Узбекистан формирует национальную модель сокращения бедности

Принципы «социального государства», определенные в Конституции Республики Узбекистан, принятой в новой редакции в 2023 году, требуют безусловного обеспечения интересов и прав граждан на социальную защиту, кардинального повышения качества социальных услуг, оказываемых населению, а также внедрения в данную сферу совершенно новой системы управления, основанной на передовых международных стандартах.

В Основном законе нашей страны прописано, что государство принимает меры по обеспечению занятости граждан, защите их от безработицы, а также сокращению бедности (статья 43) и права нетрудоспособных и одиноких престарелых, лиц с инвалидностью и других социально уязвимых категорий населения находятся под защитой государства (статья 57).

Государство взяло на себя обязательство проводить эффективную и адресную политику социальной защиты и борьбы с бедностью, что предполагает реализацию механизмов повышения доходов для трудоспособного населения и механизмов социальной защиты для уязвимых категорий населения.

В Стратегии «Узбекистан – 2030» первым приоритетом обозначено «создание достойных условий для реализации потенциала каждого человека», для чего предусмотрены реформы в сферах образования и здравоохранения, пересмотр системы оказания социальных услуг и сокращение бедности.

В стране уже принята Стратегия социальной защиты населения, предусмотренная на период до 2030 года, образовано Национальное агентство социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан, которое имеет подразделения во всех регионах, а также центры социальных услуг «Инсон» в каждом городе и районе республики.

Разработан проект Стратегии сокращения бедности на период до 2030 года, включающей в себя приоритеты обеспечения макроэкономической стабильности, проведение сбалансированной региональной политики, повсеместное развитие инфраструктуры и предпринимательства, обеспечение занятости населения. Наряду с экономическими механизмами предусмотрено повышение эффективности системы образования и здравоохранения, совершенствование системы социальной помощи и обслуживания нуждающихся слоев населения.

Утверждена национальная черта бедности, основанная на минимальных потребительских расходах. На базе этого критерия уровень бедности в 2021 году составил 17%, сократился до 14% в 2022 году и по оценкам до 12% в 2023 году.

Реализуется цель увеличения объема экономики к 2030 году в 2 раза и вхождения в ряды стран с доходами выше среднего. Наряду с этим предусмотрено сократить бедность в 2 раза к 2026 году.

В целях усиления адресности мер в стране изменен подход к учету нуждающихся в государственной помощи семей и граждан. В махаллях с использованием «железной», «женской», «молодежной» тетрадей ведется учет нуждающихся. В целях обеспечения адресности и прозрачности процессов выдачи пособий создана единая электронная информационная база Единый реестр социальной защиты. В результате увеличился охват социальной помощью нуждающихся семей. Так, если в 2019 году 595 тысяч семей через «Единый реестр социальной защиты» получили социальные пособия и помощь, к концу 2022 года их количество увеличилось до 2,2 млн. семьей, то есть в 4 раза. На эти цели было выделено почти 11,4 трлн сумов (в эквиваленте более 1 млрд. долл. США.).

Семьям, зарегистрированным в этой информационной системе в качестве малообеспеченных семей, предоставляются не только детские пособия и материальная помощь, но и социальные услуги и помощь бесплатно или на льготных условиях. Например, они освобождаются от родительской платы в государственных дошкольных образовательных учреждениях, а также от расходов за обучение в школах искусств, музыкальных школах, центрах «Баркамол авлод» и других внешкольных образовательных учреждениях, получают бесплатную медицинскую помощь в специализированных медицинских учреждениях и т.д.

Таким образом, можно говорить о том, что в Узбекистане ведется системная работа по сокращению бедности посредством внедрения национальной модели. Полезен опыт Китая в области борьбы с бедностью, который трудно воспроизвести, поскольку в каждой стране свои условия. Однако, некоторые аспекты истории успеха, такие как комплексный подход и ориентация политики по борьбе с бедностью на человека, применены и в Узбекистане.

