За последние годы международный экстремизм и терроризм превратились в глобальную проблему современности, которая остается одной из главных угроз международному миру и безопасности. При этом расширяются масштабы, усложняется характер, возрастает численность терактов, становятся более разнообразными их формы, объекты и цели.
Необходимо признать тот факт, что сегодня международные террористические и религиозно-экстремистские организации видоизменились в глобальные вызовы и угрозы, а также приобрели новый облик, достигнув невероятных возможностей. Сегодня они способны поставить под угрозу целостность государств и стабильность целых регионов.
Трансформация международного терроризма в сложное социально-политическое явление требует постоянного поиска путей выработки эффективных мер реагирования, изучения истоков появления экстремистских мировоззрений, ответственности за благополучие миллионов людей, населяющих обширный регион Центральной Азии.
В этих условиях в Республике
Узбекистан создана и продолжает развиваться национальная система
противодействия терроризму, которая включает в себя обширную законодательную,
нормативно-правовую
и институциональную базу, обеспечивающая проведение эффективной
контртеррористической политики как внутри страны, так и в международном
масштабе.
Так, в Узбекистане были приняты законы Республики Узбекистан
«О борьбе с терроризмом» (2000г.), «О государственной молодежной политике»
(2016г.), «О противодействии экстремизму» (2018г.), «О гарантиях равных прав и
возможностей для женщин и мужчин» (2019г.),
«О
противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности,
финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового
уничтожения» (2019г.),
«Национальная
стратегия по правам человека (2020г.)».
В
июле 2021 года в целях обеспечения эффективной
и скоординированной государственной политики по противодействию экстремизму и
терроризму, позволяющей защитить конституционный строй, обеспечить национальную
безопасность, а также права и свободы граждан
в данной сфере принята Национальная
стратегия по противодействию экстремизму и терроризму в Республике Узбекистан
на 2021 – 2026 годы.
Кроме того в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022 – 2026 годы (шестое приоритетное направление, цель №82) особое значение отведено решению задачи по формированию эффективных механизмов противодействия экстремизму и терроризму.
Сегодня Новый Узбекистан активно участвует в борьбе против терроризма на мировой арене, последовательно поддерживает деятельность международной антитеррористической коалиции.
Республика Узбекистан последовательно
и безоговорочно осуждает терроризм во всех его формах и проявлениях, привержен
международному сотрудничеству, является
активным участником всеобъемлющих
и комплексных усилий по
противодействию международному экстремизму
и терроризму, ратифицировав международные конвенции и протоколы
в данной сфере.
В
2006 году наша республика поддержала утвержденную Генеральной Ассамблеей ООН
Глобальную контртеррористическую стратегию (ГКТС ООН), ставшую уникальным
документом по активизации и консолидации национальных, региональных и
международных мер в борьбе с различными проявлениями терроризма. Единогласное
принятие государствами-членами ООН данной программы, которая сегодня служит
общим ориентиром
в эффективном противодействии терроризму, впервые ознаменовало формирование
международного консенсуса относительно единой стратегической основы для борьбы
с этим злом.
К
тому же Узбекистан принимает активное участие в реализации ГКТС ООН и на
региональном уровне. В частности, в 2011 году странами ЦА
на основе многосторонних консультаций и консенсуса был принят Совместный план
действий по реализации ГКТС ООН, который сегодня выступает в качестве основы
для консолидации усилий соседствующих государств по борьбе с угрозой
терроризма. При этом Центральная Азия стала первым регионом, где начата
всеобъемлющая и комплексная реализация программного документа.
Это единственная в своем роде региональная стратегия, опытом которой могут воспользоваться и другие государства. По словам Генерального секретаря ООН А. Гутерриша, «страны Центральной Азии являются примером в совместном осуществлении данной стратегии ООН».
В 2021 году исполнилось десять лет со дня принятия Совместных действий в регионе по реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН. В этой связи Президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев в ходе выступления на 75-й сессии Генеральной ассамблеи ООН озвучил инициативу по проведению в Ташкенте международной конференции высокого уровня, посвященной этой знаменательной дате.
Прошедшая
3-4 марта 2022 года конференция позволила обменяться уникальным опытом
реализации ГКТС ООН в странах региона, определить новые приоритеты и направления
взаимодействия, а также придать новый импульс региональному сотрудничеству в
борьбе с угрозами экстремизма
и терроризма.
