КОНСТИТУЦИЯ УЗБЕКИСТАНА: ПРИНЦИПЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН ДОЛЖНЫ БЫТЬ РЕАЛИЗОВАНЫ

Реалии современного мира и нынешнее стремительно меняющееся время требуют от нас созвучных действий. Это в полной мере относится к нормам права как к регулятору общественно-политических процессов в обществе и государстве.

Конституция Республики Узбекистан принята в первые годы обретения нашей страной независи­мости. За прошедший период мы провели и про­должаем проводить масштабные реформы с учетом положительных достижений мировой цивилиза­ции, международно-правовых критериев и требо­ваний.

Президент Шавкат Мирзиёев на встрече с членами Конституционной комиссии 20 июня текущего года отметил: «Обновленная Конституция призвана слу­жить прочной правовой основой и надежным гаран­том реализации долгосрочных стратегий развития нашего государства, процветающей жизни страны и народа. Одним словом, суть и содержание Конститу­ции должны быть наполнены идеей «Во имя чести и достоинства человека» и базироваться на глав­ном принципе наших нынешних реформ «Человек — общество — государство», которые призваны стать основополагающей ценностью в нашей повседнев­ной жизни. То есть честь и достоинство человека отныне должны стоять во главе угла преобразований во всех сферах».

Как показывает мировая практика, во многих государствах конституционные реформы осуществлялись именно в период кардинальных перемен.

Реализация задач, отраженных в Стратегии разви­тия Нового Узбекистана на 2022-2026 годы и имею­щих важное значение в построении справедливого, действительно народного государства, требует нали­чия конституционной основы и еще более прочной законодательной базы. В этом смысле приорите­том становится гармонизация Основного Закона с современными реалиями нашего общества, сутью последовательных реформ, проводимых под руко­водством Президента.

Защита прав и свобод граждан — миссия госу­дарства, которое опирается на соответствующую систему норм, принципов, механизмов и процедурно-правовых правил. Провозглашение авторитета чело­века, его прав и свобод по отношению к остальным социальным ценностям, ориентация на них в госу­дарственной деятельности — один из важнейших принципов.

Признание прав и свобод человека высшей цен­ностью непосредственно вытекает из Конституции Республики Узбекистан. Так, в статье 13 определено: «Демократия в Республике Узбекистан базируется на общечеловеческих принципах, согласно которым высшей ценностью являются человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права. Демократические права и свободы защища­ются Конституцией и законами».

Утверждение прав и свобод человека в качестве высшей ценности невозможно без участия государ­ства не только признавать их, но и неукоснительно соблюдать, а также защищать. Вместе с тем предъ­являются особые требования к нормативно-юриди­ческим актам.

Статус гражданина основывается на неотъемле­мости его прав и свобод. В этом огромное значение имеет конституционная норма. Вместе с тем любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут приме­няться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Всеобщая декларация прав человека установила: «Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными националь­ными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом». Это положение закреплено в статье 19 Конституции Республики Узбекистан. Так, право на судебную защиту при­надлежит каждому физическому лицу (в том числе и недееспособному), кото­рое может защищать свои права через адвоката, родителя или иного закон­ного представителя.

«Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет установ­лена законным порядком, путем глас­ного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все воз­можности для защиты» — закреплено в статье 26 Конституции РУз. Право гражданина на оказание ему квали­фицированной юридической помощи закреплено и в отраслевом законода­тельстве. В уголовном процессе право пользоваться услугами защитника принадлежит подозреваемому, обви­няемому, подсудимому, осужденному, свидетелю; услугами представителя — потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику.

Кроме того, общепризнанный прин­цип презумпции невиновности провоз­глашен в статье 11 Всеобщей деклара­ции прав человека, которая принята Генеральной Ассамблеей ООН, а также в статье 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Правила презумпции невиновности как нормы прямого действия содержат запрет и признание неправомерным обращения с кем-либо как с виновным в совершении преступления, если нет вступившего в законную силу приго­вора суда. При отсутствии соответству­ющего приговора лицо не должно быть подвергнуто уголовному наказанию или ограничениям трудовых, семейных и иных прав и свобод человека и граж­данина, обусловленным признанием его виновным в преступлении.

В соответствии с принципом презумпции невиновности вступивший в законную силу оправдательный при­говор означает признание и провозгла­шение обвиняемого невиновным.

Аналогичные последствия (как и оправдательный приговор) влекут пре­кращение уголовного преследования обвиняемого (подозреваемого) за отсут­ствием события преступления, а также состава преступления в отношении лица, не достигшего возраста, по дости­жении которого возможна уголовная ответственность.

Вместе с тем в Конституции Республики Узбекистан не нашла отражения норма, освобождающая обвиняемого от обязанности доказывать свою невиновность. Хотя адекватная по содержанию формулировка имеется в отраслевом законодательстве, в частности, в части второй статьи 23 Уголовно-процессуаль­ного кодекса РУз говорится: «Подозрева­емый, обвиняемый или подсудимый не обязан доказывать свою невиновность».

