В Узбекистане институт махалли — важная платформа для повышения достоинства человека

Узбекская махалля представляет собой социальное пространство, функционирующее в качестве моста доверия между обществом и государством, способствующее социализации личности, формированию её в духе толерантности и заботы о благе народа. На территории нашей страны насчитывается 9 435махаллей, уникальные названия которых несут в себе глубокое историческое значение.Эти названия отражают многовековую и богатую историю нашего народа, его социально-политическую и экономическую жизнь, а также культурное наследие.

Сегодня махалля играет активную роль во всех сферах общественной жизни Узбекистана. Её участие становится всё более значимым в вопросах развития предпринимательства, обеспечения занятости, сокращения бедности, оказания социальной помощи и в решении многих других социально-экономических задач. Главная цель реформирования института махалли — создание достойных условий жизни для населенияи повышение качества предоставляемых услуг.

Махалля и её система управления представляют собой не только сообщество или место проживания, но и полноценный институт гражданского самоуправления. Она играет ключевую роль в повышении социально-политической и духовно-культурной активности населения, укрепляет уважение к историческим ценностям узбекского народа, способствует соблюдению этических норм и ответственности в межличностных отношениях, а также обеспечивает неукоснительное выполнение гражданских обязанностей перед обществом.

В настоящее время укрепление престижа и авторитета нашей страны, обеспечение единства народа и государственной целостности достигается, в том числе, через передачу ряда полномочий государственных органов институту махалли, что способствует более тесному взаимодействию населения с процессами государственного управления, укрепляет доверие и уверенность граждан в государстве и создаёт условия для возвышения человеческого достоинства.

Стратегия «Узбекистан – 2030»,утверждённая Указом Президента Республики Узбекистан от 11 сентября 2023 года, заслуживает особого внимания, поскольку среди её ключевых направлений обозначены масштабные усилия по построению государства, ориентированного на служение народу, и совершенствованию системы общественного управления. В частности, цель №74направлена на повышение благосостояния населения и превращение махалли в «связующий мост»между обществом и государственными органами, что способствует решению повседневных вопросов и улучшению условий жизни в регионах.

Кроме того, предполагается передать на уровень махалли не менее 30процентов задач и функций таких ведомств, как финансовое, налоговое и занятости, а также организовать в махаллях предоставление свыше100 государственных услуг в формате «шаговой доступности».

Важным аспектом новой системы является роль «махаллинской семёрки»в выявлении и мобилизации внутренних ресурсов махалли для оказания социальных услуг и помощи населению. Усилия представителей государственных органов и организаций, работающих в махаллях, объединены для оперативного и эффективного решения локальных проблем.

В Республике Узбекистан сформирована законодательная система, регулирующая деятельность института махалли. В статье 127новой редакции Конституции Республики Узбекистан отмечено, что « …органы самоуправления граждан имеют право, в соответствии с законом, самостоятельно решать вопросы местного значения, учитывая интересы граждан, исторические особенности развития, а также национальные ценности, местные обычаи и традиции». Специальным нормативным актом, регулирующим деятельность махалли, является Закон Республики Узбекистан «Об органах самоуправления граждан», принятый 14 апреля 2013 года.

В Республике Узбекистан органы самоуправления граждан можно рассматривать как территориальные общественные объединения. Признание института махалли составной частью общественно-политической власти подчёркивает его коренное отличие от неправительственных некоммерческих организаций. Органы самоуправления граждан создаются на основе принципа территориальности и функционируют в рамках административно-территориальных единиц.

В настоящее время принято множество подзаконных актов, направленных на реформирование деятельности и управления махаллей. В частности, указом Президента от 21 декабря 2023года «О мерах по кардинальному повышению роли института махалли в обществе и обеспечению его функционирования в качестве первичного звена в решении проблем населения» была создана структура «махаллинская семёрка», в которую входят председатель махалли, помощник хокима, лидер молодёжи, активист по делам женщин, инспектор по профилактике, социальный работник и налоговый инспектор.

