспеченность транспортом горожан выросла на 20 процентов. Выбросы вредных газов в атмосферу уменьшатся на 748 т в год. Интервал движения сократится до 10-15 минут с нынешних 20-25.
Разработаны технические задания для выработки транспортных мастер-планов по городу Нукусу и райцентрам Республики Каракалпакстан. Произведены расчеты потребности 2958 автобусов на 240 маршрутов. (Для сведения: в настоящее время на 206 городских маршрутах курсируют 1936 автобусов).
Совместно с китайской компанией Magnetic North составлена программа внедрения в Ташкенте централизованной диспетчерской службы. Данная программа позволяет отслеживать в режиме онлайн движение автобусов по маршрутам, вести учет распорядка дня автобусников, уточнять пассажиропоток, делать анализ в разрезе маршрутов и автопредприятий, выходить на связь с водителями по системе VoIP.
С 2024 года намечено внедрить эту программу диспетчерских служб во всех городах республики.
На этапе повышения цифровой привлекательности общественного транспорта действует платежная система автоматизированной оплаты за проезд (АТТО). На сегодня в Ташкенте, Андижане, Бухаре, Самарканде, Карши, Намангане, Зарафшане и Ургенче установлено 8419 валидаторов. Вместе с тем для обеспечения полного охвата имеющихся в наличии и планирующихся к покупке автобусов принимаются меры для приобретения еще 3336 валидаторов. Намечено открытие в регионах сервис-центров для оперативной замены валидаторов, пришедших в негодность, и для создания их резерва.
В целях стимулирования частных перевозчиков постановлением главы государства «О мерах по реформированию системы общественного транспорта» от 16 февраля 2023-го определено, что расчеты с перевозчиками, оказывающими услуги по перевозке пассажиров автобусами, осуществляются уполномоченным государственным органом на основании критериев «пройденный путь» и «качество».
Кроме того, создаются специальные фонды Министерства транспорта Республики Каракалпакстан, управлений транспорта областей и города Ташкента для осуществления расчетов с перевозчиками, содержания автоматизированного диспетчерского управления и системы контроля, аккумулирования поступлений от оплаты за проезд. Установлен порядок компенсации разницы между расходами упомянутых выше специальных фондов и их доходами.
Министерством транспорта проведены переговоры при участии представителей АО «Узнацбанк» и заинтересованных министерств по покупке новых крупногабаритных автобусов производства КНР.
Для нужд общественного транспорта Ташкента приобретена тысяча новых автобусов (двести 18-метровых, пятьсот 12-метровых, всего семьсот на природном газе, а также триста 12-метровых электробусов). Для Нукуса и областных центров достигнуты договоренности о покупке тысячи автобусов на природном газе. Предпринимателями доставлен 321. В 2024 году на средства 35 предпринимателей намечено приобрести еще 1018. При этом бизнес-субъекты освобождены от уплаты таможенных платежей и НДС при импортировании автобусов.
Для обеспечения приоритетного передвижения общественного транспорта организованы выделенные полосы общей протяженностью 108,7 км (в Ташкенте — 48,2 км, Нукусе — 1,2 км, в Бухаре — 1,6 км, Ургенче — 1,9 км, Фергане — 2 км, Карши — 2,2 км, Самарканде — 5,5 км, Термезе — 6,1 км, Навои — 7 км, Ангрене — 7 км, Гулистане — 9,7 км, Джизаке -15,6 км,). Если в Ташкенте система брутто-контрактов уже внедрена и с победителями тендеров заключены договоры, то в Андижане, Самарканде, Намангане, Карши и Ургенче изменения вступили в силу с 1 января 2024 года. В Нукусе и остальных областных центрах — с 1 июня.
С 1 ноября 2023 года в Ташкенте установлена стоимость проезда в автобусе в размере двух тысяч сумов наличными и 1700 — при оплате картами АТТО и пластиковыми картами. При этом если пассажир в течение часа совершает вторую поездку, то платит 700 сумов, а третью и четвертую совершает бесплатно. В метро первый проезд составит две тысячи сумов, второй, третий и четвертый — 1100 сумов.
Для сведения: стоимость проезда в общественном транспорте в Москве равна 50 рублям (8200 сумов), в Тбилиси — 1 лари (4211 сумов), в Алматы — 80 тенге (2000 сумов), в Праге — 40 крон (20 240 сумов).
Достигнутые в минувшем году отечественными транспортниками рубежи дают основание рассчитывать на новые успехи в 2024-м. Своевременная доставка пассажиров и грузов в пункты назначения, обновление подвижного состава, а также повышение качества обслуживания станут визитными карточками нашей сферы.
Маманбий Омаров,
первый заместитель министра транспорта
Республики Узбекистан