Сегодня серьезным вызовом устойчивому развитию и международной безопасности являются негативные последствия изменения климата. Об остроте этой проблемы говорит тот факт, что данный вопрос все чаще и с еще большей остротой поднимается с трибуны ООН.
В частности, выступая недавно на брифинге в штаб-квартире организации, генсек ООН Антониу Гутерриш заявил, что «Эра глобального потепления закончилась, наступила эра глобального кипения». При этом в своем докладе «Наша новая повестка дня» он выделил три планетарных кризиса: изменение климата, утрата биоразнообразия и загрязнение планеты.
Указанные проблемы не обходят стороной и Центральную Азию, которая сегодня все сильнее ощущает последствия глобального потепления. Так, согласно новым оценкам Межправительственной группы экспертов по изменению климата, с 1850 года температура в мире в среднем повысилась на 1,1ᵒC. В то же время в Центральной Азии её рост превысил среднемировые показатели, составив 2,2ᵒC.
Последствия уже сегодня проявляют себя, и эксперты предполагают, что в предстоящий период ситуация будет только усугубляться.
Во-первых, основной причиной является интенсивное таяние ледников. Снежный и ледниковый покровы, формирующие до 50% годового стока главных водных артерий ЦА – рек Амударьи и Сырдарьи, за последние 70 лет суммарно сократились более чем на 30%.
Ожидается, что в ближайшие 20 лет их сток может уменьшится на 15%, обеспеченность водой на душу населения снизится на 25%, а урожайность сельскохозяйственных культур – на 40%.
За последние 20 лет обеспеченность водой на душу населения в Узбекистане уменьшилась с 3 тысяч кубометров до 1,5 тысячи кубометров, то есть в 2 раза;
Во-вторых, изменение гидрологического цикла влечет за собой значительное увеличение количества стихийных бедствий. Статистика показывает, что из 126 случаев природных катастроф, зарегистрированных в 2011-2022 года, 46% вызваны землетрясениями, 27% наводнениями, 13,5% оползнями, 8,7% сильными ветрами, 1,6% природными пожарами, 0,8% лавинами и так далее.
От чрезвычайных ситуаций природного характера ежегодно страдает до 3 миллионов жителей Центральной Азии. В Узбекистане стихийные бедствия ежегодно затрагивают в среднем 1,4 миллиона человек и наносят ущерб почти в 3 миллиарда долларов.
В целом, усугубление водного дефицита и усиливающаяся засушливость будут иметь губительные воздействия на биоразнообразие, пастбищные угодья, животноводство, учащая заболевания дыхательных путей и другие риски.
Указанные факторы климатического воздействия, наряду с ростом населения и экономик стран, влекут негативные экономические и социальные последствия для Узбекистана и всего региона, ставя под угрозу обеспечение водной, продовольственной и энергетической безопасности и обостряя экологические проблемы. Уже сегодня каждую минуту 9 квадратных метров плодородной площади региона превращаются в пустыню.
Прогнозируется, что к 2050 году вызванное изменением климата сокращение водных ресурсов в бассейнах Амударьи и Сырдарьи может привести к падению регионального ВВП на 11%. К этому же времени, по прогнозам, в Центральной Азии может появиться до 2,4 миллиона «климатических мигрантов», которые будут переселяться в благополучные в этом плане регионы.
В этих условиях, Узбекистан с избранием в 2016 году Президентом страны Шавката Мирзиёева в корне пересмотрел свою политику в области окружающей среды, сельского, водного хозяйства и другие.
Осуществляются кардинальные меры по предотвращению негативных последствий изменения климата в стране.
В 2017 году Узбекистан подписав Парижское соглашение, принял на себя ряд обязательств, в том числе основное количественное обязательство по сокращению выбросов парниковых газов (ПГ) – определяемый на национальном уровне вклад (ОНУВ).
В 2021 году наша страна повысила свои амбиции и приняла обновленный ОНУВ, новым обязательством которого является сокращение удельных выбросов парниковых газов на единицу ВВП на 35% к 2030 году от уровня 2010 года.
