Как показывает практика, быстрее и эффективнее бизнес начинает работать при низких затратах и высоких доходах. Большей частью под эти критерии подпадает сфера услуг, включающая направления транспорта, банковско-финансового, бытового обслуживания, строительства, туризма, торговли и другие.
На протяжении последних двух десятилетий данные отрасли выступают одним из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики, а вместе с тем входят в ряд основных источников занятости как в городах, так и в сельской местности. Это связано с усложнением производства, насыщением рынка новыми товарами, ускоряющимся научно-техническим прогрессом.
По оценке Международной организации труда, прирост индустрии услуг всего на процент позволяет сократить число бедных на 1,5 процента. И ее развитие сегодня весьма актуально для всего народнохозяйственного комплекса.
Роль данного сектора в современной экономике связана не только с его преобладанием в данной инфраструктуре, но и с тем, что в услугах формируются такие ключевые факторы экономического роста, как научное знание, нематериальные формы накопления, информационные технологии, а также глобализация хозяйственной деятельности.
Все многообразие услуг в современной экономике можно сгруппировать следующим образом. Это транспорт, связь, оптовая и розничная торговля, кредитно-финансовая сфера, страхование, бытовые и культурно-рекреационные услуги и блок услуг социального профиля (образование, здравоохранение и другие). Вывод очевиден: охвачена вся деятельность не только граждан, но и государства, что говорит о высоком потенциале сферы.
В начале этого тысячелетия направление в экономиках ведущих зарубежных стран переросло в крупнейший сектор хозяйства: суммарная доля сферы услуг в ВВП достигла почти 80 процентов. По темпам роста во многих государствах лидирует комплекс новых деловых услуг (инженерно-строительные, бухгалтерские и аудиторские, а также службы маркетинга и рекламы, лизинговые операции и другие).
В Узбекистане активно развиваются новые виды услуг. Заметно повысилось их значение для региональных экономик, в первую очередь в агломерациях городов. Не так давно интерактивные службы (например, электронные банковские операции и интернет-магазины) были неизвестны потребителям. А сегодня они уже составляют неотъемлемую часть нашей жизни.
В современном информационном мире в результате широкого распространения интернета, логистики, появления сетевых платежных систем и электронного документооборота активно развивается новая форма осуществления деятельности — web-коммерция. Все больше потребителей приобретают товары онлайн, а организации так или иначе используют возможности Всемирной сети при осуществлении предпринимательской деятельности. В подобных условиях сфера услуг способствует увеличению свободного времени, создает возможности для более полного удовлетворения потребностей людей, развития общества, выступает важнейшим элементом формирования современного качества жизни.
Данный сектор экономики помогает улучшить производительность и эффективность производства. Итоговым его результатом становится не готовый продукт, а оказание услуг, которые могут предоставляться как предприятиям, так и физическим лицам — конечным потребителям. В этом контексте чрезвычайно важным для эффективного функционирования инновационной развитой экономики является не эпизодическое и фрагментарное, а постоянное взаимодействие всех участников системы.
В современных условиях необходимо учитывать естественные изменения в соотношении материального производства и сферы услуг в пользу последней, ценность которой, по определению экономистов, резко возрастает. Быстрее всего развиваются компьютерная и IT-поддержка (результат именно научно-технического прогресса, ведь сейчас сложная техника есть почти у каждого), службы по подбору персонала. Поэтому необходимо преодолеть не соответствующую реальности теоретическую оценку сферы услуг как второстепенного сектора.
Прежде всего государство должно содействовать формированию и развитию малого бизнеса, который в сфере услуг занимает важные позиции. Ведь решение социальных, политических и общественных проблем невозможно без подъема экономического потенциала регионов и их устойчивого развития. Цели региональной политики могут быть достигнуты лишь при реализации преимущественно экономически жизнеспособных проектов.
Необходимо наверстать упущенное в отечественной сфере услуг по научно-техническому уровню. Приоритетным направлением политики (конверсионных программ особенно) должна стать разработка современных технических средств для малого бизнеса и конкретных операций в отраслях услуг. Особого внимания заслуживает создание системы стимулов для внедрения инноваций в производство. Необходимо оказывать содействие и проектам по формированию технополисов, технопарков, научных инкубаторов, которые уже становятся центрами научных исследований и разработок.
Важно отметить, что большую свободу рыночные силы получают во многих странах в результате приватизации и акционирования ряда услуг — прежде всего в сферах транспорта, телекоммуникаций, кредитно-финансовой, страхования, торговли. Для эффективного управления объектам предоставляется хозяйственная самостоятельность, то есть здоровая конкуренция, свобода перехода к контрактной модели и конкурсной форме финансирования учреждений при равноправном участии в торгах государственных и частных структур.
К числу важных мировых тенденций в сфере относятся и децентрализация систем управления социальной инфраструктурой во всех странах, делегирование существенной части прав и ответственности в низшие звенья управленческой вертикали.
Однако подобные коренные изменения невозможны без финансовой поддержки. По этой причине большой вклад в развитие сферы внесло постановление Президента «О мерах по ускоренному развитию сферы услуг» от 11 мая 2021 года, предусматривающее выделение из Фонда реконструкции и развития кредитной линии в эквиваленте 300 миллионов долларов для продвижения направления. Данные средства получил ряд организаций и стартапов, бизнес-идеи которых сегодня уже вылились в успешные проекты.
И подобные инициативы важны не только для финансовой стабильности государства. Развитие в стране данного сектора оказывает существенное влияние на самые разные отрасли. Это и значительное увеличение числа сервисных организаций, и появление на рынке зарубежных конкурентов с опытом в сфере услуг в своих странах и укрепление негосударственного сектора экономики — малого бизнеса и частного предпринимательства.
Значение сектора услуг возросло в глобальном экономическом пространстве. Вследствие этого услуги в нашей республике претерпевают кардинальные изменения, особенно в последние годы. Это не только способствует достижению высоких темпов роста отечественного сервисного сектора, но и создает прекрасную основу для дальнейшего развития страны.
Таким образом, можно утверждать, что решить эту сложную задачу и добиться прорыва отечественных фирм на мировой рынок можно при условии быстрых институциональных, структурных и научно-технических изменений в соответствующих отраслях экономики Узбекистана. Применение маркетинга с учетом особенностей сферы — необходимое условие успешного экономического развития. Это имеет все шансы стимулировать производство и обновлять ассортимент товаров и услуг.
Кудрат Рахимов,
доцент Ташкентского государственного
экономического университета