Узбекистан стала площадкой, где сформирована нормативно-правовая база для осуществления деятельности криптокомпаний

Узбекистан — быстроразвивающееся государство Центральной Азии. По данным издания U.S. News, в 2023 году наша республика заняла 51-е место из 87 среди самых могущественных и развивающихся стран мира.

В Узбекистане создана необходимая нормативно-правовая и институциональная база для реализации полномасштабных мер по поддержке субъектов предпринимательства и защите их законных прав и интересов. К примеру, цель 25 Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы направлена на определение развития цифровой экономики в качестве основного «драйвера» с обеспечением увеличения ее объема как минимум в 2,5 раза. А цель 57 Стратегии «Узбекистан — 2030» — на превращение страны в региональный IT-хаб путем развития цифровых технологий.

В настоящее время вместе с развитием науки и технологий расширяются и виды предпринимательской деятельности. Среди таковых и майнинг. До недавних пор не существовало правовых основ для занятия данным видом деятельности в связи с отсутствием порядка лицензирования, а также разрешительных и уведомительных процедур.

Узбекистан стал одним из первых государств не только на пространстве СНГ, но и в мире, начавших регулировать использование технологии «блокчейн» и оборот криптоактивов в рамках развития цифровой экономики.

Так, постановлением Президента «О мерах по развитию цифровой экономики и сферы оборота криптоактивов в Республике Узбекистан»  от 3 июля 2018 года установлено, что майнинг — один из видов деятельности в сфере оборота криптоактивов.

В документе говорится, что технология блокчейна, искусственного интеллекта, использование возможностей суперкомпьютеров, а также деятельность по криптоактивам являются одним из направлений развития цифровой экономики во многих странах.

Более того, постановлением главы государства Национальное агентство проектного управления при Президенте Республики Узбекистан (ныне — Национальное агентство перспективных проектов РУз) определено уполномоченным органом в сфере внедрения и развития цифровой экономики, обозначены соответствующие требования к лицензированию деятельности в области оборота криптоактивов, включая создание криптобирж по торговле криптоактивами.

На агентство возложены такие задачи, как разработка и реализация единой государственной политики в сфере обращения криптоактивов, обеспечение соблюдения прав и законных интересов инвесторов в сфере обращения криптоактивов, участие в разработке и внедрении мер по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем в сфере оборота криптоактивов, финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения.

Вместе с тем в соответствии с данным постановлением принят ряд документов, направленных на организацию и регулирование деятельности криптобирж. В результате реформ по регулированию и развитию данной сферы в 2019 году выдана соответствующая лицензия на деятельность первой криптобиржи, что стало новшеством не только для Узбекистана, но и для соседних стран.

Кроме того, в постановлении определены важнейшие задачи по развитию цифровой экономики:

  • внедрение и развитие деятельности в области оборота криптоактивов, включая майнинг (деятельность по поддержанию распределительной платформы и созданию новых блоков с возможностью получать вознаграждение в формате новых единиц и комиссионных сборов в разных криптовалютах), смарт-контракты (договор в электронной форме, исполнение прав и обязанностей по которому осуществляется путем совершения в автоматическом порядке цифровых транзакций), консалтинг, эмиссию, обмен, хранение, распределение, управление, страхование, краудфандинг (коллективное финансирование), а также технологий «блокчейн» для диверсификации различных форм инвестиционной и предпринимательской деятельности;
  • подготовка квалифицированных кадров в сфере разработки и применения технологий распределенного реестра данных, обладающих практическими навыками работы с использованием современных ИКТ;
  • всестороннее развитие сотрудничества с международными и зарубежными организациями в сфере деятельности по криптоактивам и технологий «блокчейн», привлечение высококвалифицированных зарубежных специалистов в области разработки технологий распределенного реестра данных для совместной реализации проектов в цифровой экономике;
  • создание необходимой правовой базы для внедрения технологий «блокчейн» с учетом передового опыта зарубежных стран;
  • обеспечение тесного взаимодействия государственных органов и субъектов предпринимательства в сфере внедрения инновационных идей, технологий и разработок для дальнейшего развития цифровой экономики.

Документ также установил и другие нормы. Во-первых, операции юридических и физических лиц, связанные с оборотом криптоактивов, в том числе осуществляемые нерезидентами, не являются объектами налогообложения, а доходы, полученные по данным операциям, не включаются в налогооблагаемую базу по налогам и другим обязательным платежам. Во-вторых, на валютные операции, связанные с оборотом криптоактивов, проводимые лицами, получившими в установленном порядке лицензию на осуществление деятельности, не распространяются нормы законодательства о валютном регулировании.

