В последнее время в области гражданской авиации Узбекистана реализуются масштабные реформы по либерализации авиационного рынка, расширению географии полетов, внедрению современных методов управления в сферу и доведению качества обслуживания пассажиров до уровня современных требований.
В летописи независимого Узбекистана много событий, определивших настоящее и будущее страны, а также развитие туристского потенциала республики. Одним из таких стало создание в 1992 году Национальной авиакомпании. В 2019-м на базе НАК «Узбекистон хаво йуллари» согласно Указу Президента Шавката Мирзиёева создано акционерное общество Uzbekistan Airports.
Сегодня Uzbekistan Airports выступает единым исполнительным и связующим органом всех аэропортов республики. В основные его задачи входят реализация стратегии развития отечественных воздушных гаваней, осуществление методического руководства их деятельности, аккумулирование финансовых потоков для осуществления проектов развития инфраструктуры аэропортов и внедрения новых.
За 2022 год Uzbekistan Airports сделано немало. Так, по данным ICAO, общий мировой пассажирский трафик к концу 2022-го восстановился на 70 процентов по сравнению с 2019-м. В свою очередь Узбекистан превысил допандемийный год на 22 процента: трафик составил 7,9 млн пассажиров (рост на 46 процентов по сравнению с 2021-м). На внутренних рейсах в 2022 году обслужено 1,7 млн пассажиров, что на 30 процентов больше, чем в 2019-м за счет увеличения частот и маршрутов Uzbekistan Airways. Рост внутреннего пассажиропотока в 2022-м по сравнению с 2021 годом составил 82 процента.
Данных показателей удалось достичь посредством снижения ставок и сборов на 42 процента, а также за счет эффективной коммерческой политики по привлечению международных авиакомпаний, в том числе благодаря работе с дипломатическими миссиями Узбекистана за рубежом и представителями посольств зарубежных стран в нашей стране. Особый вклад внесла организованная Uzbekistan Airports Международная туристическая конференция Discovering Uzbekistan.
В 2023 году планируется увеличение пассажиропотока до 9,29 млн пассажиров. Такие показатели ожидаются на основании создания новых авиакомпаний-резидентов (Panorama Airways, Centrum Air, Air Samarkand, Sayohat Air, Semurg, Silk Avia) и увеличения парка воздушных судов на 34 самолета, а также в результате продолжающейся работы по привлечению новых 20 иностранных авиаперевозчиков.
В 2022 году в аэропорты Узбекистана привлечены 28 новых авиакомпаний, а маршрутная сеть расширилась до 73 направлений. Полеты совершались в/из государств СНГ (47 процентов), Ближнего Востока (31), стран Азии (15) и Европы (7).
В части грузоперевозок также наблюдается рост показателей. В аэропортах Узбекистана в минувшем году обслужено 80,1 тысячи тонн грузов и почты, что на 62 процента выше, чем в 2019-м. В этом году планируется увеличение объема грузов до 95,3 тысячи тонн (рост на 19 процентов к 2022-му), в том числе за счет завершения реконструкции аэропорта города Навои и привлечения к управлению международного грузового оператора G Ports Ground Handling Services Sole Proprietorship LLC (структурное подразделение Terminals Holding Sole Proprietorship LLC).
В 2022 году доходы Uzbekistan Airports выросли на 44 процента по отношению к 2021-му, а экспортная выручка — на 35 за счет привлечения новых авиакомпаний и расширения маршрутной сети.
По прогнозам аналитиков компании, в 2023 году ожидается увеличение доходов на 32 процента, экспортной выручки — на восемь. Налоговые отчисления в бюджет за 2022-й составили 560,7 млрд сумов (увеличились на 159 процентов по сравнению с 2021-м). В этом году предполагается довести отчисления в бюджет до 590,8 млрд сумов.
В течение прошлого года создано 626 рабочих мест в самой управляющей компании и во всех ее структурных подразделениях.
Uzbekistan Airports проводит поэтапное обновление устаревшего парка спецтехники в аэропортах. В 2021 году закуп¬лено 48 единиц на 5,2 млн долларов, в 2022-м — 112 на 14,5 млн.
