Акмал Саидов: Обучение правам человека способствует получению навыков и способностей бороться и защищать свои права В Самарканде завершил свою работу Глобальный форум «Образование в области прав человека»

Самарканд, расположенный на перекрестке Великого шелкового пути, вновь стал местом, где реализуются глобальные инициативы. Так, в этом древнем городе прошел Глобальный форум «Образование в области прав человека». Инициатива проведения этой престижной международной конференции была выдвинута Президентом Республики Узбекистан на 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН и 46-й сессии Совета ООН по правам человека.

Всего в Глобальном форуме приняли участие свыше 120 международных экспертов, в числе которых высокопоставленные должностные лица, специалисты по образованию в области прав человека более чем из 30 стран мира, представители государственных органов, около 15 международных и региональных организаций, специализированных учебных заведений, негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества.

Глобальный форум под эгидой ООН прошел в гибридном формате, что позволило специалистам в этой области со всего мира участвовать виртуально в дискуссионных сессиях.

О целях и задачах этого престижного международного мероприятия рассказал директор Национального центра Республики Узбекистан по правам человека Акмал САИДОВ.

— Что предусматривает образование в области прав человека?

— Глава государства не раз подчеркивал, что мы должны продолжить тесное сотрудничество с членами Совета ООН по правам человека и всеми нашими партнерами в целях продвижения инициативы Организации Объединенных Наций «Призыв к действию во имя прав человека».

За последние годы реализованы многие инициативы, выдвинутые Президентом Шавкатом Мирзиёевым, по обеспечению прав и свобод человека. К примеру, в ходе 48-й сессии Совета ООН по правам человека принята Резолюция о последствиях пандемии COVID-19 для прав молодежи.

Кроме того, сегодня в нашей стране последовательно реализуется Национальная стратегия Республики Узбекистан по правам человека. Ведь обеспечение прав и свобод граждан, имплементация международных стандартов в области прав человека в нацио­нальное законодательство и правоприменительную практику стали главными критериями демократических реформ, направленных на создание благоприятных и достойных условий жизни людей.

Возвращаясь к вопросу. Образование в сфере прав человека имеет фундаментальное значение для поощрения всеобщего уважения и повсеместного соблюдения прав человека.

Статьей 26 Всеобщей декларации прав человека определено: каждый человек имеет право на образование, которое должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и увеличение уважения к правам человека и основным свободам.

Цель образования в области прав человека состоит в том, чтобы создать мир, в котором уважают права каждого человека, понимают права и обязанности, распознают их нарушения и принимают действия по их защите.

Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, а также деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

Еще в 1993 году на Всемирной конференции по правам человека в Вене было заявлено, что образование в области прав человека существенно для развития и достижения устойчивых и гармоничных отношений между странами и для содействия взаи­мопониманию, терпимости и мира. А в 1994-м Генеральная Ассамблея ООН провозгласила период с 1995-го по 2004 год Десятилетием образования в области прав человека Организации Объединенных Наций и призвала все государства содействовать обучению, распространению и информированию с целью создания всеобщей культуры.

В 2011 году ООН приняла Декларацию Организации Объединенных Наций об образовании и подготовке в области прав человека, в которой указывается на то, что каждый человек имеет право знать, запрашивать и получать информацию обо всех правах человека и основных свободах и иметь доступ к образованию и подготовке в области прав человека.

В Декларации также отмечено, что образование и подготовка по правам человека имеют существенное значение для поощрения всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод всех лиц в соответствии с принципами универсальности, неделимости и взаимозависимости прав человека.

Положения, касающиеся образования в области прав человека, также включены во многие международные документы, в том числе Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, конвенции о правах ребенка и о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

Образование в области прав человека включает в себя три аспекта:

во-первых, получение знаний о правах человека: что они собой представляют, как гарантируются или защищаются;

во-вторых, обучение и воспитание через права человека, признающие, что контекст и способ образования в области прав человека должны быть организованы и приведены в соответствие с ценностями прав человека (например, участие, свобода мысли и выражения мнения и так далее), и что в образовании в области прав человека процесс обучения так же важен, как и его содержание;

в-третьих, обучение и воспитание путем развития у людей навыков и отношений, которые бы позволяли им применять ценности прав человека в своей жизни и — самостоятельно или совместно с другими людьми — меры для продвижения и защиты прав человека.

