Коронавирус, давший о себе знать в декабре 2019-го, распространился по всему миру с огромной скоростью. В результате из-за COVID-19 бизнес, связанный с путешествиями, претерпел огромные убытки. А ведь эта отрасль — значимый источник дохода для многих стран, в том числе Узбекистана. Но с изобретением вакцин, укреплением коллективного иммунитета, своевременным внедрением карантинных мер сегодня страна наверстывает упущенное. Возобновлены туристские маршруты, а отели и достопримечательности открыли свои двери для гостей. Притом специалисты предупреждают: пандемия все еще не подошла к концу.
С убытками столкнулся весь связанный с путешествиями бизнес — от транспортных компаний и гостиниц до магазинов и ресторанов. В результате международный туризм на многих направлениях оказался парализован. С 16 марта 2020-го Узбекистан также был закрыт для иностранных и местных туристов.
В результате свыше 1500 туроператоров и 1200 отелей приостановили деятельность. Это серьезно повлияло на доходы более 250 тысяч человек, в том числе гидов, ремесленников, работников архитектурных памятников и курортных учреждений, объектов общественного питания, транспорта и других.
Руководство страны для смягчения последствий пандемии коронавируса предоставило туристической индустрии ряд преференций. В частности, почти тысячи субъектов получили льготы по налогу на имущество, земельному и социальному налогам. Кроме того, предприятиям отрасли при расчете налога на прибыль разрешено вычитывать убытки, понесенные в 2020-2021 годах, из прибыли последующих лет.
Данные меры поддержали отечественных бизнесменов, многих спасли от разорения. Но в нынешних реалиях становится очевидно: для постоянного устойчивого развития необходимо научиться работать в условиях пандемии.
Борьба с проблемой до ее появления
Важным шагом для возрождения сферы стал проект «Uzbekistan. Safe travel GUARANTEED» («Узбекистан. Безопасное путешествие ГАРАНТИРОВАНО»), представляющий собой систему санитарно-эпидемиологической безопасности для туристов.
Проект был представлен главе государства в конце мая 2020-го, когда не было известно, что пандемия COVID-19 еще не достигла своего пика. Оглядываясь назад, можно констатировать: именно поэтому узбекистанский превентивный путь борьбы с коронавирусом признан одним из самых эффективных. Благодаря своевременным активным действиям и отказу от промедлений Узбекистан входит в число стран, которые открыли достаточно простую, но действенную формулу: бороться с проблемой нужно до ее появления.
Тогда Президент подчеркнул, что для начала необходимо разрешить внутренний туризм между регионами с «зеленым» уровнем карантина. Были даны поручения по организации в горных районах и на побережье озер баз отдыха с использованием легких конструкций. На втором этапе появилась задача сформировать список стран со стабильной ситуацией по коронавирусу и постепенно восстанавливать с ними туристические связи.
Важно было определить, как будут работать гостиницы, как принимать туристов в аэропорту и организовать их перемещение внутри города, страны. Определяемые правила должны быть простыми для соблюдения и понимания, при этом эффективными для предупреждения заболевания. При разработке документа привлечены практики, представители сферы. Поэтому за сравнительно небольшой промежуток времени удалось прийти к оптимальным решениям.
Ну а в целях ускоренного восстановления и создания новых условий развития туризма после стабилизации санитарно-эпидемиологической обстановки в стране, а также в соответствии с Указом главы государства «О неотложных мерах поддержки сферы туризма для снижения негативного воздействия коронавирусной пандемии» от 28 мая 2020-го было принято постановление Президента «О дополнительных мерах по развитию сферы туризма при строгом соблюдении требований усиленного режима санитарно-эпидемиологической безопасности» от 19 июня того же года. В документе прописан ряд беспрецедентных для страны мер, которые по сей день помогают сфере выйти в плюс.
Например, установлено, что по 31 декабря 2023-го за счет средств размещения возвращается 50 процентов от суммы гостиничного сбора.
Льготы и поощрения: всесторонняя поддержка бизнеса
Важным решением стало и то, что для обеспечения необходимого уровня безопасности компенсируется в том числе часть затрат инвесторов на первые 50 проектов по строительству и оснащению новых пассажирских канатных дорог. Это привлекло в республику спонсоров, которые, несмотря на перспективность туристского потенциала в Узбекистане, имели сомнения относительно инвестиций в сферу в период пандемии.
Постановление Кабинета Министров «О мерах по созданию благоприятных условий для восстановления и развития туристической отрасли в Республике Узбекистан» от 10 июля 2020 года сделало соответствующую инфраструктуру еще более привлекательной как для отечественных, так и зарубежных предпринимателей. Фундаментальным шагом к этому стало утверждение в рамках вышеназванного документа Положения о выделении субъектам предпринимательства грантов, компенсаций и оказания финансовой помощи и институциональной поддержки негосударственных некоммерческих организаций — партнеров Государственного комитета Республики Узбекистан по развитию туризма.
