Узбекистан: исторические корни народной архитектуры

Узбекистан — страна с богатой историей градостроительства и уникальными памятниками зодчества. Благодаря этому и созданным за последние годы условиям республика стала особенно привлекательной для туризма. В рамках работы по созданию соответствующей инфраструктуры актуальным остается вопрос систематизации исторических этапов становления градостроительства на примере объектов — с самых первых образцов и до наших дней. Такой проект позволит продемонстрировать всю панораму стилей в регионе.

По разным причинам сооружения раннего средневековья, воспетые античными авторами, понесли непоправимые потери. Это можно увидеть на примере 12 городов, основанных Александром Македонским в Бактрии и Согдиане. Как нам известно, эпоха великого полководца и его преемников ознаменована расцветом градостроительного искусства в странах эллинистического мира.

Небывалый размах самобытных городов, основание семидесяти из которых приписывается именно Александру Македонскому, вызвал к жизни практическую реализацию новых идей. В том числе это можно проследить и в градостроительстве среднеазиатского междуречья.

Многие объекты, часто посещаемые туристами, — средневековые культовые сооружения исламского периода, — уникальные памятники архитектурного творчества Узбекистана. К сожалению, аутентичных объектов, которые могли бы создать целостную панораму исторических стилей градостроительства нашей страны периодов античности и раннего средневековья, не сохранилось.

Где же воспетые греческими авторами сооружения периодов Селевкидов и Греко-Бактрии, дворцы правителей Кушанскойимперии? Что произошло с памятниками зодчества раннего средневековья?

Все это -лишь малая часть огромного утерянного наследия. Основные причины — войны, природные катаклизмы, разрушение мест поклонения в результате захватнических походов. Остались развалины и холмы. К ним можно отнести Шаштепу, Октепу, Мингурик,в былые времена возвышавшиеся в древнем Шаше.

По данным крупного ученого, специалиста по реставрации профессора Константина Крюкова, из списка занесенных в реестр 35 тысяч сооружений зодчества к 70-м годам прошлого века осталось 3500. Сокращение бесценных объектов в десять раз не могло не создать настоящий пробел в истории архитектуры нашего региона. Вместе с тем бытует мнение, что до нас не дошло ни одно сооружение периодов античности и раннего средневековья, демонстрирующее в полной мере достижения проектной культуры в градостроительстве предков. У нас есть теоретические труды, исследования археологов о строительной технике древних зодчих, по которым можно получить представление о реалиях того периода.

Пример тому — монография крупнейшего археолога Василия Шишкина по археологическому объекту «Варахша», откуда узнаем: «…дома на Афросиабе строились глинобитные. Из сырцового кирпича и каркасные». Обратимся к труду ученных классиков искусствознания Галины Пугаченковой и Лазаря Ремпеляпо истории искусств Узбекистана: «Работы по возведению Александрии Эсхаты велись очень быстро – около трех недель. Одновременно с крепостным валом в городе возводились дома… Судя по быстрым темпам строительства, можно предположить, что оно было глинобитным (крепостные стены) и глинокаркасным (жилые и общественные здания)». 

Если даже начинать историю внедрения каркасных технологий с момента возведения вышеупомянутой Александрии Эсхаты Македонским, располагавшейся к северу от Бактрии у входа в Ферганскую долину, ее истории не менее 2300 лет. Эту дату условно можно обозначить как точку отсчета наступления новой эры в строительстве.

Поэтому так важны действия, предпринимаемые для сохранения памятников народного зодчества — древних кварталов. Данные объекты, дошедшие до нас, — бесценное наследие античности, свидетельствующее о глубине традиций культуры проектирования древних зодчих. По этой причине ведущиеся сносы жителями домов и возведение на их месте новостроя вызывают тревогу значительной части интеллигенции и любителей старины, представителей сферы.

Причины сносов, а также вызываемые ими проблемы.

  • неисследованность в науке значения каркасной системы памятников народного зодчества в градостроительстве Узбекистана;
  • до сих пор не решены вопросы хронологической периодизации этапов и времени появления каркасных конструктивно-технологических новаций в технике возведения домов; 
  • научно не исследован инженерный потенциал и возможности его внедрения в практику современного строительства.

Состояние старогородских кварталов до сих пор оставляет желать лучшего, многие из них требуют незамедлительного проведения реставрационных, консервационных и других работ. Для этого прежде всего необходимо создать проект концепции по сохранению объектов народного зодчества.

