Динамичный рост населения Узбекистана требует высоких опережающих темпов роста экономики, чтобы на должном уровне обеспечивать растущие потребности и повышать уровень жизни людей. Но для этого нужны новые, более взвешенные и выверенные подходы, обеспечивающие своевременное достижение поставленных целей.
И эти новые подходы в экономической политике ярко проявились в решениях, принятых на прошедших в начале года совещаниях под председательством Президента Шавката Мирзиёева, посвященных положению дел в экономике и задачам, поставленным перед структурами экономического блока на 2024 год.
В целом 2023 год, в течение которого происходили благоприятные для национальной экономики изменения, был достаточно успешным для Узбекистана. Валовой внутренний продукт вырос на 6 процентов по сравнению с 5,7 процента годом ранее. По итогам 2023 года индекс потребительских цен опустился до 8,77 по сравнению с 12,25 процента в 2022-м. В прошлом году резко выросла инвестиционная активность — 22,1 по сравнению с 0,2 процента в 2022 году.
Прирост был обеспечен за счет роста нецентрализованных инвестиций на 26 процентов, а централизованные сократились на 0,7 процента. Их доля в общем объеме инвестиций в основной капитал продолжила снижаться — с 15,7 процента в 2022 году до 12,7 процента в 2023 году, доля нецентрализованных инвестиций выросла с 84,3 до 87,3 процента. Рост внешней торговли показывал двузначные числа — внешнеторговый оборот вырос на 23,9 процента и составил 62,6 миллиарда долларов.
В развитии отечественной экономики в прошлом году сохранялся ряд недостатков и проблем, на которые критически указал Президент в ходе проведенных совещаний. В связи с этим глава государства определил актуальные задачи и конкретные меры, которые будут приняты для решения указанных проблем в 2024 году.
Макроэкономические приоритеты
Приоритетные задачи по обеспечению макроэкономической стабильности и экономического развития в 2024 году были обозначены на совещании под председательством главы государства, состоявшемся 16 января. Остановимся на некоторых из них по важнейшим направлениям.
Экономический рост. В 2023 году промышленность выросла на 6 процентов, сфера услуг — на 6,8 процента, строительство — на 6,4 процента, сельское хозяйство — на 4,1 процента. Однако, как отметил Президент, при росте объема промышленного производства добавленная стоимость продукции не превысила 40 процентов, что связано с зависимостью от импорта, высоким потреблением энергии и чрезмерными затратами.
Поэтому нынешний год для производства объявлен периодом снижения издержек и роста эффективности для всех государственных предприятий. Отныне механизмы поддержки в промышленности будут обеспечивать в первую очередь производство продукции, создающей высокую добавленную стоимость. При этом деятельность руководителей экономического блока будет увязана с месячными, квартальными и годовыми показателями эффективности (KPI).
В 2024 году планируется увеличить объем валового внутреннего продукта минимум на 6 процентов и довести его до 100 миллиардов долларов. При этом главой государства определена цель по увеличению добавленной стоимости, снижению себестоимости на 15 процентов и обеспечению роста промышленности на 7 процентов.
Бюджетная система. Отметив, что в 2023 году дефицит бюджета составил 5,5 процента, Президент поставил задачу, решение которой должно сократить в 2024 году данный показатель до уровня ниже 4 процентов. В связи с этим было указано на необходимость пересмотра налоговой системы и определены новые направления ее реорганизации.
Первое направление. Функции по работе с 40 тысячами бюджетных организаций будут переданы от районов вновь создаваемой Межрайонной инспекции бюджетных организаций при Налоговом комитете, которая будет полностью цифровизирована и интегрирована в электронную систему Казначейства.
Второе направление. В Налоговом комитете также будет создана Межрайонная инспекция по взысканию налоговой задолженности. Ей будут предоставлены полномочия как у Бюро принудительного исполнения. Благодаря этому можно будет перевести в махаллинские сходы граждан еще 200 сотрудников налоговых органов в районах.
Третье направление. Будет создана отдельная система по работе с 80 крупнейшими предприятиями и 35 коммерческими банками, обеспечивающими 50 процентов всех налоговых поступлений в стране. Для этого в составе Инспекции по крупным налогоплательщикам создается новая структура, которая будет взаимодействовать с Министерством экономики и финансов.
Еще одним источником пополнения доходов бюджета являются приватизация и продажа земли с аукциона. В прошлом году от аукционов земли поступил один триллион сумов, появилось 12 тысяч новых проектов. Однако при этом 484 государственных актива, включенных в программу приватизации, не выставляются на торги. Поэтому Кабинету Министров поручено подготовить новую программу приватизации, призванную в нынешнем году обеспечить поступление 20 триллионов сумов доходов в бюджет.
Поставлена задача взять
на контроль правильность расходования 313 триллионов сумов, предусмотренных в
Госбюджете на текущий год. Для этого будут
установлены целевые индикаторы в рамках 120 программ оценки эффективности
средств, выделенных 37 министерствам и ведомствам.
