Социальная защита — важнейшая составляющая государственной политики
В Узбекистане поддержка уязвимых слоев населения всегда ставится во главу угла, поскольку такие ценности, как милосердие и взаимопомощь — неотъемлемая часть культуры и традиций народа Узбекистана.
В статье 1 Конституции Республики Узбекистан в новой редакции закреплено: “Узбекистан — суверенное, демократическое, правовое, социальное и светское государство с республиканской формой правления”. Принятие норм социального характера на уровне Основного закона, с одной стороны, является констатацией традиционной приверженности страны вопросам защиты и поддержки граждан, с другой — определяет дальнейший неизменный вектор государственного развития с опорой на такие идеалы, как социальная справедливость и солидарность.
За истекший период в Узбекистане создана эффективная организационно-правовая база в социальном секторе, более ориентированная на адресную поддержку. Действующее законодательство в данной области состоит более чем из 1,6 тысячи нормативно-правовых актов.
В 2017-м реформы (в том числе в социальной сфере) получили новый импульс благодаря принятию Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах. В рамках ее реализации достигнуты значительные положительные результаты в системе здравоохранения, образования, поддержки уязвимых слоев населения.
Например, в 2017-2021 годах количество пунктов скорой помощи достигло 1700, в то время как по состоянию на 2016-й их число было чуть более 800. Значительно расширен автопарк скорой помощи с 1890 в 2016-м до 2842 — в 2020-м. В 18 раз увеличено количество реанимобилей — с 24 до 435.
Если в 2016-м сумма средств, выделенных на лекарства и изделия медицинского назначения, составила 227 млрд сумов, то в 2021-м данный показатель превысил 1,7 трлн.
Существенно увеличено бюджетное финансирование мероприятий по охране материнства и детства с 11 млрд сумов (2016-й) до 150 млрд (2020-й), на лечение онкологических заболеваний — с 8,3 млрд до 61,6 млрд, гематологических и онкогематологических — с 2,8 млрд до 217,4 млрд соответственно.
Количество учреждений дошкольного образования увеличилось втрое. Только в 2017-2021 годах построено свыше 13 тысяч новых ДОО, в результате их общее количество превысило 18 тысяч. Эти меры позволили повысить уровень охвата дошкольным образованием с 27 процентов (2016-й) до свыше 60 (2021-й). При этом благодаря внедрению системы помощи малоимущим семьям последние освобождены от уплаты воспитания детей в детских садах.
В рамках реализации вышеуказанной стратегии также укреплена материально-техническая база учреждений народного образования. Если за 1991-2016 годы проведены строительные и ремонтные работы в 1439 школах, то в 2017-2020-х — почти в трех тысячах.
За первые пять лет активных реформ количество высших учебных заведений увеличилось более чем в два раза: с 61 в 2016-м до 141 – в 2021-м. Уровень охвата высшим образованием за аналогичный период повысился с девяти до 28 процентов.
Логичным продолжением преобразований стало принятие Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы, предусматривающей системные меры по проведению справедливой социальной политики и развитию человеческого капитала.
В июле 2022-го Указом главы государства принята Стратегия социальной защиты населения Республики Узбекистан, определившая приоритетные направления и комплексные меры действий на период до 2030 года. Примечательно: данный документ разработан на основе рекомендаций МОТ, Всемирного банка и Детского фонда ООН.
В результате принятых мер только за последние три года количество малообеспеченных семей, получающих пособие, увеличилось в четыре раза и достигло 1,9 млн. Расширен охват пособиями по уходу за детьми из малообеспеченных семей. Возраст детей, учитываемый при назначении пособия, повышен с 14 до 18 лет. Его размер возрос в среднем в 1,5 раза, а срок выплат продлен с 6 до 12 месяцев. Минимальный размер пособия по безработице увеличен в 3,2 раза. Также внедрено более 20 новых инструментов, направленных на обеспечение занятости населения.
Если в 2018-м расходы Госбюджета на социальную политику выражались цифрой 35 трлн сумов, то в 2023-м превысили 129 трлн. На 2024 год эта сумма превысила 150 трлн, что составляет почти 50 процентов всех планируемых бюджетных расходов.
Стратегия «Узбекистан — 2030» — очередной важнейший документ, предусматривающий ключевые приоритеты, в том числе по обеспечению высокого качества жизни граждан и устойчивого развития общества. Стратегия соответствует Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года ООН, а также охватывает национальные цели и задачи Узбекистана по устойчивому развитию.
Примечательно, что 44 из 100 целей, определенных в стратегии (почти половина), посвящены социальным вопросам: образованию, охране здоровья граждан, повышению качества соответствующих услуг, сокращению бедности, поддержке молодежи, развитию спорта, а также обеспечению духовного роста и популяризации культурного наследия.
Для реализации Стратегии «Узбекистан — 2030» разработан проект Государственной программы на 2024-й (Год поддержки молодежи и бизнеса). Он выносился на широкое общественное обсуждение в течение десяти дней. За этот период граждане представили почти 4,5 тысячи предложений.
Налаженный в последние годы механизм обратной связи, во-первых, дает возможность открыто обсудить данную программу с населением, во-вторых, с учетом предложений актуализировать меры, предусмотренные в проекте программы, что в конечном итоге повысит ее адресность и эффективность.
Количественный анализ проекта Государственной программы позволяет подчеркнуть: он состоит из 240 конкретных задач, при этом 112 (или почти 47 процентов) из них также посвящены социальной сфере. Для их реализации предусмотрены порядка 250 практических мер.
В их числе: строительство 43 ДОО и 30 школ, реконструкция действующих 133 ДОО и 518 школ. Эти меры позволят существенно расширить охват детей. Более того, в 2024-м предусмотрен запуск автобусов для учащихся ста школ в отдаленных регионах страны.
В целях своевременного выявления хронических заболеваний среди населения запланирован осмотр 12,6 млн граждан в возрасте 18-40 лет. Предусмотрено проведение скрининга 10 млн человек по раннему выявлению заболеваний почек, а также 9,8 млн детей в возрасте 3-18 лет по раннему выявлению онкогемотологических заболеваний.
Должное внимание — и лицам с инвалидностью. Наряду с многочисленными принимаемыми мерами, в проекте также учтено содействие двум тысячам соотечественниц, нуждающихся в проведении необходимых операций, а также обеспечение десяти тысяч женщин и детей с ограниченными возможностями необходимыми средствами реабилитации.
Для трудоустройства женщин планируется организовать профессиональное обучение, переподготовку и повышение квалификации 85 тысяч девушек. Более того, для 90 тысяч предусмотрена организация курсов обучения навыкам предпринимательства.
В рамках реализации проекта «Профессии будущего» 7,5 тысячи социально уязвимых молодых людей пройдут обучение современным профессиям, что позволит повысить их конкурентоспособность на рынке труда.
Отдельное внимание в проекте уделено физическому развитию. В этом контексте в нынешнем году планируется построить 400 спортивных площадок в махаллях и многое другое.
Вышеперечисленное — лишь часть той большой работы, эффективная реализация которой направлена на претворение в жизнь благородной идеи «Реформы — не ради реформ, а для человека».
Феруз Мирзарахимов.
Заведующий сектором законодательства в социальной сфере Института законодательства и правовой политики при Президенте Республики Узбекистан.