С 1 января 2024года во всех районах и городах была внедрена система «Бюджет махалли». В рамках этой системы 10процентов от средств, взимаемых по налогу на имущество и земельному налогу с физических лиц (за исключением налога на имущество и земельного налога, взимаемого с нежилых помещений), направляется в бюджет каждой махалли; 10процентов сборов за государственные услуги, оказываемые через махаллинские органы; средства, поступающие от реализации объектов государственной недвижимости на территории махалли площадью до 2000 квадратных метров посредством прямых онлайн-аукционов по запросу помощника хокима (за вычетом расходов на оценку и продажу); а также доходы от сдачи имущества махалли в аренду в установленном порядке.

Обеспечение занятости населения и привлечение его к предпринимательству через выявление «точек роста»и реализацию «проектов-драйверов»в махаллях, а также развитие предпринимательства на основе государственно-частного партнёрства направлены на сокращение бедности и повышение доходов, что является основной целью системы работы в махаллях. По инициативе Президента начата реализация масштабных мер по улучшению уровня жизни населения. В частности, указ Президента Узбекистана от 23 сентября 2024 года «О выведении на новый этап мер по сокращению бедности и повышению благосостояния населения», а также Постановление Президента от 23 сентября 2024 года «О первоочередных мерах по реализации программы «От бедности к процветанию»» подняли государственную политику Узбекистана по сокращению бедности на качественно новый уровень.

Кроме того, опыт районов Сайхунобод, Уйчи, Гиждуван и Зарбдор по социально-экономическому развитию махаллей в Узбекистане представляет собой уникальную национальную практику по выводу населения из бедности. В документах, принятых Президентом Республики Узбекистан, закреплено, что достижение поставленных целей возможно не только через материальную поддержку, но и посредством комплексных экономических, духовных, социальных и воспитательных мер. Примечательно, что в этих документах особое внимание уделяется механизмам психологической и мотивационной поддержки населения в условиях рыночной экономики.

Основные аспекты планируемых мероприятий на 2024-2025 годынаправлены на системное сокращение бедности с учётом приоритетных направлений и целевых показателей по регионам. В рамках этой программы предусмотрено улучшение инфраструктуры в 1000махаллях с наиболее сложными условиями: улучшение орошения приусадебных участков, обеспечение стабильного электроснабжения, ремонт внутриквартальных дорог и повышение качества интернета. Также начата реализация проектов «Зелёная махалля».

Начата работа по оценке бедных семей на основе единого вопросника, что позволяет сформировать их социальный портрет, а также разработать индивидуальные планывыхода из бедности. Эти планы, включающие социальные услуги и помощь, здравоохранение, жильё, занятость, образование и поведенческие аспекты, составляются социальными работниками и помощниками хокимов с регулярным мониторингом их эффективности и результативности. Планируется выделить 50 тысяч гектаров земли для долгосрочной аренды бедным семьям на срок до 30 лет. Также внедряется практика прикрепления 14 тысяч местных руководителей и их заместителей к этим семьям.

Указом Президента Узбекистана от 21 декабря 2023 года была создана Ассоциация махаллей Узбекистана.

В задачи Ассоциации входят: объединение, координация и направление усилий представителей государственных органов и организаций в махаллях для своевременного и эффективного решения проблем махалли;

увеличение финансовых возможностей махаллей, обеспечение целевого и адресного распределения бюджетных и иных средств, выделяемых для нуждающихся семей; улучшение материально-технического обеспечения махаллей, централизованное распределение выделяемых им средств, внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в сферу;

повышение квалификации ответственных лиц махаллей, содействие формированию у них современных управленческих навыков.

В Узбекистане за последние годы, благодаря обеспечению доходов для 3,5 миллионов человек, уровень бедности к концу 2023 года снизился до 11 процентов.

Шавкат Асадов,

Профессор кафедры «Правовые основы государственного строительства и управления» Академии государственного управления при Президенте Республики Узбекистан, доктор юридических наук

(shavkatasadov1980@gmail.com
,                +99893 595 28 61