Теневая экономика. Это наиболее актуальный вопрос. Президентом на совещании были обозначены дополнительные меры, призванные вывести борьбу с ней на новый уровень.
В настоящее время борьбой с экономической преступностью занимаются 14 органов. В целях координации и усиления этой деятельности будут расширены полномочия Департамента по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре, при котором будут открыты научно-аналитический и учебный центры. Ожидается, что до конца года за счет сокращения теневой экономики в легальном секторе будет дополнительно обращаться 10 триллионов сумов.
Стимулы для бизнеса. В прошлом году в стране был разработан открытый рейтинг бизнесменов. Теперь для предпринимателей с самым высоким рейтингом будут предусмотрены следующие стимулы. Все налоговые проверки будут признаны недействительными; сумма налога на добавленную стоимость возвращается за один день без проверок (ранее на это уходило от 7 до 30 дней). Суммы переплаты по остальным видам налогов будут возвращены через три дня (ранее — через 15 рабочих дней). В таможенных и налоговых органах будет создана возможность взаимного учета налога на добавленную стоимость при ввозе и реализации товаров.
Банковская система. В 2024 году в экономику должно быть направлено 275 триллионов сумов кредитных ресурсов. Перед Центральным банком поставлена задача разработать программу снижения на основе рыночных механизмов ставок по кредитам не менее чем на два-три процента. Объем микрокредитования предпринимателей будет увеличен до 40 триллионов сумов, объем вкладов населения в национальной валюте удвоен, в них будет привлечено 130 триллионов сумов. Государственные банки должны привлечь в нынешнем году два миллиарда долларов без государственной гарантии.
Занятость населения. Подчеркнута важность реализации недавно принятой программы, предусматривающей в нынешнем году занятость пяти миллионов человек. При этом будет усовершенствована и деятельность учреждений системы профессионального образования, которая должна подготовить 100 тысяч квалифицированных рабочих с перспективой трудоустройства их и на зарубежных рынках.
Инвестиции
в наращивание экспорта
На совещании 18 января рассматривалисьприоритетные задачи в области инвестиций, экспорта и промышленности на 2024 год. Какие меры намечены в этих направлениях?
Экспорт. Как было отмечено Президентом, за последние шесть лет в нашу страну поступило почти 50 миллиардов долларов иностранных инвестиций, в прошлом году ВВП и промышленность выросли на 6 процентов, однако рост экспорта не соответствует данным тенденциям.
Для того чтобы вывести экономику нашей страны на новый уровень, необходимо увеличивать экспорт не менее чем на 30 процентов ежегодно, подчеркнул глава государства и указал, что экспортерам по-прежнему приходится проходить контроль четырех ведомств на границе. В связи с этим все функции экспортного контроля решено передать Таможенному комитету.
Многие отечественные предприятия не могут включиться в глобальные потоки из-за отсутствия международной сертификации. В связи с этим Агентство технического регулирования будет полностью реформировано и переведено в ведение правительства.
Изменится и система поддержки экспорта. Агентство продвижения экспорта будет реорганизовано в компанию по развитию торговли в соответствии с требованиями Всемирной торговой организации. Субсидии, кредиты и помощь этой компанией будут предоставляться исходя из нового рейтинга, в первую очередь экспортерам, выходящим на новые рынки с продукцией с высокой добавленной стоимостью.
Эффективность инвестиций. За последние шесть лет объем инвестиций, привлеченных в промышленность нашей страны, увеличился в семь раз, за последние три года ввезено оборудования на 14 миллиардов долларов. При этом возможности 24 специальных экономических зон не используются в полной мере. В связи с этим решено реализовать новый эксперимент по развитию экономических зон. В частности, 240 гектаров земли в специальных промышленных зонах в Бухарской, Навоийской и Ташкентской областях будут переданы на аутсорсинг зарубежным компаниям. В нынешнем году в специальных экономических зонах можно реализовать 309 крупных проектов и создать 40 тысяч рабочих мест.
Локализация. На совещании было поручено принять программу развития пищевой промышленности в регионах. Поставлены задачи по налаживанию производства 25 видов продуктов питания, пользующихся спросом в нашей стране, по внедрению международных стандартов на пищевых предприятиях. Такие же возможности существуют и в кожевенной промышленности. Исходя из этого руководителям отрасли поручено сформировать в регионах отраслевые проекты. При этом локализовываться должны не только товары, но и услуги.
От строительства до экологии
29 января прошло совещание поприоритетным задачам в сферах жилищно-коммунального хозяйства, строительства, транспорта и экологии.
Строительство. В прошлом году в регионах построено более тысячи объектов инфраструктуры и около двух тысяч многоквартирных домов. В нынешнем году в рамках инвестиционной программы планируется построить 1 637 объектов инфраструктуры. Вместе с тем сохраняется множество недостатков во внедрении современных стандартов и обеспечении качества в строительной отрасли. Существующая практика проектирования и строительства основана на ресурсном методе. В связи с этим принято решение реорганизовать все процессы — от проектирования до сдачи объекта в эксплуатацию.
