Сокровища нашей богатой земли в экспозиции берлинской выставки

В Берлине (Германия)продолжает работу грандиозная выставка «Археологические сокровища Узбекистана. От Александра Македонского до Кушанской империи». Цель масштабного проекта — дать объемное представление об истории и культурном ландшафте страны, неизвестной широкой европейской публике.

Экспозиция проходит одновременно на территории так называемогоМузейного острова: вГалерее Джеймса Симона и Новом музее Берлина. Выставку открыли Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев и Федеральный президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер.

Это выставочный проект Фонда развития культуры и искусства Узбекистана, финансируемый Советом попечителей прусского культурного наследия. Общее число экспонатов из девятиотечественных музеев — 285. Также сведения о культурном наследии нашей республики дополняют мультимедийные презентации и компьютерные анимации отдельных археологических памятников.

Сегодня хотелось быостановиться на некоторых уникальных экспонатах из собрания Государственного музея истории Узбекистана.

Так, самый древний экспонат -сохский амулет. Представляет собой двустороннее изваяние подковообразной формы, образованной фигурами двух пятнистых змей, круто перевитых телами, с головами, обращенными друг у другу. Изготовлено бесценное изделие из мягкого минерала-хризотила — техникой резьбы и выпиливания с последующей полировкой поверхности. Месторождение породы, из которой изготовлено изваяние, находится на расстоянии 25 км к северо-востоку от Соха, что говорит о местном происхождении.

Амулет выполнен в конце II тысячелетия до нашей эры, в эпоху бронзы. Во время проведения земляных работ в кишлаке Сох Ферганской области в 1895 году творение безымянного древнего мастера было найдено и передано в Туркестанский кружок любителей археологии, откуда в 1899-м поступило в Ташкентский музей (ныне — Государственный музей истории Узбекистана).

Следующий по времени экспонат представляет собой котел, датируемый VI-V веками до нашей эры и найденный экспедициейв междуречье Нарына и Кашкадарьи во время строительства Большого Ферганского канала в 1939-м.

Предмет лежал в земле на глубине трех метров. Руководитель экспедиции, выдающийся ученый-археолог, академик Михаил Массон определил возраст находки — свыше двух тысяч лет.

Котел был создан талантливым мастером. Его цилиндрическое тулово плавно переходит в полукруглое дно, к которому некогда были припаяны три ножки (сохранилась только одна). По верхней окраине располагаются четыре вертикально стоящих литых круга, образуя ручки. Нанесенный на них узор в виде параллельных полосок напоминает радугу. Между кругами размещены четыре (также литые) фигурки горных козлов, создающие впечатление движения по часовой стрелке. Именно данные изображения позволили отнести находку к памятникам скифского искусства IV-III веков до новой эры (так называемый звериный стиль).

Символы котла отражают представления древних жителей долины об очищающей силе огня, победе света над тьмой и почитании животных. Обязательной частью древних обрядов было приготовление ритуальной пищи в подношение предкам. В таких обрядах мог участвоватьи непосредственно этот котел, дошедший до современников в столь хорошем состоянии.

Представлены и артефакты, обнаруженные во время раскопок Коктепы (II-I века до нашей эры). Данный археологический памятник — остатки древнего городища в 30 км к северу от Самарканда, недалеко от канала Булунгур — признан ключевым городищем для реконструкции генезиса урбанизации равнины Зарафшана в эпоху железного века. 

В 1999-2000 годах узбекско-французская экспедиция, работавшая там, обнаружила богатое женское погребение, где и было найдено круглое литое серебряное зеркальце с ручкой в матерчатом футляре. Лицевая сторона плоская и отшлифованная, служила отражательной поверхностью. На тыльной части в центре зеркала полусферическая ручка-петля с горизонтальным широким отверстием. Все это обрамлено узкой полосой косыми штрихами и кольцевым поясом.

Узоры, украшающие зеркальце, свидетельствуют, что эта работа китайских мастеров. В погребении обнаружены и другие предметы:чаша-пиала из того же материала, очевидно, также изготовленная в Китае; квадратная глиняная шкатулка для украшений;ножницы очень тонкой работы; глиняная прялка;керамические сосуды — два кувшина, таз и фляга для воды; металлический светильник на трех ножках и казан.

Оссуарий в виде керамической статуи передает облик молодой женщины, сидящей в торжественной позе на сидении в виде ящика прямоугольных очертаний.Датируется предмет I веком до нашей эры- II веком нашей эры. Найден археологами на развалинах Кой-Крылган-калы во время раскопок, проводившихся Хорезмской археолого-этнографической экспедицией. Остатки храма, просуществовавшего по III-IV века новой эры, располагаются в 22 километрах к северо-востоку от города Турткуля в Республике Каракалпакстан.

В рамках экспозиции представлен и скульптурный фрагмент с горельефом, найденный Айртамским отрядом Узбекистанской искусствоведческой экспедиции в 18 км к востоку от Термеза при исследовании буддийского архитектурного комплекса на глубине 1,5 метра от поверхности земли. Горельеф высечен из белого мраморовидного известняка. На лицевой стороне изображены мужчина и женщина, стоящие на прямоугольном постаменте.

В верхней части вырезана частично сохранившаяся шестистрочная надпись, включавшая 350-360 символов. Тщательное исследование остатков полуразрушенных букв позволило прочесть отдельные слова, расположенные насильно пострадавших от эрозии участках постамента. Таким образом, удалось частично реконструировать надпись, отнесенную к началу или середине II века нашей эры.

В интерпретации ученых Эдварда Ртвеладзе и Владимира Лившица текст выполнен бактрийским или кушано-бактрийским письмом, возникшим на основе греческого алфавита для фиксирования местного языка.В результате обнаружение и прочтение Айртамской надписи стало значительным вкладом в исследование кушанской эпохи:это одно из первых бактрийских монументальных письмен в Центральной Азии, имеющее первостепенное значение для понимания истории создания Айртамского культового комплекса.

Любопытным экспонатом можно назвать фрагмент настенной живописи с изображением двух идущих мужчин, изображенных в профиль. Вся сюжетная композиция составлена из девяти фрагментов. Живопись связана с мифологией. Глиняная основа, грунтовка, клеевые краски. Обнаружена находка в Фаязтепинском святилище (Сурхандарьинская область, I-II века нашей эры).

Большое внимание мирового сообщества вызвал буддийский пещерный храмовый комплекс Каратепа на городище старого Термеза. Он являлся центром буддийской культуры во II-IV веках нашей эры. Его площадь — около семи га. Ранее комплекс состоял из десятков монастырей и храмов в виде наземно-пещерных сооружений. Это были возведенные на склонах холмов строения из кирпича-сырца и пахсы или же вырытые пещеры.

Тут имеются многочисленные ступы — сооружения для хранения реликвий. Во времена Кушанского царства Каратепа называлсяКхадева-ка вихара (Царский монастырь). В раскопках, наряду с узбекистанскими учеными, принимал участие и японский археолог — профессор Като Кюдзо, которыйнагражден орденом «Дустлик».  

***

Много тайн и секретов таит история Узбекистана. И важно осознавать, какая на нас, наследников этого широчайшего достояния, возложена ответственность. Ведь данный регион давно признан одной из главных колыбелей мировой цивилизации, а вместе с тем и центром нескольких Ренессансов — эпох Возрождения.

Изучая прошлое своей страны, мы находим ответы и на вопросы истории мира, зарождения человеческой культуры, бытности и духовности. Все это (и даже больше) таится в глубинах нашей богатой земли.

Тохир Норкобилов.

Историк.

Лариса Левтеева.

Искусствовед.