Положение определило порядок выделения грантовых средств на компенсацию расходов по организации караоке-залов в регионах, организацию туристических развлечений, институциональную поддержку общественных организаций, осуществляющих деятельность, связанную со сферой туризма, а также на создание короткометражных художественных и документальных фильмов об истории, исторических и легендарных личностях Узбекистана. Стоит отметить, что последняя практика применяется во многих развитых странах, особенно в тех, которые работают над привлечением туристов. Уже почти в ста государствах мира предоставляется такой стимул для зарубежных кинокомпаний. Называется процесс «Rebate», при том обязательно указываются рамки финансового снабжения.
Кстати, анализ опыта зарубежных стран свидетельствует о том, что стимулирование известных кинокомпаний к съемкам кинофильмов в определенной стране может стать мощным маркетинговым инструментом по увеличению туристского потока, привлечению инвестиций и укреплению инфраструктуры обслуживания. Для этого уже имеется собственное название — «кинотуризм». Сегодня основными местами для него считаются ОАЭ, Турция, США, Южная Корея, Греция, Грузия. У Узбекистана есть все шансы в ближайшем будущем оказаться в числе данных стран, тем более туриндустрия — одна из приоритетных сфер.
Ну а субъектам малого предпринимательства, желающим наладить деятельность семейных гостевых домов, будет предоставлена компенсация на срок до трех лет, что предусмотрено постановлением Кабинета Министров «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления правительства Республики Узбекистан в связи с дальнейшим улучшением условий, созданных для субъектов отрасли туризма» от 26 июля 2022-го. На основании документа компенсация может достигать пяти миллиардов сумов. Эта сумма будет выделяться коммерческими банками в национальной валюте сроком до трех лет (с процентной ставкой, не превышающей 1,5 процента от основной ставки Центрального банка).
В соответствии с принятым решением сертификация услуг юртовых и палаточных лагерей осуществляется в упрощенном порядке путем включения их в Единый реестр семейных гостевых домов хостелов на основании акта проверки. Также теперь можно бесплатно создавать туристические информационные центры в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Узбекистан.
Главное — безопасность
Бизнес и экономика, бесспорно, важны. Но никто не должен забывать, что невидимый враг — коронавирус — еще не побежден. Поэтому особое внимание — благополучию граждан Узбекистана и гостей из-за рубежа. В стране утверждены и все еще действуют положения о порядке оказания туроператорских и турагентских услуг, а также о создании и организации деятельности информационных центров туризма.
Согласно первому туроператоры и турагенты осуществляют туристическую деятельность на основании лицензии, выдаваемой уполномоченным госорганом. Туроператорские услуги должны быть сертифицированы в порядке, установленном законодательством.
Принимающая сторона в свою очередь обеспечивает своевременное предоставление заказчику необходимой и надежной информации о туристическом продукте. Теперь она должна содержать и медицинские формальности, соблюдение которых необходимо для осуществления тура, таможенные, пограничные и другие правила, основные требования для оформления документов въезда и выезда, национальные и религиозные особенности места временного пребывания и прочее.
Особые требования, конечно, и к местам пребывания путешественников. Например, на сервисах по бронированию отелей (один из самых популярных — Booking) отечественные гостиницы, отели и гостевые дома теперь обязательно размещают сведения о правилах, внедренных для сохранения здоровья и соблюдения гигиены (физическом дистанцировании, уборке и дезинфекции), о наличии термометров, масок, перчаток и отсутствии предметов совместного пользования (бумажного меню, журналов, ручек).
За последние годы также созданы информационные центры туризма для содействия развитию въездного и внутреннего туризма в Узбекистане, формирования и распространения информации о его туристском потенциале. Организованы они с учетом наличия и особенностей туристических ресурсов, направлений путешествий, туристических зон в каждой административно-территориальной единице нашей страны. Нацелены на оказание качественных информационных услуг, выявление пожеланий и предпочтений отечественных туристов и зарубежных гостей, пропаганду имеющегося турпотенциала, разработку предложений по развитию профильной инфраструктуры, пропаганду национальной культуры, традиций и достижений Узбекистана.
* * *
Сейчас как у населения, так и зарубежных гостей есть возможность свободно путешествовать по Узбекистану, а у разных звеньев инфраструктуры — запустить работу в прежнем режиме с корректировкой на санитарно-эпидемиологические требования, соответственно, начав получать прибыль.
В результате сфера постепенно отходит от сна, расширяя спектр возможностей как для разных заведений, так и путешественников. Интересно и то, что внимание уделено не только восстановлению направления, но и созданию новых возможностей для него. Например, в некоторых отдаленных районах, несмотря на живописную природу, благоприятный климат и возможность отдыхать круглый год, масштабных и современных проектов, способных привлечь туристов в регион, порой не хватает. Решение этого вопроса сегодня в приоритете профильных ведомств: дабы изменить положение дел, специалисты работают над инициативами, которые смогут заинтересовать как узбекистанцев, так и гостей из-за рубежа.
Туризм, объявленный в нашей стране приоритетным направлением экономики, опираясь на новые официальные документы, имеет все шансы занять лидирующее место в Центральноазиатском регионе. Все зависит от представителей сферы, сотрудников и предпринимателей, которые, руководствуясь существующей нормативно-правовой базой, должны вести бизнес с учетом требований времени.
«Правда Востока»
от 23.08.2022г.