Как отметил Верховный комиссар ООН по правам человека Фолькер Тюрк, права человека — это общий язык человечества. Нам нужна такая система прав человека, которая была бы созвучна голосу каждого. Во всем, что касается прав человека, мы должны выступать единым фронтом.

— Глобальный форум посвящен десятилетию Декларации ООН об образовании и подготовке кадров в области прав человека. Что подразумевает реализация данного документа?

— Декларация возлагает на государства — члены ООН ответственность за обеспечение образования и обучения правам человека. Так, согласно Декларации:

во-первых, каждый человек и член общества должен способствовать уважению прав человека и основных свобод посредством образования и обучения;

во-вторых, каждый имеет право на образование, которое должно быть направлено на всестороннее развитие человеческой личности, чувства собственного достоинства, а также на то, чтобы все люди могли стать полезными участниками свободного общества, на развитие взаимопонимания, толерантности и дружбы между всеми национальностями, расовыми, этническими или религиозными группами;

в-третьих, образование в области прав человека служит повышению культуры прав человека, что предполагает осознание прав и свобод и их активное использование, соблюдение обязательств в целях построения демократического общества;

в-четвертых, образование в области прав человека имеет основополагающее значение для поощрения уважения прав человека всеми и обеспечения их полного соблюдения;

в-пятых, образование в области прав человека играет важную роль в обеспечении всестороннего участия людей во всех процессах принятия решений, влияющих на их жизнь в личном, политическом, экономическом, социальном, культурном и экологическом аспектах, а также в предотвращении нарушений и конфликтов.

Проще говоря, образование в области прав человека является жизненно важным процессом, который охватывает всех людей, особенно молодежь. Декларация ООН об образовании и подготовке в области прав человека направлена на реализацию этих благородных целей в глобальном масштабе.

— На Глобальном форуме обсуждались предложения по пятому этапу Всемирной программы образования в области прав человека. Расскажите об этом подробнее.

— Всемирная программа образования в области прав человека — это непрерывная инициатива. Чтобы помочь данному процессу охватить все сферы жизни, крайне важно, чтобы страны внедряли образование в области прав человека в начальных и средних школах, высших учебных заведениях, среди учителей и активистов, на государственной службе, в правоохранительных органах и армии, а также средствах массовой информации.

Всемирная программа является полезным инструментом, помогающим усилить реализацию Декларации ООН об образовании и подготовке в области прав человека на нацио­нальном уровне.

Всемирная программа образования в области прав человека разработана в 2004 году. На первом этапе (2005-2009) главный упор сделан на образовании в области прав человека в учреждениях начального и среднего образования; на втором (2010-2014) основное внимание уделено системе высшего образования и проведению учебных программ по правам человека среди преподавателей и воспитателей, государственных служащих, сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих всех уровней; на третьем (2015-2019) — представителям средств массовой информации.

С 2020 по 2024 год реализуется четвертый этап, в котором основное внимание уделяется молодежи. Так, предусмотрены следующие задачи:

  • обучение и воспитание молодежи в духе равенства, уважения прав человека и недискриминации, что позволяет создать инклюзивное и мирное общество;
  • уделение особого внимания женщинам и детям в соответствии с принципом «Никого не оставлять позади» Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, организация образования в области прав человека для преподавателей, работающих с педагогическими кадрами;
  • проведение соответствующих исследований, оценка и обмен передовым опытом в сфере образования в области прав человека.

В резолюции Совета ООН по правам человека от 6 октября 2022 года отмечены позитивные инициативы разных сторон в ходе четвертого этапа, даны рекомендации активизировать реализацию этапов Всемирной программы образования по всем направлениям.

В данной резолюции поставлен вопрос о формировании предложений по пятому этапу Всемирной программы образования в области прав человека. Управлению Верховного комиссара ООН по правам человека рекомендовано запросить мнения всех структур ООН, государств, институтов гражданского общества и заинтересованных сторон по этой теме.

Такая задача была поставлена в качестве одной из основных и перед участниками Глобального форума «Образование в области прав человека» в Узбекистане. Это отражает актуальность мероприятия, где рассматривались вопросы мировой значимости, важные для всего человечества, дальнейшего общемирового развития образования в области прав человека.