Социальная значимость правил о недопустимости переложения обязан­ности доказывания на обвиняемого состоит в том, что таким образом устра­няется зависимость следователя и суда от субъективного фактора — желания и возможностей обвиняемого доказать свою невиновность, наличие или отсут­ствие доказательственных фактов.

В Международном пакте о граждан­ских и политических правах на страны-участницы возложены обязательства обеспечить любому лицу эффективные средства правовой защиты экономиче­ских, социальных, культурных, а также гражданских и политических прав и свобод в случаях их нарушения; право на защиту для любого лица, нуждающе­гося в ней; применение компетентными властями средств правовой защиты, когда они предоставляются.

В соответствии с частью третьей статьи 13 Уголовного кодекса Респу­блики Узбекистан, которая гласит: «Закон, устанавливающий преступ­ность деяния, усиливающий наказа­ние или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет», при принятии закона, уста­навливающего или отягчающего ответственность, он не применяется к ранее совершенным деяниям, то есть не имеет обратной силы. Это означает, что никто не может нести ответствен­ность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правона­рушением. В то же время, если после совершения правонарушения ответ­ственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

В Конституции, кодексах и законах Республики Узбекистан перечислены основные права и свободы человека и гражданина, закрепленные в меж­дународных документах. Однако этот перечень не является тождественным. В международных соглашениях зафик­сированы лишь те основные права и сво­боды, которые являются приемлемыми для большинства государств мира и должны соблюдаться государствами — участниками этих соглашений. В тех случаях, когда международные доку­менты фиксируют более высокий уро­вень прав и свобод человека, на терри­тории нашей страны приоритет должен отдаваться общепризнанным нормам международного права. Не допускается какое-либо ограничение или умаление общепризнанных принципов и норм международного права, касающихся прав человека, под тем предлогом, что они не перечислены в Конституции Республики Узбекистан.

Права и свободы человека нельзя рассматривать как абсолютные: ведь человек живет в обществе и действует в системе общественных взаимосвя­зей. Для нормального функционирова­ния демократического социума нужен определенный порядок. Поэтому невоз­можно представить цивилизованное общества без соблюдения его членами обязанностей как перед государством, на территории которого они прожи­вают, так и перед другими людьми. Если бы каждый имел ничем не огра­ниченные права и свободы, то любое общество было бы ввергнуто в хаос.

Свободное развитие личности достижимо в том случае, если права, закрепленные в Конституции и зако­нах, базируются на признании достоин­ства человека, если в государстве соз­даны условия для пользования каждым гражданскими и политическими сво­бодами, равно как и экономическими, социальными и культурными правами.

Гарантии обеспечения прав человека имеют значение лишь в совокупности, ибо они не могут быть обеспечены только экономическими или только юридическими средствами. Лишь в комплексе они образуют тот проч­ный фундамент, на котором строится система осуществления основных конституционных прав и свобод человека.

Таким образом, в целях установле­ния конституционных гарантий надеж­ной защиты прав и свобод граждан в Новом Узбекистане, где человеческое достоинство является приоритетом, представляется целесообразным внести изменения и дополнения в Конститу­цию Республики Узбекистан, предус­матривающие следующие нормы:

— никто не обязан свидетельствовать против себя, своего супруга и установ­ленных законом близких родственников. Обвиняемый имеет право быть осведом­ленным о сути и основаниях обвинения; требовать проведения очной ставки со свидетелями, которые дали показания против него; требовать вызова свидете­лей, которые могут дать показания в его пользу; пользоваться помощью адвоката для защиты. Подозреваемый, обвиняе­мый или подсудимый не обязан доказы­вать свою невиновность. Все сомнения в виновности, если исчерпаны возможно­сти их устранить, должны разрешаться в пользу подозреваемого, обвиняемого или подсудимого;

— преступность и наказуемость дея­ния определяется законом, действовав­шим во время его совершения. Никто не может дважды нести ответственность за одно и то же правонарушение. Никто не может быть осужден, наказан, лишен своего имущества или каких-либо прав на основании официально не объявлен­ного закона. Закон, устраняющий пре­ступность деяния, смягчающий нака­зание или иным образом улучшающий положение лица, имеет обратную силу. Закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Указанные предложения о внесении в Основной Закон в качестве отдель­ных норм актуальны и соответствуют требованиям таких документов, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейская конвенция по правам человека. Такие нормы регламентированы в консти­туциях Франции, Германии, Бельгии, Финляндии, Эстонии, Болгарии, Чехии, Хорватии, Кипра, Албании, Грузии, Армении, Чили, Эквадора и многих других стран.

Регламентация их в Конституции Нового Узбекистана послужит превра­щению принципов справедливости в необходимое условие развития нашей страны, эффективную защиту прав и свобод личности, возвышение чести и достоинства человека.

Мирзаюсуп Рустамбаев.

Начальник Университета

общественной безопасности

Республики Узбекистан, доктор

юридических наук, профессор.

Правда Востока №124 от 23 июня 2022 года