Потребность в обновлении спецтехники в аэропортах на 2023 год — 199 единиц на 42,7 млн долларов. На модернизацию аэропортов, развитие информационных технологий и создание регионального перевозчика по модели лоукост в 2021 и 2022 годах профинансировано 2115,1 млрд сумов. В 2023-м запланированы инвестиции на 2394,8 млрд сумов.
Учитывая быстро растущий пассажиропоток в аэропортах Узбекистана, необходимо поэтапное расширение аэровокзального комплекса за счет оптимизации и реконструкции действующих площадей и строительства новых. На сегодня сданы в эксплуатацию несколько блоков терминала вылета. Построена зона досмотра на авиационную безопасность общей площадью 935 кв. м. Девять коридоров досмотра позволяют пропускать до 2400 пассажиров в час пик. Там же установлены сканеры для емкостей с жидкостью, одежды и обуви CEIA (Италия), для обнаружения легковоспламеняющихся и взрывчатых веществ, металлических предметов без необходимости снимать обувь либо открывать бутылки. Зал также оснащен рентгенотелевизионным оборудованием Smiths Detection (Германия) для досмотра ручной клади и габаритного багажа. Для обеспечения повышенных мер безопасности установлены бодисканеры ProVision 2 компании Leidos (США), позволяющие быстро и бесконтактно досматривать пассажиров.
Также реконструирована левая часть стерильной зоны столичного аэропорта площадью 2640 кв. м. На новой территории открыты еще один Duty Free и торговый павильон «Арт-Базар», где представлена продукция хунармандов, а также точки продаж национальной гастрономии, гаджетов и международных сим-карт, ювелирных изделий, детского питания, сладостей, аптека и кафе-бар. Организован и первый коворкинг-корнер с возможностью зарядки электронных устройств, что планируется разместить в разных локациях терминала.
До конца марта будет сдан еще один блок в стерильной зоне, куда войдут капсульный отель, санузлы, комнаты для омовения и совершения молитв, а также бизнес-зал Anjir. Это абсолютно новое строительство, которое позволит расширить аэровокзальный комплекс еще на 875 кв. м, что создаст комфортные условия для международных и трансферных пассажиров. К этому времени намечено благоустроить территорию перед терминалом прилета Международного аэропорта «Ташкент» имени Ислама Каримова. Возведут две зоны для встречающих общей площадью порядка 1400 кв. м¬ — одна вместо существующего навеса, другая — на парковке Р2 между вылетом и прилетом.
Важно отметить, что над проектом реконструкции ташкентского аэропорта с учетом отраслевых и сейсмологических норм строительства работает команда отечественных и зарубежных специалистов. В ходе модернизации заменены все инженерные сети в аэровокзальном комплексе: электро- и водоснабжение, отопление, канализация, вентиляция и кондиционирование.
Также ведутся работы по модернизации аэродромного комплекса столичного аэропорта: завершается реконструкция второй взлетно—посадочной полосы и монтаж современного светосигнального оборудования. Закончился ремонт рулежных дорожек РД-1, РД-2А и стоянки B6. Продолжается проектирование 35 зон стоянок для воздушных судов.
Более того, с января 2023 года в аэропортах Ташкента, Самарканда, Бухары, Ферганы и Ургенча состоялось торжественное открытие стоек Tax Free, установленных Налоговым комитетом РУз и начавших свою работу в тестовом режиме.
Система Tax Free подразумевает возврат иностранным гражданам сумм НДС, уплаченных ими при приобретении отдельных видов товаров у предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю в Узбекистане. Это сувенирная продукция, орехи, фрукты и сухофрукты, изделия из кожи и меха, ковры, текстиль и не только.
Динамичное стремление вперед и прогресс гражданской авиации Узбекистана демонстрируют ее грандиозные планы, в целях реализации которых разработана стратегия развития аэропортов страны до 2035 года. И это только часть задач, способных вывести сферу на качественно новый уровень, обеспечивающий ее статус и имидж на мировой арене авиаперевозок.