Внешняя политика Узбекистана развивается на основе глубоко продуманных взаимовыгодных и прочных отношений. При этом приоритетом является стремление к повышению места и роли страны в качестве равноправного субъекта международных отношений, вхождению в ряд развитых демократических государств, формированию с сопредельными государствами атмосферы безопасности, стабильности и добрососедства.
Более четырех лет назад депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан одобрили сотрудничество Узбекистана с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) в качестве наблюдателя. Это показало, что для Узбекистана важными остаются вопросы расширения международного экономического сотрудничества и интеграции в мировой рынок, в том числе в ЕАЭС. Так, для глубокого и научнообоснованного изучения перспектив взаимодействия нижней палатой парламента была создана и заслушана рабочая группа, направленная на анализ и обобщение всех мнений и предложений по данному вопросу.
За прошедшее время получение Узбекистаном статуса наблюдателя в ЕАЭС позволило наладить диалог с партнерами и членами союза. Это дало возможность больше узнать о механизмах функционирования ЕАЭС и о том, как узбекские товары смогут попасть на рынки союза и третьих стран.
В течение нескольких лет ситуация в экономике Узбекистана существенно изменилась, дальнейшее развитие страны требует наращивания поставок за рубеж и расширения экспортных возможностей. Поэтому вопрос о сотрудничестве Узбекистана в качестве наблюдателя ЕАЭС остается в сегодняшней повестке. Около 80 процентов внешнеторговых грузов перевозится транзитом через Россию, Казахстан и Кыргызстан. А 50 процентов экспорта готовой продукции(по некоторым позициям — свыше 80) приходится на долю этих стран.
Статус наблюдателя дал возможность уполномоченным представителям Узбекистана присутствовать на заседаниях органов союза, получать документы, не имеющие конфиденциального характера. Вместе с тем это не дает права участвовать в принятии решений. Государство, получившее статус наблюдателя в ЕАЭС, направляет своего постоянного представителя по месту нахождения Евразийской экономической комиссии. Это лицо имеет право поддерживать регулярные контакты с комиссией и ее органами от имени страны-наблюдателя.
Постоянный представитель Узбекистана содействует установлению и поддержанию регулярных контактов с соответствующими органами государства-наблюдателя по вопросам развития торгово-экономического сотрудничества, регулирования технических, таможенных, санитарных и фитосанитарных правил, а также других вопросов, входящих в компетенцию комиссии, способствует укреплению диалога и сотрудничества во всех областях.
Статус наблюдателя позволил изучить механизм и процедуры разрешения споров между государствами-членами судом Евразийского экономического союза. Отдельно следует отметить, что получение Узбекистаном данного статуса не обязывает наше государство становиться членом ЕАЭС. В то же время статус наблюдателя дает возможность более точно оценивать преимущества и недостатки присоединения, укреплять диалог с государствами-членами и, как следствие, принимать обоснованные решения.
Из последних событий выделим участие Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева 8 мая текущего года в Москве в юбилейном заседании Высшего Евразийского экономического совета в качестве главы государства-наблюдателя. Рассмотрены актуальные вопросы дальнейшего расширения многостороннего торгово-экономического сотрудничества, поддержки проектов промышленной кооперации, реализации совместных программ в приоритетных направлениях взаимодействия.
Говоря о сотрудничестве Узбекистана с ЕАЭС в статусе наблюдателя, выделим рост объемов взаимного товарооборота, прежде всего за счет увеличения поставок промышленной продукции. Узбекистан подключился к отраслевым проектам и программам в сфере цифровизации торговли и грузоперевозок, в области электронной коммерции, климатической повестки.
На сегодня Узбекистан запустил процедуру присоединения к Правилам определения страны происхождения товаров от 2009 года. Одновременно повышается доля расчетов в национальных валютах. Запущено свыше тысячи совместных предприятий и проектов. Растут объемы грузоперевозок, удвоилась частота регулярных авиарейсов. В нынешних реалиях поддержка и стимулирование торгово-экономических связей наших стран, продвижение проектов кооперации и создание условий для роста взаимных инвестиций имеют первостепенное значение. В качестве примера такого сотрудничества приведена ставшая традиционной Международная промышленная выставка «Иннопром», которая успешно прошла недавно в Ташкенте.
Состоявшийся в Москве форум послужил эффективной платформой для развития бизнес-диалога Узбекистана с Россией и другими государствами Евразийского экономического союза. В связи с этим важно расширять площадку, привлекая большее число компаний, в том числе из других стран-партнеров, включая Кубу, Иран, Египет, Объединенные Арабские Эмираты, Монголию, Вьетнам и Индонезию.
Среди приоритетов взаимовыгодного сотрудничества с ЕАЭС можно выделить расширение практического взаимодействия и активизацию участия в реализации многосторонних проектов отраслевого взаимодействия в рамках стратегических направлений развития. Узбекистан продолжает выступать за взаимное устранение барьеров и ограничений в торговле со странами ЕАЭС.
Отметим важность продолжения тесного диалога по развитию транспортного коридора Север- Юг с выходом на рынки стран Южной и Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока. Перспективные направления работы — поддержка проектов промышленной кооперации и программ локализации производства востребованной продукции, размещение новых мощностей в индустриальных зонах и технопарках, совместно создаваемых в регионах государств. Существуют возможности использования специального механизма содействия программам промышленной кооперации в рамках объединения.
Актам Хаитов,
заместитель Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан.