Узбекистан и Казахстан — наиболее крупные экономики Центральной Азии, во многом имеющие комплементарный характер. Данное обстоятельство благоприятствует развитию процесса региональной интеграции, который после длительной заморозки был активизирован в 2018 году в формате консультативных встреч на высшем уровне. Без малого историческое событие стало следствием преобразования внешней политики Узбекистана, где главным приоритетом обозначена Центральная Азия.
В укреплении многостороннего сотрудничества с соседями Ташкент ориентируется на общую цель — превратить Центральную Азию в стабильный, экономически развитый и процветающий регион. Такое видение было представлено Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым на международной конференции «Центральная Азия: одно прошлое и общее будущее, сотрудничество ради устойчивого развития и взаимного процветания», состоявшейся 10 ноября 2017 года в Самарканде.
Глава республики выделил следующие приоритетные задачи в достижении намеченной цели: первое —обеспечение роста внутрирегионального товарооборота, второе — консолидация усилий для кардинального повышения транзитно-логистического потенциала Центральной Азии. С аналогичной повесткой узбекский лидер выступил на заседании первого центральноазиатского саммита в Астане в марте 2018 года. Был отмечен положительный сдвиг по транспортным коммуникациям с момента наступления оттепели во взаимоотношениях государств региона, который выражен в восстановлении и модернизации важнейших транспортных артерий, соединяющих наши страны, запуске новых наземных и воздушных маршрутов, увеличении транзитного грузопотока благодаря применению взаимных тарифных уступок. Узбекская сторона вновь акцентировала внимание на расширении транзитных возможностей Центральной Азии путемсоздания совместных транспортных маршрутов с выходом на крупнейшие морские порты и мировые рынки.
Ташкент строго придерживается позиции интеграции стран региона в глобальную транспортную систему не поодиночке, а как единое целое. Для этого необходимо проводить политику сближения транспортно-коммуникационных систем стран-соседей, о чем упомянуто в концептуальном документе под названием «Стратегия развития транспортной системы Республики Узбекистан до 2035 года».
Ниже представлен анализ динамики транспортного сближения Узбекистана и Казахстана с выявлением узких мест и факторов усиления конкуренции между двумя государствами на международном транзитном направлении.
Анализ взаимодействия Узбекистана
и Казахстана
Ввиду отсутствия прямого доступа к морским перевозкам Узбекистан в развитии внешней торговли опирается на транзитные возможности стран-соседей. Особое значение в этом отношении имеет Казахстан. На сегодняшний день автомобильные и железные дороги двух государств взаимно интегрированы. Высокая транспортная связанность способствует динамичному росту двусторонней торговли, объем которой по итогам 2023 года превысил 4 миллиарда долларов.
Казахстан и Узбекистан расположены на пересечении мировых торговых путей, что стимулирует их сотрудничество в сфере транспортных коммуникаций как внутри региона, так и за его пределами.
В динамике внутрирегионального партнерства за последние годы стороны согласовали несколько важных инициатив, среди которых особо выделяется проект строительства автомобильной и железной дороги Учкудук — Кызылорда. План совместных действий по реализации данного маршрута был принят лидерами двух государств в декабре 2021 года. Будущая магистраль свяжет Кызылординскую область Казахстана с промышленной Навоийской областью Узбекистана и Республикой Каракалпакстан. В итоге расстояние и время между регионами сократится в 3—3,5 раза, что подстегнет развитие приграничной торговли, которая призвана стать важным драйвером экономического роста Центральной Азии.
В целях придания импульса торгово-логистическому сотрудничеству в 2021 году стороны также договорились создать центр промышленной кооперации «Центральная Азия» на территории Сырдарьинской и Туркестанской областей. Полный запуск комплекса запланирован на 2030 год. Его деятельность позволит привлечь дополнительный грузопоток на маршруты в обоих направлениях.
Другим ярким примером транспортного взаимодействия Ташкента и Астаны можно назвать совместное строительство железнодорожной ветки Дарбаза — Мактаарал. Новая дорога позволит разгрузить казахский пункт пропуска «Сарыагаш» и привлечь дополнительный грузопоток до 10 миллионов тонн в год.
Для связи Узбекистана с западными регионами Казахстана планируется построить автодорогу Бейнеу — Шалкар, которая станет важным компонентом трансконтинентального коридора Европа — Кавказ — Азия (ТРАСЕКА).
Сотрудничество и конкуренция
на международном рынке транспортных услуг
Согласно подсчетам, рынок грузоперевозок в Центральной Азии за 2023 год вырос в два-три раза. Эксперты связывают такую динамику с усилением транзитного значения в глобальных цепочках поставок Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана.
Нынешняя транспортная политика Ташкента ориентирована на повышение транзитного потенциала страны. За последние пять лет в Узбекистане наблюдается устойчивый рост международных грузоперевозок со среднегодовым значением 8 процентов.
За 2023 год транзитом через Узбекистан перевезено порядка 11,3 миллиона тонн грузов, что на 22,8 процента больше, чем годом ранее. В этих целях задействовано более ста маршрутов. Часть из них функционирует при участии Казахстана.
В развитии новых международных коридоров Астана и Ташкент выступают как партнерами, так и конкурентами.
Исключительные позиции у Казахстана на центральноазиатском участке цепи поставок Китай — Евросоюз — Китай. Такое преимущество достигнуто за счет наличия общей границы с Китаем и Россией. Узбекистан также стремится занять прочную нишу в транзитных перевозках из Китая в Европу и обратно. Этому способствует вовлеченность страны в мультимодальные маршруты Кыргызстан — Узбекистан — Туркменистан — Каспийское море — Азербайджан — Грузия — Черноморский регион или Грузия — Турция — Евросоюз (коридор TРACEКA) и Кыргызстан — Узбекистан — Туркменистан — Иран — Турция — Евросоюз.
Здесь уместно упомянуть об автомобильной магистрали Китай — Кыргызстан — Узбекистан, по которой грузы из КНР в Узбекистан доставляются за два дня вместо десяти транзитом через Казахстан. Намечено строительство железной дороги в аналогичном направлении. Это позволит серьезно усилить позиции Ташкента и Бишкека в железнодорожных грузоперевозках из Китая на Ближний Восток и обойти нынешнюю монополию Казахстана, который единственный из всех стран Центральной Азии обладает железнодорожными пунктами пропуска на границе с Китаем.
Казахстан и Узбекистан взаимодействуют в рамках следующих транспортных проектов: автомобильные и железнодорожные маршруты Кыргызстан — Узбекистан — Казахстан — Россия (Беларусь) — Евросоюз; автомобильные и железнодорожные маршруты Кыргызстан — Узбекистан — Казахстан — Каспийское море — Азербайджан — Грузия — Причерноморье или Грузия — Турция — Евросоюз; железнодорожный и автомобильный маршрут Китай — Казахстан — Узбекистан — Туркменистан — Иран с выходом на страны Персидского залива через иранские порты в Индийском океане. Узбекистан присоединился к этому коридору в апреле 2019 года.
Нелишним будет отметить, что Казахстан использует территорию Узбекистана для выхода на афганский рынок. В свете интенсификации торгово-экономических отношений с Кабулом Астана проявляет высокий интерес к реализации проекта строительства Трансафганской железной дороги из Термеза до пакистанского Пешавара. По итогам недавних переговоров в Хиве президенты Казахстана и Узбекистана договорились создать совместное железнодорожное предприятие, которое будет задействовано в развитии данного коридора.
Важна работа
над пробелами
Несмотря на стойкую приверженность Узбекистана и Казахстана идее региональной интеграции, в реальности каждая из сторон на международном транспортно-логистическом треке больше действует в русле своих узких интересов, затмевая тем самым перспективу расширения транзитных возможностей Центральной Азии. Руководство Казахстана не раз с высоких трибун выражало готовность выступать надежным логистическим хабом или ключевым транзитным узлом в Евразии, подчеркивая этим собственную исключительность в регионе.
С учетом наметившейся тенденции углубления внутрирегиональных связей, а также благоприятных условий для интеграции в систему международных транспортных коридоров нашим странам гораздо важнее сосредоточиться на устранении узких мест в вопросе транспортного сближения. Необходимо обеспечить сопряженность транспортных стратегий и ценовой/тарифной политики, работать над улучшением позиций по всем показателям Индекса эффективности логистики (LPI), включая качество инфраструктурыи транспортных услуг, эффективность таможенного оформления,своевременность поставок грузов.
На международной конференции высокого уровня «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров: стратегические перспективы и нереализованные возможности» (Ташкент, 2018) была выражена заинтересованность в разработке Стратегии по развитию региональных транспортных коридоровЦентральной Азии, принятии Региональной программы развития транспортных коммуникаций и Соглашения по совместному развитию транспортной системы в Центральной Азии, создании Регионального совета по транспортным коммуникациям.
На 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (Нью-Йорк, 2020) Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев выдвинул предложение создать под эгидой Организации Региональный центр развития транспортно-коммуникационной взаимосвязанности.
Однако спустя годы эти инициативы так и не нашли своего практического воплощения. Государствам региона следует ускорить их реализацию, что откроет новую веху в центральноазиатском партнерстве.
Наргиза Умарова,
научный сотрудник
Института перспективных международных исследований УМЭД