Международное
мероприятие собрало в Ташкенте солидный состав участников: главы иностранных
ведомств стран Центральной Азии, Индии, Пакистана, высокопоставленные
должностные лица международных
и региональных организаций – ООН, ОБСЕ, ЕС, РЦПДЦА, ШОС, СНГ, Интерпол, а также
главы зарубежных дипломатических миссий
в Узбекистане.
Контртеррористическим
управлением ООН и Управлением ООН
по наркотикам и преступности налажен механизм проведения поэтапных учебных
курсов по борьбе с терроризмом, насильственным экстремизмом, организованной
преступностью и финансированием терроризма для сотрудников правоохранительных
органов Узбекистана.
5 июля 2021 года в рамках 47-й
сессии Совета ООН по правам человека при участии представителей Узбекистана
проведено онлайн-мероприятие
на тему «Реабилитация и реинтеграция женщин и детей, репатриированных
из Сирии и Ирака».
Необходимо
особо отметить, что с 2019 года Узбекистан провел несколько операций (миссий) «Мехр»
для репатриации из Сирии, Ирака
и Афганистана женщин и детей. Из конфликтных регионов было вывезено более 500
человек, находившихся в сложной ситуации.
Мировое сообщество высоко оценило действия
Узбекистана
по репатриации своих граждан из конфликтных зон с организацией комплекса мер по
реабилитации и возвращения их к нормальной мирной жизни.
По мнению международных экспертов, усилия по признанию детей как жертв и принятие во внимание гендерных вопросов очень важны с точки зрения защиты личных интересов при помощи реинтеграционных программ. Эти действия направленны на социальную поддержку и реализацию потенциала человека, которые будут способствовать усилению демократического развития и укреплению приоритета закона.
Реинтеграция
возвратившихся детей, женщин и семей обществу,
с одной стороны, положит конец социальному одиночеству, с другой – уменьшение
бедности в обществе будет укреплять мир и стабильность.
Следует отметить, что принципы такого сотрудничества в рамках ООН заключаются в следующем:
первое, эффективно противостоять современным угрозам можно только путем укрепления коллективных механизмов международного сотрудничества, принятия последовательных мер, исключающих возможность применения двойных стандартов;
второе, первостепенное внимание должно
уделяться борьбе
с причинами угроз, а не с их последствиями. Международному сообществу важно
активизировать вклад в борьбу с радикальными и экстремистскими центрами,
культивирующими идеологию ненависти, создающими конвейер формирования будущих
террористов;
третье, реагирование на возрастающую угрозу терроризма должно быть всеохватывающим, а ООН должна играть роль ключевого мирового координатора в данном направлении.
Республика
Узбекистан является активным участником Шанхайской Организации Сотрудничества,
целью которой также является совместное обеспечение и поддержание мира,
безопасности и стабильности в регионе.
В данном контексте следует подчеркнуть, что учреждение Региональной
антитеррористической структуры (РАТС) ШОС с размещением её штаб-квартиры в
Ташкенте стало своего рода признанием ведущей роли Узбекистана в борьбе с
терроризмом.
РАТС ШОС за годы своей деятельности продемонстрировала способность адаптироваться к вновь возникающим вызовам и реалиям современности, решению принципиально новых задач по обеспечению безопасности и стабильности на пространстве ШОС.
29 марта 2024 года в Ташкенте состоялось очередное 41-е заседание Совета РАТС ШОС.
В мероприятии приняли участие делегации компетентных органов Узбекистана, Индии, Ирана, Казахстана, Китая, Кыргызстана, Пакистана, России, Таджикистана, а также представители Исполнительного комитета РАТС ШОС.
Заседание Совета началось с обращения Ш.Мирзиёева к его участникам, в котором отмечалось, что «Узбекистан, как государство-соучредитель ШОС и принимающая сторона Исполкома, придает важное значение дальнейшему повышению роли и деятельности РАТС, как уникальной платформы многостороннего сотрудничества в противодействии терроризму, экстремизму, радикализму и другим угрозам». В нем также акцентировалось внимание на необходимость совершенствования правовых механизмов, наращивание практического партнерства, в том числе проведение совместных мероприятий, направленных на предупреждение и оперативное реагирование на возникающие риски.
По итогам заседания Совета РАТС ШОС были приняты ряд важных решений и документов, к которым можно отнести:
проект
Программы сотрудничества государств-членов ШОС
в противодействии терроризму, сепаратизму и экстремизму на 2025 – 2027 годы;
о проведении Совместной пограничной операции погранслужб государств-членов ШОС «Солидарность-2024»;
о
проведении XXмеждународной
научно-практической конференции, посвященной сотрудничеству государств-членов
ШОС и государств-наблюдателей в сфере противодействия международному терроризму
и проявлению экстремизма;
о
сотрудничестве компетентных органов государств-членов ШОС
в сфере противодействия использованию Интернета, а также по выявлению
и пресечению каналов финансирования террористической деятельности.
