Всеобщая декларация прав человека ООН устанавливает общие принципы прав человека.
На основе этих принципов обновляющийся Узбекистан как суверенное государство идет по пути обеспечения прав и свобод граждан, строительства национальной государственности, обеспечения верховенства закона, жизни, свободы, чести и достоинства человека и других неприкосновенных прав.
В последние годы в стране проведены конституционные реформы, направленные на укрепление законодательной базы и институтов, обеспечивающих защиту прав человека и гражданских свобод. Важнейшим направлением государственной политики стало укрепление конституционных основ деятельности национальных институтов по правам человека в Узбекистане.
Права человека – это права, общие для всех людей, независимо от расы, пола, национальности, этнической принадлежности, языка, религии или любого другого статуса. Права человека включают право на жизнь, свободу от рабства и пыток, свободу мысли и слова, право на труд и образование и многие другие права. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев подчеркнул, что «Обеспечение основных прав и свобод человека является важнейшим элементом реформ в Узбекистане», что отражает позицию Нового Узбекистана на сегодняшний день.
Поощрение и защита прав человека – обязанность каждого государства. Это обязательство осуществляется Конституцией и законами, универсальными принципами. Был выдвинут принцип «человек – общество – государство», а не «государство – общество – человек», как это было раньше, и эти идеи нашли отражение в обновленной Конституции, что означает наша страна перешла на новый этап развития прав человека.
Обеспечение прав и свобод человека в соответствии с обновленной Конституцией является высшей целью государства, нормы о правах человека в Конституции были увеличены более чем в 3 раза. Права и свободы человека становятся сутью наших законов, деятельности каждого министерства и ведомства, что является основанием для того, чтобы государственные органы и должностные лица действовали исключительно в интересах граждан. Следовательно, неопределенности в законах обязательно и необходимо разрешать в пользу человека. В соответствии с этим устраняются неточности в законодательстве, регулирующем отношения между государством и человеком, различные недоразумения, предотвращается лишней волокиты граждан.
Значительно усиливаются гарантии прав и свобод человека. Как известно, смертная казнь в Узбекистане запрещена. Установление запрета смертной казни на конституционном уровне гарантирует, что лишать человека жизни не вправе даже государство.
Кроме того, устанавливается, что лицо не может быть задержано более чем на 48 часов без решения суда, то есть любое действие, связанное с ограничением свободы лица, должно совершаться только на основании решения суда. Это правило направлено на недопущение незаконного задержания, необоснованного заключения под стражу и содержанию под стражей следственными органами. Благодаря этому сфера применения признанного на международном уровне института «Хабеас корпус» еще больше расширится.
Также лицу при задержании должны быть разъяснены на понятном ему языке его права и основания задержания, обвиняемым и подсудимым предоставляется право не давать показаний против себя (признанное на международном уровне «правило Миранды»), хранить молчание.
Устанавливается, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Суть данного положения заключается в том, что граждане вправе самостоятельно защищать свои права и свободы, не нарушая при этом права других. Единственное условие – защищать свои права и свободы можно не запрещенными законодательными актами методами или мерами, которые применяются гражданами в целях самообороны.
Впервые устанавливается, что каждый вправе в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Узбекистан обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Это обеспечивает защиту прав и свобод граждан не только нормами установленными национальным законодательством, но и на основе международного права.
Помимо этого, устанавливается, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными решениями, действиями или бездействием государственных органов либо их должностных лиц. Это, в свою очередь, означает, что сфера конституционных прав и свобод расширяется.
Статья 56 обновленной Конституции гласит: «Национальные институты по правам человека дополняют существующие формы и средства защиты прав и свобод человека, содействуют развитию гражданского общества и повышению культуры прав человека. Государство создает условия для организации деятельности национальных институтов по правам человека». Это положение означает, что национальные институты прав человека наделены конституционным статусом. Это свидетельствует о растущей важности национальных институтов в нашем обществе. В систему национальных институтов по правам человека в Узбекистане входят институты Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсман), Уполномоченного по защите прав предпринимателей при Президенте (бизнес-омбудсмен), Национального центра по правам человека Республики Узбекистан. Закон «Об Уполномоченном Олий Мажлиса по правам человека (омбудсмане)» определяет права, обязанности, основные направления и гарантии деятельности Уполномоченного по правам человека (омбудсмана). При этом важно, чтобы национальные институты по правам человека осуществляли свою деятельность самостоятельно, эффективно сотрудничая с соответствующими государственными и международными органами для осуществления своей деятельности.
В другом важном документе, а именно в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы, одним из семи приоритетов определено именно создание народного государства путем повышения ценности человека и дальнейшего развития свободного гражданского общества.
Стратегия развития предусматривает поддержку деятельности национальных институтов по правам человека. В частности, предполагается преобразовать в исследовательский и интеллектуальный центр Общественный фонд поддержки негосударственных организаций и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе, Национальный центр по правам человека, Федерацию профсоюзов и Центр «Стратегия развития» в соответствии с международными стандартами.
Резюмируя можно отметить, что благодаря проведенным реформам в Узбекистане укрепились конституционные основы национальных институтов по правам человека. Конституционные реформы, изменения и дополнения, вносимые в законодательство, обеспечат более эффективную деятельность национальных институтов по правам человека в Узбекистане, служат повышению уровня защиты прав граждан. Эти усилия способствуют обеспечению высокого человеческого достоинства в нашей стране, защите его прав государством, а также обеспечению благополучия нашего народа.
Шухрат Чуллиев,
член Сената Олий Мажлиса
Республики Узбекистан