— Как Узбекистан участвует в реализации международных документов, касающихся образования в области прав человека?

— Стоит отметить, что в Новом Узбекистане проделана большая работа в сфере прав человека, в том числе и по совершенствованию образования в этом направлении.

Образование в сфере прав человека является одним из приоритетных направлений государственной политики в Узбекистане по формированию культуры прав человека.

Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиёевым выдвинуты инициативы, направленные на всестороннее обес­печение прав, свобод и законных интересов человека. На их основе уже приняты пять резолюций Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций.

Впервые в истории национальной государственности Республика Узбекистан избрана в Совет ООН по правам человека, что означает выражение высокого признания мирового сообщества и поддержку реализации новой внешней политики нашей страны, в том числе в сфере дальнейшего всестороннего развития сотрудничества с международными организациями и зарубежными странами.

Глава нашего государства подчеркивал: «Все мы глубоко осознаем, что обеспечение прав человека является непрерывным процессом. Об этом свидетельствуют мировая история и опыт демократических государств».

В соответствии с распоряжением Президента от 7 июня 2021 года в Республике Узбекистан создана Национальная комиссия по реализации четвертого этапа Всемирной программы образования в области прав человека в Республике Узбекистан, которая состоит из представителей Сената Олий Мажлиса, министерств иностранных дел, юстиции, высшего и среднего специального образования, народного образования, Агентства по делам молодежи, Омбудсмана, Совета федерации профсоюзов, негосударственных некоммерческих организаций, средств массовой информации, а также руководителей регионов. Цель — повысить информированность о нормах и принципах всеобщей защиты прав человека, международных гарантиях защиты прав человека и основных свобод, а также эффективность работы в этом направлении.

В то же время с участием членов Нацио­нальной комиссии был разработан проект Национальной программы образования в области прав человека. При его подготовке мы опирались на нормы и стандарты международных соглашений, рекомендации органов ООН, отвечающих за права человека, а также на исторические, национальные и культурные ценности нашего общества.

Провозгласив в Конституции принцип примата международного права, Узбекистан присоединился ко многим международным конвенциям, направленным на закрепление и защиту прав и свобод человека (в том числе разных категорий граждан — женщин, детей, лиц с инвалидностью), и принял обязательства по созданию необходимых организационно-правовых условий для поощрения и защиты прав и свобод человека на своей территории.

Новый Узбекистан осуществляет свою политику в сфере прав человека, основываясь на следующих принципах:

  • приверженность общепризнанным идеям и ценностям прав человека, а также своим международным обязательствам;
  • политика государства в сфере прав человека вытекает из приоритетных национальных интересов, которые основываются на формировании правовой государственности и сильного гражданского общества;
  • принцип баланса интересов личности, общества и государства, зафиксированный в Конституции Республики Узбекистан;
  • эволюционный характер осуществляемых политических и социально-экономических реформ;
  • открытость и транспарентность, поскольку Узбекистан готов обсуждать и решать проблемы в этой сфере в диалоге со всеми структурами гражданского общества и с международными партнерами.

В рамках Национальной стратегии Респуб­лики Узбекистан по правам человека определена задача по внедрению учебных курсов по правам человека для высших учебных заведений. Работа в этом направлении последовательно продолжается.

Узбекистан активно участвует в кампании по Всемирной программе образования в области прав человека, реализации положений Декларации ООН об образовании и подготовке в области прав человека. В тесном сотрудничестве с международными партнерами переведены на государственный язык и изданы большими тиражами более 120 основных международно-правовых документов по правам человека.

Вопросы соблюдения и защиты гражданских и политических прав, международных документов и национального законодательства включены в учебные программы образовательных учреждений общего среднего, среднего специального, профессионального и высшего образования, системы повышения квалификации педагогических, медицинских и социальных работников, журналистов, судей, работников правоохранительной системы и адвокатов.

Знаковым событием стало и создание консорциума юридических школ страны с целью открытия магистерской программы по правам человека. В его состав вошли Академия Генеральной прокуратуры Респуб­лики Узбекистан, Национальный центр по правам человека, Ташкентский государственный юридический университет, Университет мировой экономики и дипломатии.