Первое, как и Китай, Узбекистан главным направлением сокращения бедности Узбекистан определил не выдачу пособий, а обеспечение занятости и увеличение трудовых доходов, и реализация оказания помощи по месту жительства.

В Китае стремление людей к лучшей жизни превращены в мощную движущую силу борьбы с бедностью, преодолено состояние безынициативного ожидания, иждивенчества, воплощено осознание, что только усердный труд способен в корне изменить ситуацию.

В Китае с 1994 г. было принято решение ежегодно выделять миллиард юаней для финансирования инфраструктурных проектов с целью привлечения бедного населения к работе. Увеличился объём инвестиций, были приняты меры для ускорения строительства автомобильных и железных дорог, грузовых перевозок, обеспечения энергоснабжения и информационных технологий в бедных регионах.

Массовый характер приобрела работа по привлечению взрослых к профессиональному образованию. Открылись новые возможности для технической подготовки и трудоустройства для населения в бедных районах.

С использованием опыта Китая Узбекистан также выбрал путь сокращения бедности через активизацию деятельности самих малообеспеченных домохозяйств. В целях обеспечения занятости, развития предпринимательства и сокращения бедности создан институт «помощника хокима», с помощью которого ведется обучение и обеспечение занятости безработных членов бедных семей, лиц с инвалидностью, уязвимых женщин.

В 2022 году помощники хокимов содействовали в обучении более 220 тысяч безработных граждан, в трудоустройстве 3,2 млн граждан, в предоставлении льготных кредитов на сумму 10,0 трлн сум (913,8 млн долл. США) и субсидий — на 263 млрд сум (24,0 млн долл. США) для 75 тыс. безработных,  около 430 тыс. гражданам были выделены земельные участки в аренду для организации и ведения предпринимательской деятельности. В 2023 году эти меры еще более активизировались и уже к концу года около 4,0 млн безработных граждан были заняты в различных секторах экономики.

С 2021 года с учетом местных условий была определена отраслевая специализация каждой махалли, их в республике около 10 тысяч. Примерно 2500 махаллей специализируются на сельском хозяйстве и садоводстве, почти столько же — на сфере услуг. Государство выделяет средства, землю, пустующие здания, освобождает от земельного и имущественного налогов и создает благоприятные условия для ведения предпринимательства. Эти меры поддержки первоочередно направлены на обеспечение занятости безработных и малоимущих граждан.

Второе, внедрение китайского опыта межрегиональной, межведомственной, межгрупповой помощи бедным регионам.

Борьба с бедностью в Китае консолидирует все регионы, ведомства и бизнес. Так, 9 провинций на востоке совместно оказали помощь 14 провинциям в центральном и западном регионах, 343 экономически развитых уезда (города, района) на востоке и 537 бедных уездов в центральном и западном районах провели кампанию «Рука об руку к среднезажиточной жизни». За счет частных инвестиций почти 12 млн человек были переселены из бедных регионов с тяжелыми условиями.

Так, в Узбекистане подготовлены адресные проекты по 18 направлениям с привлечением опытных китайских специалистов. В каждом регионе республики разрабатываются программы сокращения бедности, включающие улучшение дорожно-транспортной, электроэнергетической, коммуникационной и туристической инфраструктуры. В регионах также предусмотрено использование современных подходов к развитию инноваций и зеленых технологий, современного менеджмента.

Вводится новая модель комплексного оказания помощи и услуг семьям в трудной жизненной ситуации на индивидуальной основе. В 2023 году в 28 районах и городах Узбекистана созданы центры социальных услуг «Инсон», которые начали работу по новой системе социальной помощи. Профессиональные социальные услуги лицам и семьям, оказавшимся в тяжелом положении и с высоким риском попадания в тяжелое положение теперь будут оказываться на основе комплексного подхода непосредственно на уровне махалли.

В мировой практике широко распространена система «социальной работы» с использованием метода кейс-менеджмента. В данном случае не используется слово «бедный» как социальная стигма (клеймо, ярлык), а применяется термин «трудная жизненная ситуация» – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность человека, которую он не может преодолеть самостоятельно. Таким случаем может быть инвалидность, болезнь, сиротство, малообеспеченность, безработица, отсутствие места жительства, конфликты и насилие в семье и т.п.

