Президент Узбекистана обозначил задачи по налаживанию конструктивного и взаимовыгодного сотрудничества с государствами Центральной Азии во всех направлениях, в том числе и в сфере транспорта.
Одно из важных достижений в данном направлении — подписание соглашения о реализации стратегического проекта строительства железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан, что стало историческим событием.
Этот важный инфраструктурный проект, считающийся неотъемлемой частью Трансконтинентального транспортного и транзитного коридора в рамках инициативы «Один пояс, один путь», полностью соответствует интересам трех стран — Узбекистана, Кыргызстана и Китая. Новая железная дорога будет способствовать расширению экономических связей с Китаем, дальнейшему углублению дружбы и отношений всестороннего стратегического партнерства.
Современная интерпретация древних маршрутов
Железная дорога Китай — Кыргызстан — Узбекистан будет проходить по маршруту Великого шелкового пути. Государства — участники проекта начинают восстанавливать этот древний путь, который в течение многих веков служил развитию торговых связей и культурному обмену. Железная дорога станет кратчайшей, связывающей Китай с нашим регионом. Ее строительство позволит повысить качество грузоперевозок и заметно сократить расходуемые на это время и средства.
По расчетам специалистов, объем грузоперевозок может достигнуть 15 миллионов тонн в год, сроки доставки товаров конечному потребителю сократятся на семь дней. Кроме того, будут созданы современная инфраструктура для транзита и логистики, склады и терминалы. Положительное экономическое воздействие в результате реализации данного проекта ощутят страны региона. Прежде всего будут созданы новые предприятия и десятки тысяч рабочих мест, увеличатся объемы взаимного товарооборота и масштабы промышленной кооперации, повысится инвестиционная привлекательность. В будущем железная дорога даст нашим странам возможность выйти на большие рынки Южной Азии и Ближнего Востока через перспективный Трансафганский коридор, заметно укрепит транзитный потенциал и межрегиональную связь.
Для Китая дорога станет
самым коротким путем не только в Центральную Азию, но и на Ближний Восток. В
настоящее время Китай отправляет свои грузы в Европу по маршрутам Китай —
Монголия — Россия — Беларусь — Европейский союз
(8 650 километров),
Китай — Казахстан — Каспийское море — Азербайджан — Грузия — Турция — Евросоюз
(9 120 километров),
Китай — Казахстан — Туркменистан — Иран — Турция — Евросоюз (10 170 километров),
Китай — морской путь Европейского союза (более 10 тысяч километров).
Железная дорога через Кыргызстан и Узбекистан может продолжиться по имеющемуся
маршруту Туркменистан — Иран — Турция — Евросоюз, тем самым сократив расстояние
на 900 километров,
а время в пути — на восемь дней. Конфликты в Европе и нестабильность на Ближнем
Востоке побудили международных грузоперевозчиков находить новые направления.
Потому и разговоров о преимуществах центральноазиатского маршрута в перевозке
грузов стало больше.
На территории Узбекистана создана вся необходимая инфраструктура для реализации этого широкомасштабного проекта. Кроме того, наша страна расширяет национальную сеть современных железных и автомобильных дорог. В целях ускорения процессов переработки и перевозки грузов активно внедряет цифровые технологии.
Глава нашего государства в приветствии участникам церемонии подписания Соглашения о реализации стратегического проекта строительства железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан отметил, что узбекская сторона готова к продолжению тесной практической работы по строительству железной дороги, полной реализации подписываемого соглашения и принятой дорожной карты. Стратегический проект железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан, отвечающий общим долгосрочным интересам, будет служить укреплению дружбы и партнерства, процветанию и благополучию наших стран и народов.
Не случайно и в ходе онлайн-саммита глав государств Центральной Азии и Китая в связи с 30-летием установления дипломатических отношений президенты Кыргызстана и Узбекистана высказали предложение об ускорении строительства железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан.
Транспортная инфраструктура является драйвером развития торгово-экономического сотрудничества между странами Центральной Азии и Китаем. Логистические перебои в поставке товаров по направлению Китай — Центральная Азия, возникшие из-за пандемии, оставили многие отрасли стран региона без необходимого оборудования и сырья. Такое состояние оказало негативное воздействие на сроки и качество реализации приоритетных инвестиционных проектов. Поэтому чрезвычайно важно разработать системные решения для обеспечения непрерывности грузопотоков и развития трансконтинентальных логистических направлений.
Из Центральной Азии к Индийскому океану
Южная Азия географически очень близка к Центральной. Например, из города Термеза до пакистанского порта Карачи всего 660 километров. С этой точки зрения направление Мазари-Шариф — Кабул — Пешавар является самой короткой дорогой, ведущей из Центральной Азии к Индийскому океану.
Выход на морские порты и создание удобных для этого транспортных коридоров — стратегическая задача для Узбекистана. Без этого невозможно торговать с внешним миром, обеспечивать доступность национальной продукции, повышать экспортный потенциал и ускоренно идти к экономическому развитию. До недавних пор на Афганистан и Пакистан смотрели только как на источник угрозы. Существовала такая тенденция, чтобы по возможности держаться от них на расстоянии и вести отношения всех уровней формально. Но в 2016 году Узбекистан изменил подход к данному вопросу. По инициативе Президента Шавката Мирзиёева соседний Афганистан стали признавать как страну возможностей. Узбекистан, который до этого усилил двустороннее сотрудничество с Индией, выразил заинтересованность в строительстве железной дороги Мазари-Шариф — Герат, растянувшейся до иранского порта Чабахар. Теперь наряду с укреплением отношений с Пакистаном наша страна присоединяется к еще одному крупному транспортно-логистическому проекту — Трансафганской железной дороге, ведущей в Пешавар, что преследует немалые экономические интересы.
