Нет будущего у народа, не нацеленного на свое совершенствование, не заботящегося о новом поколении
Нынешнее неспокойное время в мировом сообществе характеризуется не только экономической нестабильностью, но и духовным кризисом. По мнению ученых, он проявляется в том, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию, в том числе детскому и молодежному, во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.
Кризис семьи, низкий уровень духовно-нравственной культуры многих современных родителей. Некомпетентность в вопросах духовного становления и воспитания ребенка, утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей. Эти тенденции распространяются практически во всех государствах.
Несомненно, на новом этапе реформ для Узбекистана приоритетным является не только решение политических, экономических, социальных вопросов, но и прежде всего проблем, связанных с воспитанием человека, формированием у него нравственных качеств. Проводимая конституционная реформа позволит определить, какие политико-правовые, социально-экономические и духовно-нравственные принципы, ценности и интересы будут для нас главными.
Вопрос духовно-нравственного воспитания — далеко не простой, он требует от каждого человека, от каждой семьи, общества и государства серьезного внимания и непрерывного труда. Чрезвычайно актуальное значение имеют слова великого просветителя Абдуллы Авлони: «Воспитание для нас — вопрос жизни или смерти, спасения или гибели, счастья или беды».
Сила, оберегающая нацию
Центральная Азия наряду с древнейшими мировыми цивилизациями внесла весомый вклад в формирование культурного облика современного человечества и непреходящих ценностей. В нашем регионе в свое время были распространены разные религии: зороастризм, буддизм, христианство и ислам.
В Узбекистане на протяжении веков
происходило глобальное взаимообогащение культур. Кочевые народы уживались с
оседлыми, персы — с тюрками, мусульмане — с христианами и иудеями. Все это
создало мозаичный этнический состав региона, следовательно, и этническую,
культурную и религиозную толерантность нашего народа.
Культурное наследие Узбекистана аккумулирует в себе социальные и культурные связи, жизненный опыт, тысячелетние достижения, которых добился наш народ в науке, искусстве и производстве. В нем сосредоточены мораль, права, обычаи и традиции, литература и искусство, уроки истории. Благодаря реформам, проводимым в стране, открылись мощные пласты духовной культуры, явственно изменившие народную психологию в сторону патриотизма, национальной гордости, открытости для всего мира.
С древнейших времен такие критерии, как уважение подрастающего поколения к своей стране, любовь к Родине и верность Отечеству, были в центре внимания ученых и мыслителей. Нельзя не отметить огромное значение в воспитании молодого поколения исторических корней, богатого интеллектуального наследия, которое нам оставили великие предки — Ахмад Яссави, Бахауддин Накшбанд, Абу Райхан Беруни, Абу Наср Фараби, Абу Али Ибн Сина, Имам аль-Бухари, Имам Термизи, Амир Темур, Мирзо Улугбек, Алишер Навои, Захириддин Мухаммад Бабур и другие. Как писал Ахмад Яссави: «Существование человечества немыслимо без духовных порывов, а человек, не имеющий целей, не знающий забот, уподобляется животным».
Можно бесконечно перечислять составляющие духовного наследия Узбекистана, однако главное заключается в том, что оно безмерно расширяет кругозор людей, обогащает их жизнь интеллектуально и эмоционально, служит неисчерпаемым источником знаний. При этом опасно забывать опыт и наследие предков или отказываться от них. Как говорится, «если выстрелить в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки». Важно понимать, что именно духовность оберегает нацию, национальную культуру, образ жизни, это потенциал самосохранения и саморазвития народа.
Культуре и молодежи — всесторонняя поддержка
Строительство нового Узбекистана является продолжением национального развития на новом этапе, с еще более глубоким изучением нашей древней истории, уникального культурного наследия. Огромная работа проводится по развитию культуры, кинематографии, литературы, музыки, ремесел, танцевального и других видов искусства. Для объективного и всестороннего изучения отечественной истории действуют Центр исследований культурных ценностей Узбекистана, находящихся за рубежом, Координационно-методический центр по вопросам новейшей истории Узбекистана при Академии наук, телеканал «Узбекистон тарихи».
Для повышения роли и значения творческих союзов в жизни страны, укрепления их материально-технической базы созданы Общественный фонд по поддержке творческих деятелей Узбекистана «Илхом», а также совместно с крупными компаниями и банками — «клубы друзей», опекающие учреждения культуры. В Ташкенте на территории Национального парка созданы Аллея литераторов, построено новое здание Союза писателей, в ряде регионов — творческие школы, носящие имена выдающихся писателей и поэтов. Также реконструированы Кокандский городской, Хорезмский, Джизакский и другие областные драматические театры, организован Ферганский филиал Узбекского государственного института искусств и культуры.