Во многих странах на основе рекомендаций Международной Федерации социальных работников разработан и действует «Кодекс этики социального работника», где прописаны принципы социальной работы (например, конфиденциальность), стандарты этического поведения, основные права и обязанности социального работника и др. 

Особенность этого метода заключается в том, что человек, находящийся в трудной жизненной ситуации (ситуации кризиса), использует свой внутренний потенциал и внешние источники для разрешения своей проблемы. Задача профессиональных социальных работников — помочь восстановить социальное функционирование семьи и выйти из кризиса.

Индивидуальный и комплексный подход, используемый социальными работниками, начинается с диагностики семьи, изучения ее проблем и потребностей в социальных услугах, затем разрабатывается индивидуальный план работы с этой семьей, на основе которого поэтапно оказывается помощь и социальные услуги посредством ответственных министерств и ведомств.

Надо отметить, что социальная работа проводится не только на уровне семьи. Когда в обществе бытуют стереотипные представления о людях, находящихся в кризисной ситуации, например, о детях или женщинах, подвергшихся насилию, специалисты начинают взаимодействовать с населением махалли, района или города, изменяя их отношение к нуждающимся в помощи людям.

Так как профессия социального работника носит интегральный характер, соединяя в себе теоретические знания, практические навыки и умения из смежных дисциплин, дальнейшая подготовка высококвалифицированных социальных работников в Узбекистане позволит повысить эффективность и результативность работы с нуждающимися семьями на местах.

Третье, создание долгосрочных устойчивых механизмов и инновационных методов сокращения бедности, которые одновременно удовлетворяют потребность малоимущих и ведут к устойчивому росту.

Для достижения поставленных целей и формирования основы, в качестве отправной точки была принята 14-я пятилетний план развития Китая (2021-2025 годы). В рамках данной программы уделено внимание вопросам повышения уровня человеческого капитала, доступа к качественным государственным услугам,расширению охвата высшим образованием, поскольку технологическая модернизация потребует больше высококвалифицированной рабочей силы.

Узбекистан уже сегодня придает важное значение долгосрочному планированию. Так, в стране принятая Стратегия «Узбекистан – 2030» предусматривает реализацию 5 долгосрочных приоритетных направлений, включая создание достойных условий для реализации потенциала каждого человека.

Сегодня в Узбекистане реализуются меры по обеспечению гарантированных государством услуг в сфере образования и здравоохранения. В частности, за период 2017-2022 годы количество негосударственных организаций дошкольного образования увеличилось с 1,4 тыс. до 22,8 тыс., а количество частных и зарубежных высших учебных заведений — с 7 до 95 единиц. В результате увеличился охват детей дошкольным образованием до 71,8% и молодежи высшим образованием — до 42%.

Созданы условия до обеспечения доступности медицинских услуг, особенно для бедных слоев населения. Так, в течение 2023 года создано 500 махаллинских медицинских пунктов, 30 семейных поликлиник, 110 пунктов семейного врача, которые позволили увеличить объем оказываемой первичной медико-санитарной помощи оказываемой на местах.

Разработан пакет гарантированных государством бесплатных медицинских услуг и лекарственных средств.

Таким образом, сегодня,  с учетом позитивного опыта Китая наша страна формирует национальную модель сокращения бедности. Действительно, Китай стал первой развивающейся страной, которая достигла Цели развития тысячелетия ООН по сокращению бедности. Статистика борьбы действительно впечатляет. За 40 лет политики реформ и открытости более 740 млн китайцев перестали быть нищими, а уровень бедности сократился на 94%.

Китайский опыт помогает Узбекистану составить свою историю успеха и способствовать выполнению задач по преодолению бедности в рамках Целей устойчивого развития до 2030 года.

Дилдора Каримова,

доктор экономических наук, руководитель проекта Института макроэкономических и региональных исследований при Кабинете Министров Республики Узбекистан