Проектная культура возведения жилых домов с историей не менее чем в 2330 лет является национальным достоянием, ни с чем не сравнимым показателем высокого уровня национальной строительной культуры нашего народа. По этому поводу Валентина Манакова говорила: «Ташкентское народное зодчество конца ХIX — начала XX веков унаследовало для новых поколений богатый опыт традиций местной зодческой школы. Оно уникально, в нем проявляются самобытные конструктивно-декоративные черты». И это правда, с точки зрения технологии нет системы столь же аутентичной, как в Центральной Азии.

Показателен опыт обеспечения сохранности старогородских кварталов Бухары, которые получили статус архитектурно-археологического заповедника, позволивший сохранить центральную часть города. Об этом говорил и архитектор Александр Долгов: «Многие работники этой сферы, знающие Бухару и побывавшие в Бухаре, а также большинство местного населения, высказали твердое мнение, что реконструкция центра города нецелесообразна. Следует отметить, насколько правильно было принятое решение».

В результате Бухара стала самым привлекательным городом страны с точки зрения туризма.

Следует отметить, что архитектурная ценность старогородских домов заключается не только в инженерных качествах каркасной системы, но и в улицах, проточной сети арыков, проходящей через каждый двор, полноводных каналах (анхоры) и водоемах (хаузы), дающих прохладу в домах, дворах и махаллинских центрах кварталов.

Как отмечает известный ученый, автор монографии «У истоков современного градостроительства Узбекистана» Владимир Нильсен: «Все, кто в какой-то степени интересовался структурой старогородской застройки, обычно отмечают малую ширину улиц и хаотичность застройки. Однако это не совсем верно. Хотя в распланировке улиц нет привычной европейскому глазу регулярности, в расположении их есть определенная система. Все тупички как бы вливаются в переулки, те — в более широкие улицы и последние — в основные радиальные артерии, которые обязательно выведут либо в центр города, либо к городским воротам. Выбору правильного направления способствует и постепенная насыщенность артерии разными постройками общественного пользования — мечетями, кузницами, чайханами, торговыми лавочками, которых к центру становилось больше и больше».

Для справедливости необходимо обратить внимание и на то, что в нашей стране проведена масштабная работа по реставрации памятников архитектуры средневековья. Так, первые такие проекты в 20-30-х годахXXвека вели потомственные мастера-строители. Сегодня это дело продолжают их преемники, сохранившие искусство изготовления прочных материалов и способы возведения сложнейших сводчатых систем, методы создания растительных и геометрических узоров. Мастерство это своим корнями уходит в глубь веков.

Отреставрированные старогородские дома, улицы и махаллинские кварталы — символ достижений национальной дизайнерской культуры античности.

Не реагировать на проблему памятников народного зодчества — значит неуважать и недооценивать наследие отечественной градостроительной школы. В свою очередь положительное решение насущных вопросовпозволит устранить разрыв в истории между античностью и средневековьем. К тому же старогородкие кварталы привлекательны для туристов. Остается только догадываться о том, каков был бы наплыв гостей из разных стран, если б жилые массивы получили должную заботу. 

Прежде всего необходимо наладить инфраструктуру и инженерную коммуникацию, привести в порядок проезжую часть, улицы замостить булыжником или брусчаткой, а тротуары — кирпичом. Создать отдельную реставрационную концепцию. А все остальное сделают владельцы домов.

Требования к реставрации исторических ансамблей и комплексов. 

  • соблюдение единства сложившейся системы махалли;
  • обеспечение сохранности архитектурно-художественных качеств комплекса;
  • создание при необходимости альтернативного облика памятников архитектуры;
  • формирование ансамблей в гармонии с окружающей средой;
  • восстановление архитектурных образов на основе проектов, соответствующих сохранившейся части комплексов.

А что касается практики реставрации и реконструкции объектов, то необходимо в первую очередь создать адекватную систему (наподобие глиносоломенных крыш, но с использованием современных технологий) и сформировать историко-архитектурный комплекс, отражающий дух старого города.

***

Не нужно быть экспертом сферы, чтобы понимать: реставрация требует больших финансовых вложений. Но если Старому городу будет присвоен статус архитектурно-археологического заповедника, проект привлечет широчайший круг инвесторов.

К тому же восстановление обойдется дешевле, чем снос.

С другой стороны, город преобразится, если совместить современные инновационные технологии строительства (в качестве примера можно привести целый ряд City, возводимых в разных частях страны) и аутентичный дух Старого города конца XIX века. Тогда Ташкент станет еще больше привлекать туристов, съемочные группы, фотографов. Ведь известно, что любое архитектурное величие ярче отражается в гармоничном контрасте сооружений.

Жамшид Абдуллаев.

Соискатель Ташкентского архитектурно-строительного университета, главный архитектор проектов OOO «Arch Neo Design».