Государства Центральной Азии рассматривают развитие транспортно-коммуникационных систем в качестве приоритетной задачи. В частности, между Узбекистаном и Таджикистаном восстановлены воздушные перелеты и железная дорога Галаба — Амузанг — Хушоди. Совместными усилиями Узбекистана и Туркменистана открылись новые железные и автомобильные мосты Туркменабад — Фараб через Амударью. Это позволило увеличить объемы грузоперевозок в 2,5 раза. Мосты через Амударью дали возможность напрямую перевозить грузы в Азиатско-Тихоокеанский регион, а из государств Южной Азии — в регион Каспийского, а затем Черного, Средиземного морей, в страны Европы, Закавказья, Ближнего и Среднего Востока. Также это звено считается важным элементом направления Узбекистан — Туркменистан — Иран — Оман. Между Узбекистаном и Казахстаном налажены автобусные и скоростные железнодорожные сообщения. Впервые запущено сообщение по автомобильной дороге Ташкент — Андижан — Ош — Иркештам — Кашгар, которая из Центральной Азии напрямую выходит в Китай через Кыргызстан.
Реализация проекта
строительства железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан даст возможность
расширения торгово-экономических отношений между участниками проекта и другими
государствами Центральной Азии с Китаем. Следует отметить, что в 2023 году
Китай импортировал продукцию стоимостью более чем
2 триллиона долларов. По странам ШОС данный показатель составил 300 миллиардов
долларов. Китай хочет довести импорт до 30 триллионов долларов. Путь для
доставки товаров из Китая в Европу через Центральную Азию в два раза короче по
сравнению с морским. В сравнении с транспортным коридором, проходящим через
Россию, он короче в 2,5 раза.
Инициативы,
нацеленные
на перспективу
Президент Шавкат Мирзиёев, выступая 23 сентября 2020 года на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, внес предложение — создать под эгидой ООН Региональный центр развития транспортно-коммуникационной взаимосвязанности.
Создание центра будет способствовать реализации ряда инициатив, выдвинутых Президентом Узбекистана, в том числе — разработке Стратегии развития региональных транспортных коридоров Центральной Азии, принятию на этой основе региональной программы по устойчивому развитию транспортной системы Центральной Азии, формированию регионального совета стран Центральной Азии по транспортным коммуникациям.
Узбекистан не случайно продвигает инициативу о развитии транспортно-транзитных коридоров. Внешняя торговля страны страдает из-за разрыва цепочек снабжения и роста транспортных расходов. Причинами этого являются, в частности, отсутствие прямого выхода к морским портам и зависимость от имеющихся транспортных направлений. Кроме того, не исключено, что в будущем Европа может играть важную роль в диверсификации экспорта Узбекистана.
Республика ведет экспортные поставки через порт Туркменбаши в Туркменистане. Расширение Срединного коридора должно способствовать реализации планов Узбекистана по превращению в региональный центр логистики. В среднесрочной перспективе страна улучшит связи, диверсифицирует внешние торговые маршруты.
Раньше выход на международные рынки был доступен только через северный маршрут. Во второй половине 90-х годов прошлого века появилась возможность выходить на Персидский залив через город Тежен (Туркменистан), пользоваться морским портом Ирана — Бендер-Аббас. В свое время узбекский хлопок доставлялся на южные рынки по этому пути, за счет нового направления транспортные расходы республики несколько сократились.
Позже была открыта дорога в Китай через Казахстан. В последние два-три года логистические компании нашей страны отправляют грузовые контейнеры через Средиземное море, в том числе порты Турции, по коридору Баку — Тбилиси — Карс. Пользование альтернативными транспортными маршрутами способствует расширению торговых связей с иностранными партнерами.
Узбекистан продолжает искать еще более оптимальные варианты по выходу на мировые рынки. В настоящее время наблюдается активизация Трансъевразийских транспортных коридоров. Они связывают крупные субъекты мировой торговли — страны Европы, Китай и Индию друг с другом. Узбекистан старается эффективно пользоваться такой ситуацией. Для этого в первую очередь нужно диверсифицировать транспортные маршруты: не ограничиваться лишь морскими путями или только сухопутными дорогами. Именно на эту логику и опирается действующая транспортная политика Узбекистана. Транспортные коридоры, к которым Узбекистан выражает интерес, являются частью международной системы логистики.
Необходимо активно участвовать в процессах глобальной интеграции, сотрудничества, а также для выхода на мировые рынки диверсифицировать транспортные маршруты. Узбекистан продвигает проекты железных дорог Китай — Кыргызстан — Узбекистан и Мазари-Шариф — Кабул — Пешавар, которые имеют стратегическое значение и открывают новые возможности не только для нашей страны, но и для всего региона.
Садриддин Туробжонов,
ректор Ташкентского государственного технического университета имени Ислама Каримова академик.