Суверенное равенство. Конституционная реформа укрепит миролюбивый внешнеполитический курс Узбекистана

Проходящая в Узбекистане конституционная реформа во многом призвана закрепить в Основном законе те позитивные изменения, которые были достигнуты нашей страной в последние годы в разных сферах социально-политического, экономического и культурно-гуманитарного развития.

Одной из сфер является внешняя политика, где Узбекистану благодаря новой модели выстраивания отношений с региональными и глобальными игроками, основанной на миролюбии и уважении международного права, удалось получить целый ряд позитивных результатов.

Исходя из этого ключевые положения реализуемой модели узбекской внешней политики предлагается закрепить в статьях 17 и 18 проекта новой редакции Конституции. В данных статьях декларируется миролюбивый характер узбекской внешней политики, основанной на принципах суверенного равенства и территориальной целостности государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ.

В них также указывается, что Узбекистан следует таким принципам, как мирное урегулирование споров и невмешательство во внутренние дела других государств, а его внешняя политика направлена на всемерное развитие двусторонних и многосторонних отношений с государствами и международными организациями. Регламентируется, что Республика Узбекистан может заключать союзы, входить в содружества и другие межгосударственные образования, а также выходить из них исходя из высших интересов государства, народа, его благосостояния и безопасности.

Стратегическая ценность предлагаемых поправок заключается в том, что они прежде всего посылают четкий сигнал всем акторам международных отношений о принципиально миролюбивой политике нашей страны. Их значимость особо понятна, если взглянуть на те сложные процессы, которые в последние годы протекают в мире.

В первую очередь речь идет о постепенном нарастании глобальной геополитической напряженности, параллельно с которой отмечается рост недоверия в межгосударственных отношениях и постепенное возвращение блокового мышления, по целому ряду характеристик аналогичного временам холодной войны, когда мир был разделен на два враждебных идеологических лагеря.

Очевидный кризис международного права и усиление тенденции на применение права сильного ставят под угрозу фундаментальные достижения человеческой цивилизации в области формирования универсальной и предсказуемой системы международных отношений, основой которой выступают принципы суверенного равенства всех государств, нерушимости их границ и территориальной целостности, неприменения силы или угрозы силой.

На кризис международного права накладывается возрастающая нестабильность в мировой экономике и финансовой системе, которая в свою очередь ставит под угрозу весь комплекс связей, созданных в результате глобализации.

Еще одним проявлением нарастающих кризисных процессов в мире можно считать повышение уровня конфликтогенности, понимаемой как совокупность разных видов напряженности в межгосударственных и социальных отношениях. Вновь начинает повышаться градус напряженности во многих ранее замороженных этнических религиозных и пограничных конфликтах, отмечаются противоречия в области ценностей, межпоколенческих и гендерных отношений.

Нельзя не сказать, что под всем этим комплексом сложнейших процессов не лежат объективные причины. Перед международным сообществом стоят два варианта дальнейшего развития событий — или продолжать идти по пути обострения противоречий и погружения в длительный период нестабильности и недоверия, или внять голосу разума и попытаться совместно выработать новые правила игры на основе уважения принципов и норм международного права.

Узбекистан, вынося на общенациональный референдум статьи 17 и 18 новой редакции Конституции и декларируя миролюбивую внешнюю политику, однозначно дает понять, что он выступает за цивилизованное и взаимовыгодное развитие современного человечества, за мирное разрешение имеющихся споров на основе поиска компромиссов.

По большому счету, нужно понимать, что человечество уже подошло к такому этапу своего развития и сталкивается с проблемами такого уровня сложности и масштаба решение которых требует объединения усилий всех стран мира Только так мы можем выйти на качественно новый общечеловеческий этап интеллектуальной, социальной и ценностной эволюции В противном случае выбрав путь конфронтации и недоверия, глобальное сообщество в очередной раз скатится в регресс, столкнувшись с невосполнимыми потерями человеческих и материальных ресурсов, как это уже неоднократно было в истории ХIХ и XX веков.

В последние годы Узбекистан посредством осуществления миролюбивой политики вносит свой заметный вклад на региональном уровне в становление нового конструктивного глобального мироустройства. В первую очередь необходимо отметить тот факт, что благодаря усилиям нашей страны в сотрудничестве с партнерами удалось добиться качественного изменения ситуации с безопасностью и доверием в Центральной Азии.

Еще недавно Центральноазиатский регион рассматривался в экспертном сообществе чуть ли не в качестве пороховой бочки в силу, казалось бы, неразрешимых противоречий как между государствами-соседями, так и глобальными игроками, имевшими своими интересы в Центральной Азии. Однако новая узбекская внешняя политика как составная часть начавшейся политики реформ и открытости привела к быстрой нормализации отношений Узбекистана с Кыргызстаном и Таджикистаном, решению многих острых проблем, связанных с определением границ, водного сотрудничества, визовым режимом, транспортным сообщением, что затем позволило приступить к выстраиванию новой региональной модели развития и сотрудничества с участием всех пяти государств Центральной Азии.

Одной из ключевых площадок, где происходит выстраивание подобной модели, является формат консультативных встреч глав государств Центральной Азии. Инициатором этого формата выступил Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев. В период с 2018 по 2022 годы прошли четыре встречи в Астане (Казахстан). Ташкенте (Узбекистан), Авазе (Туркменистан) и Чолпон-Ате (Кыргызстан). Проведение пятой встречи ожидается в 2023 году в Душанбе (Таджикистан).

Консультативные встречи уже вышли на обсуждение и принятие документов общерегионального уровня, среди которых можно отметить подписание в ходе встречи в Чолпон-Ате «дорожной карты» развития регионального сотрудничества на 2022—2024 годы и центрально- азиатской региональной программы «Зеленая повестка дня». Они же в свою очередь позволяют надеяться на появление со временем в регионе феномена, известного в политической науке как «сообщество безопасности». Для этого уже есть такие ключевые основания, как общее историческое прошлое, этническая, языковая, религиозная и ценностная близость народов центральноазиатских стран.

Не исключено, что при благоприятном развитии событий частью общего пространства безопасности могут стать Афганистан и некоторые страны Южной Азии. Узбекистаном на этом направлении уже несколько лет ведется активная работа по расширению торгово-экономического, политического и гуманитарного сотрудничества с государствами Южной Азии, опираясь на принципы миролюбивой политики.

Подводя итог вышесказанному. хотелось бы еще раз отметить. что конституционная реформа в Узбекистане выходит далеко за рамки только внутренней политики. Она представляет собой, особенно в своей внешнеполитической части, вклад нашей страны в мирный вариант развития региональных и глобальных процессов, где принципы и нормы международного права видятся как единственно возможные основы для создания новой модели конструктивного и взаимовыгодного сотрудничества и развития всех членов мирового сообщества.

Рустам Махмудов

доцент УМЭД, ведущим научный сотрудник

Института перспективных

международных исследований

(Узбекистан).