Установлено, что в случае использования электроэнергии с подключением к единой электроэнергетической системе:

  • плата за потребленную электроэнергию осуществляется с применением повышающего коэффициента в размере 2 к установленному тарифу;
  • за потребление электроэнергии в пиковый период к соответствующим тарифам применяются надбавки, устанавливаемые Кабинетом Министров РУз;
  • учет потребленной электроэнергии ведется с установкой отдельного прибора учета.

Кроме того, Президент Шавкат Мирзиёев подписал поправки в законы «О государственной пошлине» и «О лицензировании, разрешительных и уведомительных процедурах», которые закрепили новые виды лицензируемой деятельности.Речь идет о провайдерах услуг, к которым относятся:

  • криптобиржа — организация, предоставляющая электронную платформу для покупки, продажи и(или) обмена криптоактивов;
  •  майнинг-пул — организация, предоставляющая электронную платформу для объединения вычислительных мощностей, которые обеспечивают добычу криптоактивов;
  • криптодепозитарий — организация, предоставляющая электронную платформу и(или) совокупность технических и программных средств по оказанию услуг по выпуску криптоактивов, их первичного размещения и хранения;
  • криптомагазин — организация, предоставляющая электронную платформу и(или) совокупность технических и программных средств по оказанию услуг по покупке и(или) продаже криптоактивов.

В соответствии с Положением о порядке выдачи разрешения для осуществления деятельности по майнингу, утвержденным приказом директора Национального агентства перспективных проектов Республики Узбекистан от 20 сентября 2023 года, установлен порядок выдачи разрешений для осуществления и организации деятельности по майнингу на территории страны.

В положении обозначены основные правила для работы майнеров, разрешительные условия и требования к ним. Также установлен порядок оформления разрешения, его приостановки и отмены.

При майнинге должна использоваться электроэнергия, выработанная принадлежащей майнеру фотоэлектростанцией. В случае подключения к общей электросети требуется установка отдельного счетчика.

Не допускаются скрытый майнинг или добыча анонимных криптоактивов. Майнер должен предоставлять НАПП информацию о своей деятельности, а также отчетность об операциях.

Для регистрации требуется подать в агентство заявление с указанием основных сведений о компании, цели заявки, а также приложить:

  • информацию об установленной на объекте ФЭС и объеме ее генерации либо договор на поставку электроэнергии;
  • документы о майнинговом оборудовании с указанием их энергопотребления;
  • перечень криптоактивов, которые планируется добывать, и адресакриптокошельков.

В течение 15 дней экспертная комиссия НАПП должна оформить заключение по заявке, на основе которого агентству следует за пять дней принять решение о выдаче разрешения или об отказе. Само разрешение оформляется в течение одного дня в виде электронной справки с QR-кодом.

Основанием для отказа могут служить только:

  • предоставление неполной информации при подаче заявки;
  • несоответствие разрешительным требованиям и условиям (заявителю дается до 30 дней на устранение недостатков);
  • недостоверные или искаженные сведения в документации;
  • информация об участии руководства и(или) учредителей компании в экономических преступлениях (включая отмывание денег), коррупции, оргпреступности.

Действие разрешения может быть приостановлено, если майнер допустит нарушение разрешительных требований и условий и не устранит его в указанный срок. Срок приостановки — до десяти дней (через суд — до шести месяцев).

Стоит отметить, что в результате проведенной работы по регулированию сферы обращения криптоактивов Узбекистан получил оценку «более соответствует» Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма в сфере криптоактивов.

Следует отметить, что майнерская деятельность в Узбекистане определена в качестве законного вида предпринимательской деятельности. Также четко определены требования к получению разрешения для предпринимателей, осуществляющих данный вид деятельности.

Республика стала уникальной площадкой, где сформирована нормативно-правовая база для осуществления деятельности криптокомпаний. Имеется единый регулятор, предоставлены возможности банковского обслуживания и апробации пилотных проектов в регулятивной песочнице, налоговые льготы и ряд преференций.

Бахтияр Хидоятов,

профессор кафедры ТГЮУ, кандидат юридических наук.

БахрамХудайбергенов,

доцент кафедры, доктор философии по юридическим наукам.