Также необходимо отметить, что ежегодно
проводятся встречи секретарей Советов безопасности государств-членов ШОС, которые
позволяют проводить «сверку часов» по наиболее актуальным вопросам
в сфере безопасности.
При содействии и координирующей роли Исполкома РАТС организована деятельность специальных структур стран ШОС по розыску граждан, причастных к террористической, сепаратистской и экстремистской деятельности, а также систематическому обновлению соответствующей информационной базы.
Кроме того, на регулярной основе проводятся антитеррористические учения ШОС, в т.ч. по выявлению и пресечению использования сети Интернет в террористических, экстремистских и сепаратистских целях, а также международная антинаркотическая операция «Паутина».
Успешность
подобной практики демонстрирует тот факт, что
за
последние три года пресечена деятельность 218 законспирированных ячеек МТО. Из
незаконного оборота изъяли 7 669 единиц оружия, 830 самодельных взрывных
устройств, более 225 тыс. патронов, гранат и других боеприпасов.
В Интернете заблокировали порядка 322 тыс. информационных ресурсов
и материалов, пропагандирующих терроризм, сепаратизм и экстремизм.
Аналогичную
работу Узбекистан проводит в системе Антитеррористического центра Содружества
Независимых Государств
(АТЦ СНГ).
В рамках СНГ принята «Программа сотрудничества государств-участников СНГ в борьбес терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма».
Результативностью данной деятельности является то, что правоохранительные органы стран Содружества активно противодействуют различным террористическим организациям, в том числе, деятельность которых направлена на рекрутирование граждан стран ЦА в ряды боевиков зарубежом.
В
деле противодействия терроризму Республика Узбекистан уделяет особое внимание
партнерству с Организацией по безопасности
и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), которое подкрепляется двухгодичными программами по совместному сотрудничеству в
военно-политическом измерении.
Сотрудничество
Узбекистана с данной организацией направлено
на реализацию ключевых задач, направленных на противодействие терроризму,
обеспечение информационной/кибербезопасности и содействие
в борьбе с финансированием терроризма.
При этом необходимо отметить, что ежегодно, при
поддержке ОБСЕ
в Академии ВС РУ проводятся международные научныемероприятия, посвященныеширокому
спектру проблем обеспечения безопасности
и обороны.
Организованные дискуссии в рамках научныхфорумовявляются для зарубежных и национальных экспертов уникальной площадкой для обмена взглядами и мнениями по обсуждению причин возникновения современных вызовов и угроз безопасности, в т.ч. нетрадиционного характера, выработке комплекса скоординированных мер в противодействии деструктивной идеологии и пропаганде, терроризму, религиозному экстремизму, сепаратизму и радикализму.
С
учетом изменения форм, объектов и целей терроризма, Республика Узбекистан
адаптирует свою стратегию борьбы с терроризмом
к современным вызовам и угрозам, делая ставку на «борьбу за умы» людей,
в первую очередь, молодёжи, путем повышения правовой культуры,
духовно-религиозного просветительства и защиты прав человека.
Руководство
страны опирается на принцип: важно бороться
с причинами, обуславливающими становлению граждан восприимчивыми
к террористическим идеологиям.
Государство своей контртеррористической политикой стремится выработать у граждан, с одной стороны, иммунитет против радикального понимания ислама, воспитать толерантность, с другой стороны – инстинкт самосохранения против вербовки.
В целом, используемый Республикой Узбекистан комплексный подход
в предотвращении угроз экстремизма и терроризма имеет особое значение
для безопасности и благополучия населения, обеспечения национальной
и региональной стабильности.
В настоящее время Узбекистан находится среди самых безопасных стран мира. В «Глобальном индексе терроризма» за 2023 год Узбекистан вновь вошел в категорию стран с незначительным уровнем террористической опасности.
Высокий
уровень безопасности в стране благотворно влияет
на инвестиционную привлекательность государства, что позволяет республике
успешно осуществлять взаимовыгодное сотрудничество
со многими странами мира в торгово-экономической, научно-технической,
социально-гуманитарной, культурной и других областях.
Таким образом, наряду с другими субъектами мирового сообщества усилия Республики Узбекистан направлены на реализацию комплексных мер противодействия терроризму, экстремизму и радикализму, которые позволяют сообща решать задачи по обеспечению региональной и международной безопасности.