Политические партии являются
наиболее классическими институтами демократии, а демократический принцип
политического плюрализма содействует существованию
многообразия политических сил с конкуренцией между ними
за представительство в органах государственной власти.
Важнейшим механизмом, который позволяет партиям функционировать в
демократической системе, является конкурентная борьба в публичной политической
сфере за право представлять интересы общества и быть носителем политической
власти.
Межпартийная конкуренция интегрирует в себе множество показателей, отражающих
положение дел в обществе: она непосредственно связана с механизмами
избирательного процесса, с формами политической мобилизации, со способами
социального контроля над действиями властей. Иными словами, характер
межпартийной конкуренции становится наиболее точным индикатором степени
демократичности политических процессов. Межпартийная конкуренция проявляется в
форме электорального соперничества, разработке и преподнесении избирателю
партийных программ, в стиле и методах партийной агитации, в коалиционных
стратегиях и т. д.
В Республике Узбекистан особенно за последние годы по инициативе Президента
Республики Узбекистан Шавката Миромоновича Мирзиёева реализуются
поистине широкомасштабные и коренные реформы в области модернизации
политической системы, укрепления роли политических партий в дальнейшей
демократизации государственного управления и формировании основ сильного
гражданского общества.
Так, в Стратегии развития Нового Узбекистана в 2022-2026 годах
усиление роли палат Олий Мажлиса и политических партий
в последовательном продолжении реформ в стране определено в качестве
7 приоритетной цели в области построения гуманного государства путем возвышения
чести и достоинства человека и дальнейшего развития свободного гражданского общества.
Достижение этой цели предусмотрено, в том числе, и путём дальнейшего
усиления роли палат Олий Мажлиса и политических партий при
разработке действенных мер по всестороннему изучению состояния и решению
имеющихся проблем во всех сферах, расширения участия парламента в
обеспечении безусловного и полноценного исполнения на практике принятых
законов.
При этом, руководством страны уделяется особое внимание усилению роли
политических партий в деятельности представительных органов власти, в
особенности нижней палаты парламента страны – Законодательной
палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, в которой
представлены фракции всех пяти действующих политических партий
– центристская партия «Движение предпринимателей и деловых людей –
Либерально-демократическая партия Узбекистана» (сокращенно УзЛиДеП), правая Демократическая
партия Узбекистана «Миллий тикланиш» (ДПМТ), левые
партии: Народно-демократическая партия Узбекистана
(НДПУ) и Социал-демократическая партия «Адолат» (СДПА), а
также Экологическая партия Узбекистана (ЭПУ).
По итогам парламентских выборов
2004/2005 годов УзЛиДеП является правящей партией
в Законодательной палате HYPERLINK
«https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%9C%D0%B0%D0%B6%D0%BB%D0%B8%D1%81»
\o «Олий Мажлис» Олий Мажлиса Республики Узбекистан,
сохраняя этот статус на последующих парламентских
выборах 2009/2010, 2014/2015 и 2019/2020 годов.
В настоящее время баланс сил в нижней палате парламента выглядит
следующим образом: из 150 депутатов 53 являются
представителями УзЛиДеП, 36 – ДПМТ, 24- СДПА, 22-НДПУ, 15 – ЭПУ.
В 2005-2019 годах УзЛиДеП и ДПМТ сформировали «Блок демократических
сил», а НДПУ и СДПА считаются парламентской оппозицией.
За последние семь лет в Законодательной палате отмечается значительная
активизация межфракционной конкуренции, которая отразилась во всех традиционных
направлениях парламентской деятельности.
Так, особое соперничество наблюдается в реализации права законодательной
инициативы. За прошедший 2021 год члены
фракции УзЛиДеП инициировали принятие 4 законов, члены фракции ДПМТ –
3, СДПА -2 и НДПУ – 1.
Впервые внедрена практика межфракционных дебатов при обсуждении
законопроектов. Строго соблюдается принцип невключения в повестку дня заседаний
Законодательной палаты законопроектов, не прошедших обсуждение во фракциях
политических партий.