Для поощрения активных представителей институтов гражданского общества, государственных органов и организаций постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан учрежден нагрудный знак «Инсон ҳукуклари ҳимояси учун» («За защиту прав человека»), который вручается ежегодно 10 декабря — в Международный день прав человека — за заслуги в сфере защиты прав человека.

— Каковы основные цели и актуальные задачи проведения Глобального форума?

— Основная цель Самаркандского Глобального форума — подведение промежуточных итогов реализации Декларации ООН об образовании и подготовке в области прав человека и Всемирной программы ООН в области образования по правам человека, а также организация презентации передового опыта, лучших практик и инновационных подходов в данной сфере, обмен мнениями и выработка рекомендаций по совершенствованию системы образования и подготовки в области прав человека на международном, региональном и национальном уровнях.

Перед экспертами был поставлен ряд задач, в том числе:

  • обсудить международный, региональный и национальный опыт и подходы в системе образования в области прав человека, связанные с выполнением положений Декларации ООН об образовании и подготовке в области прав человека;
  • изучить вклад образования в области прав человека в решение актуальных проблем, в частности, в предотвращение дискриминации, насилия и экстремизма;
  • проанализировать данные о реализации образования и воспитания в области прав человека на национальном уровне за последние годы, подготовить по ним предложения;
  • обеспечить обмен информацией (путем выявления, сбора и распространения) о передовом международном, региональном и нацио­нальном опыте, а также о существующих материалах, учреждениях и программах;
  • исходя из требований Декларации ООН об образовании и подготовке в области прав человека и Целей в области устойчивого развития до 2030 года, планируется достичь образцовых результатов по дальнейшему поощрению внед­рения образования в области прав человека на национальном уровне в ближайшие годы.

— Расскажите об итогах Глобального форума «Образование в области прав человека».

— Главным национальным организатором форума является Национальный центр Республики Узбекистан по правам человека. Самаркандская конференция организована в сотрудничестве с нашими международными и зарубежными партнерами, такими как Управление Верховного комиссара ООН по правам человека, Региональное отделение Верховного комиссара по правам человека для Центральной Азии, команда ООН в нашей стране, Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека, офис Координатора проектов ОБСЕ в Узбекистане и Фонд Фридриха Эберта.

По завершении Глобального форума:

  • подведены итоги реализации Декларации ООН об образовании и подготовке в области прав человека и Всемирной программы образования в области прав человека;
  • проанализированы сферы применения существующих международных и региональных документов и подходов в области образования;
  • определены основные задачи по реализации Всемирной программы образования в области прав человека;
  • выработаны конкретные предложения для пятого этапа Всемирной программы образования в области прав человека;
  • пересмотрены образовательные программы и рекомендации с учетом постпандемических тенденций.

В заключительный день форума на основе предложений участников принят Самаркандский План действий на 2023-2025 годы по развитию образования в области прав человека.

В рамках Глобального форума также проведены мастер-классы по образованию в области прав человека, которые прошли в офлайн- и онлайн-форматах на основе передового зарубежного опыта. Интересные лекции и дебаты с именитыми профессорами, приглашенными из разных университетов мира, в свою очередь создали комфортное пространство для живого диалога и практических сессий вопросов и ответов.

В мастер-классах приняли участие свыше 6500 профессоров и преподавателей более чем из 20 высших учебных заведений и научно-­исследовательских учреждений, работающих во всех регионах страны, студенты и аспиранты, молодые ученые, занимающиеся научной деятельностью. Также активное участие в учебно-правовом мероприятии приняли студенты 14 юридических колледжей Министерства юстиции Республики Узбекистан.

Кроме того, в рамках Глобального форума состоялось награждение нагрудными знаками «Инсон ҳукуклари ҳимояси учун» шести соотечественников, двух иностранных граждан и двух ННО.

В целом результаты реализации образования в области прав человека будут служить повышению осведомленности граждан в этой сфере. Люди должны знать и отстаивать свои права и быть уверенными в том, что они будут защищены, уметь выявлять конкретные нарушения прав человека.

Обучение правам человека способствует получению навыков и способностей бороться и защищать свои права, а также осознанию того, что права и свободы — высшая ценность человечества.

Газета «Правда Востока»,

13 декабря 2022 года.