В целях изучения и популяризации научного и духовного наследия великих богословов и мыслителей, внесших неоценимый вклад в развитие исламской цивилизации, осуществляют деятельность международные научно-исследовательские центры Имама Бухари в Самарканде, Имама Термизи в Сурхандарье и Имама Матуриди в Ташкенте, а также Международная исламская академия Узбекистана. Они помогают развивать представление о том, каким великим делам посвятили себя наши славные предки, что позволяет формировать чувство гордости за нашу богатую историю и культуру.
Строящийся в столице Центр исламской цивилизации призван сыграть важную роль в глубоком изучении и международном продвижении богатого духовного наследия нашего народа, а также в воспитании молодого поколения на основе национальных и общечеловеческих ценностей.
Действительно, самые большие надежды мы возлагаем на молодежь — решающую и созидательную силу, которой принадлежит будущее страны. В стране созданы необходимые условия для реализации жизненных целей молодежи, а их проблемы решаются на уровне государственной политики.
За последние годы принято около 80 законодательных и нормативно-правовых актов, посвященных этим вопросам, в том числе Закон Республики Узбекистан «О государственной молодежной политике» от 14 сентября 2016 года. По предложению Президента 30 июня объявлен Днем молодежи. Разработаны Концепция развития государственной молодежной политики в Узбекистане до 2025 года, Концепция развития физической культуры и массового спорта на 2019—2023 годы, Национальная программа развития и поддержки культуры чтения на 2020—2025 годы.
Для поощрения в молодых людях стремления стать всесторонне развитыми, высокообразованными гражданами и патриотами созданы институциональные структуры. Это Комитет Сената Олий Мажлиса по вопросам молодежи, культуры и спорта, Комиссия по делам молодежи при Законодательной палате, молодежные парламенты при обеих палатах, Агентство по делам молодежи, Институт изучения проблем молодежи и подготовки перспективных кадров, Молодежная академия при Министерстве высшего образования, науки и инноваций и другие.
По инициативе Президента внедрена «молодежная тетрадь» — абсолютно новая система поддержки и трудоустройства безработных юношей и девушек. С 2020 года внедрена система микрокредитования молодежного предпринимательства, а также введена практика предоставления ссуд молодым людям без залога для открытия собственного дела. Созданный в сентябре 2018 года фонд «Эл-юрт умиди» предоставляет гранты талантливым молодым людям, жаждущим заниматься наукой и обучаться в ведущих зарубежных вузах. В стране особое внимание уделяется работе по подготовке высококвалифицированных кадров в области информационных технологий. В рамках стратегии «Цифровой Узбекистан-2030» реализовано 89 проектов в регионах и более 200 — в отраслях, реализуется проект «Один миллион программистов» и другие.
Вместе с тем важно помнить, что фундамент нашего будущего закладывается в семье, в детских садах, школах, а завтрашний день зависит от того, какое обучение и воспитание получат наши дети. Сейчас в стране происходит реформирование всех звеньев образования — от дошкольного до высшего. Необходимо прививать духовно-нравственные принципы детям с дошкольного возраста, чтобы они стали фундаментом личности творческой, думающей, созидающей. На всех образовательных этапах нужны высококвалифицированные кадры, которые смогут содействовать развитию способностей и выявлению талантов у детей и молодежи.
Не отдаленная цель, а реальная программа
Все вышеизложенное не означает, что нет проблем. Они есть, и их надо решать. Процессы глобализации и технологизации все больше деформируют сознание человека, подменяя традиционную нравственную психологию вдумчивого восприятия психологией потребителя. Именно поэтому в условиях проводимой конституционной реформы мы должны осознать имеющиеся проблемы и закрепить в Основном законе чрезвычайную значимость духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В этой связи особо важным представляется закрепление в Конституции нормы о том, что государство и общество заботятся о формировании у детей и молодежи приверженности национальным и общечеловеческим ценностям, гордости за богатое культурное и духовное наследие народа, чувства патриотизма.
Принятие данной конституционной нормы позволит охватить всю систему образования и воспитания — от детского сада до вуза масштабной работой по воспитанию гармонично развитой молодежи. Только совместная и системная работа государства и всего общества позволит воспитать молодых людей, способных создавать новое, творческих, мыслящих, эмоционально чутких, идейно и нравственно сформированных. Духовное развитие личности должно стать не отдаленной целью, а реальной программой воспитания. Один из важнейших этапов ее реализации — формирование любви к своей стране, родному краю. Патриотическое воспитание консолидирует общество.
Любовь к Родине не дает проявляться худшим качествам в людях — равнодушию, эгоизму, цинизму, немотивированной агрессии. Поэтому сейчас нашей молодежи нужны героические примеры не только из истории, но и реальные люди с реальными поступками, достойными уважения и подражания. Также надеемся, что конституционные положения и нормы будут способствовать и повышению роли школы и образовательных учреждений в мировоззренческой подготовке молодежи к жизни в изменившемся обществе. Ведь выполнение программы по духовному становлению личности — это важнейшее условие прогрессивного и успешного развития Узбекистана в будущем.
Каринэ Джавакова,
доктор философских наук, профессор.