В результате продвижения фракциями интересов электората в парламентских
дебатах Законодательная палата в 2021 году отклонила 6
законопроектов, в том числе вернула на доработку субъектам права
законодательной инициативы 1 законопроект и 1 проект постановления
Законодательной палаты об изменении границ территории
административно-территориальной единицы. Более того, после межфракционных
дебатов 2 законопроекта были отозваны самими разработчиками.
Особо горячие споры во фракциях политических партий вызвали законопроекты,
предусматривающие внесение изменений и дополнений в связи с дальнейшим
совершенствованием порядка противодействия легализации доходов, полученных от
преступной деятельности, системы защиты прав лиц, подвергшихся наркологическим
заболеваниям, а также проект закона «О социальном
предпринимательстве». В ходе обсуждения этих законопроектов члены фракций особо
отмечали то, что их содержание не отвечает интересам электоральной части
населения республики, не в полной мере обеспечивают надежную защиту прав и
свобод всех граждан.
В результате по всем этим законам Законодательной палатой и
Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан были созданы
согласительные комиссии, в работе которых члены фракций предприняли все
необходимые меры для полного удовлетворения интересов электората своих
политических партий.
Активная межфракционная борьба ведется и в области подотчетности
правительства – Кабинета Министров Республики Узбекистан и других органов
исполнительной власти перед парламентом.
В результате за прошедший 2021 год Законодательная палата резко увеличило
количество мероприятий парламентского контроля, многие из которых были
инициированы фракциями политических партий. В частности, по инициативе фракций
было проведено 23 парламентских слушаний, в том числе по инициативе НДПУ
были заслушаны информации министра инновационного развития Узбекистана и
руководителя Службы санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного
здоровья о проводимой ими работе по охране здоровья населения в период пандемии
коронавируса.
Всего же члены фракций политических партий в Законодательной палате приняли
активное участие в 88 заслушиваний информаций руководителей
органов государственной власти и управления, 47 изучениях исполнения
законов на местах и 35 мониторинговых мероприятиях по изучению
полного и точного выполнения органами исполнительной власти решений
Законодательной палаты и ее комитетов.
По инициативе фракций было направлено 12 парламентских
запроса (6-УзЛиДеП, по 2- СДПА, НДПУ и ЭПУ) должностным лицам, в которых
предлагалось незамедлительно решить вопросы, поднимаемые электоратом
политических партий, конкретными избирателями, а также отраженные в
предвыборных платформах партий.
Активизации здоровому межфракционному соперничеству способствовала и внедренная
практика предварительного обсуждения кандидатов в члены Кабинета Министров
на заседаниях фракций. На этих заседаниях члены фракции получили
возможность напрямую ставить перед будущим членом правительства вопросы,
жизненно важные для электората политических партий и являющиеся приоритетами в
уставных документах политических партий.
Особое соперничество отмечается в вопросе внесения депутатских запросов членами
фракций политических партий в Законодательной палате. За рассматриваемый период
наметилось явное лидерство в этом вопросе членов фракции УзЛиДеП, которые
инициировали более половины от общего количества депутатских запросов
(250 из 462 депутатских запросов или 54,1%).
Таким образом, можно констатировать, что в парламенте Узбекистана постепенно
формируется цивилизованная культура межфракционной борьбы, основной целью
которой является полное и всестороннее обеспечение интересов электората
политических партий, реализация на практики заявленных партиями предвыборных
обещаний, отражение во внутренней и внешней политики их уставных целей и задач,
а в конечном итоге – повышение роли политических партий в дальнейшей
демократизации страны, модернизация экономики и либерализация всех других
областей общественно-политической жизни страны.
Алимжон
АКИЛОВ,
начальник отдела Института проблем
законодательства и парламентских исследований
при Олий Мажлисе Республики Узбекистан,
доктор юридических наук, профессор