С 1 января следующего года при подготовке проектно-сметной документации, строительстве и приемке объектов вместо ресурсного будет использоваться объемный метод. Данный порядок, но уже с 1 июля текущего года, будет введен для проектов по строительству дорог, объектов питьевого водоснабжения и мостов.
Для искоренения коррупции в этих сферах все договоры подряда цифровизируют. Этот порядок будет распространяться и на проекты с участием международных финансовых организаций. Для этого в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства создадут проектный офис, без рекомендации которого проектные документы не будут приниматься на госэкспертизу. С 1 января 2025 года все закупки за счет бюджетных средств будут осуществляться через платформу «Е-омбор» Налогового комитета.
Учитывая, что в текущем году в сотрудничестве с международными организациями будут запущены новые проекты на 2,5 миллиарда долларов, также изменится система реализации проектов за счет внешних заимствований. В этом случае отчет об оценке проекта и технико-экономическое обоснование будут объединены в один проектный документ, что позволит сократить согласование до восьми-девяти месяцев.
Планирование городов. Из-за отсутствия системного подхода не во всех городах развитие социальной инфраструктуры, услуг и рабочих мест происходит равномерно. В некоторых случаях допускается беспорядочная застройка, не учитывается архитектурный облик улиц. Поставлена задача разработать генеральные планы 170 городов и поселков в нынешнем году и не менее 300 — в следующем. Для этого будет запущена платформа «Менинг худудим», каждый генплан будет обсуждаться с населением. Намечено построить в нынешнем году 1,8 тысячи домов на 80 тысяч квартир и довести число массивов «Янги Узбекистон» до 45.
С целью энергосбережения будет применяться дифференцированный подход к выбору систем теплоснабжения многоквартирных домов — централизованная, локальная или индивидуальная, некоторые котельные будут переведены на когенерацию. Благодаря этому только в 2024 году можно будет сэкономить 600 тысяч гигакалорий тепловой энергии и 2,5 миллиарда киловатт электроэнергии. На совещании было указано, что пришло время ввести единый биллинговый счет для платежей за электроэнергию, газ, воду, тепло, отходы, налоговые платежи.
Вопросы транспорта. Ответственным лицам поручено привести более 40 стандартов и норм в дорожном строительстве в соответствие с требованиями Международной федерации инженеров-консультантов. Также принято решение о передаче в управление частному сектору железнодорожных вокзалов Коканд, Самарканд и Ташкент, аэропортов Андижан и Ургенч. Будут отремонтированы аэродромы Шахрисабз, Сариосиё и Коканд с организацией на них внутреннего гражданского авиасообщения.
Здоровая экология. С 2020 года в нашей стране запущено 22 тысячи промышленных предприятий. В атмосферу выбрасывается более двух миллионов тонн загрязняющих веществ. Во многих случаях строительные объекты и проекты реализуются без экологической экспертизы.
В связи с этим определено, что с 1 апреля будет введен рейтинг загрязненности воздуха, воды и окружающей среды в разрезе регионов. Поставлена задача начать установку автоматических станций мониторинга атмосферного воздуха в Ташкенте и Нукусе, областных центрах и 20 индустриальных районах.
На крупных производствах и всех цементных заводах будет установлено современное и заменено старое газоочистное и пылеулавливающее оборудование. Предприятия стройматериалов, энергетики и металлургии создадут вокруг себя «зеленый пояс» площадью пять гектаров, всего будет посажено 10 миллионов деревьев.
В течение следующих пяти лет в Ташкенте и соседних с ним районах Ташкентской области будут созданы три тысячи гектаров «зеленых поясов» и 200 гектаров парков. На улицах столицы намечено ограничить движение большегрузных автомобилей и легковых старше 10 лет. С 1 января 2025 года будет решен вопрос об отказе от бензина марки АИ-80. В целях поддержки «зеленой» энергетики внедрят систему стимулирования населения к переходу на электромобили.
Таков краткий обзор экономической ситуации и задач по приоритетным направлениям развития экономики Узбекистана в 2024 году, поставленных на январских совещаниях экономического комплекса. Несмотря на признанные успехи в реформировании национальной экономики, в ней продолжают сохраняться узкие места и отдельные проблемы, которые нуждаются в своевременном и эффективном решении. Президент Узбекистана прямо и открыто говорил о них.
Своевременное признание этих проблем и выработка соответствующей экономической политики, направленной на исправление ситуации, — главный залог решения проблем. Именно принятые на этих совещаниях под председательством главы государства решения позволят в наступившем году продолжать динамично наращивать темпы экономического роста и повышения благосостояния населения.
Обид Хакимов,
директор Центра экономических исследований и реформ при Администрации Президента Республики Узбекистан.