Узбекистан также утвердил целый ряд концептуальных документов для решения экологических вопросов, сохранения биоразнообразия и достижения Целей устойчивого развития ООН. В их числе Стратегия по переходу Республики Узбекистан на «зеленую» экономику до 2030 года, Концепция охраны окружающей среды Республики Узбекистан до 2030 года, Стратегия по обращению с твердыми бытовыми отходами в Республике Узбекистан до 2028 года, а также Стратегия по сохранению биологического разнообразия в Республике Узбекистан до 2028 года.
В целом, в республике создана прочная нормативно-правовая база, включающая более 40 законов в сфере охраны природы и окружающей среды.
Для решения экологических проблем Министерство природных ресурсов Узбекистана преобразовано в Министерство экологии, охраны окружающей среды и изменения климата. В целях развития практического сотрудничество в области подготовки специалистов-климатологов, а также активного вовлечения молодежи в природоохранную деятельность учрежден Центрально-азиатский университет изучения окружающей среды и изменения климата.
В рамках проекта «Яшил Макон» высажено более 400 миллионов саженцев декоративных и плодовых деревьев. В ходе реализации Стратегии «Узбекистан – 2030» планируется посадка ежегодно 200 миллионов саженцев деревьев и доведение уровня озеленения республики до 30%. Также предусмотрены организация в 10 регионах республики системы аэробиологического мониторинга и создание в городских и районных центрах общественных парков на каждые 50-100 тысяч населения.
Для предотвращения усугубления климатических и социально-экономических вызовов, вызванных высыханием Арала, в зоне Приаралья на площади 1,8 миллиона гектар созданы леса из семян и саженцев пустынных растений. До 2030 года планируется охватить зеленным покровом 2,3 миллиона гектар.
Обеспечивается переход к низкоуглеродной энергетике, а также внедрение возобновляемых источников энергии (ВИЭ). К 2030 году долю ВИЭ планируется довести до 25 тысяч мегаватт, а в общей структуре генерации с 14% до 40% и другие. Узбекистан намерен за счет ускоренного внедрения ВИЭ и ресурсосберегающих технологий снизить к 2030 году энергоемкость экономики в 2 раза, а к 2050 году добиться углеродной нейтральности в энергосекторе.
Предпринимаются активные меры по сбережению водных ресурсов. К настоящему времени Узбекистан занимает 7-е место в мире после Израиля, США, России, Испании, Бразилии и Италии по площадям внедрённых водосберегающих технологий.
До 2018 года технологии водосбережения по республике внедрены на площади 28 тысяч гектаров, а на сегодня этот показатель достиг 1 миллиона гектар. К 2030 году планируется увеличить эффективность водопользования на 25%. Общая площадь земель, охваченных технологиями водосбережения при поливе сельскохозяйственных культур, будет доведена до 2 млн. га, годовая мощность отечественных предприятий по производству водосберегающих технологий — до 300 тысяч гектаров.
Вместе с тем, понимая, что климатические вызовы носят трансграничный характер, Узбекистан значительно активизировал работу по консолидации региона ЦА в вопросах борьбы с изменением климата и адаптации к его последствиям.
Президент Шавкат Мирзиёев, выступая на юбилейной пятой Консультативной встрече глав государств Центральной Азии 14 сентября в Душанбе, предложил принять Региональную стратегию по вопросам адаптации к изменению климата, призванную стать важным вкладом в обеспечение климатической устойчивости и «зелёного» развития.
В рамках третьего Международного форума «Один пояс, один путь» глава нашего государства подробно остановился на климатической проблематике. Обозначив «зелёное развитие» в качестве стратегически важной задачи, он продемонстрировал высокий уровень ответственности не только перед собственным народом, но и всем регионом. Такой подход и политическая воля позволяют главе Узбекистана консолидировать государства Центральной Азии, направляя совместные усилия на последовательный переход стран региона на рельсы «зелёного» развития».
В то же время Узбекистан активизировал меры по продвижению климатической повестки и в рамках других международных форматов. В частности, в рамках ШОС глава нашего государства подчеркнул необходимость усиления координации и практического сотрудничества в вопросах декарбонизации и внедрению «чистых» технологий, развития «умного» сельского хозяйства и водосбережения.
Помимо этого, на шестнадцатом саммите Организации Экономического сотрудничества лидер Узбекистана предложил создать Платформу высокого уровня по вопросам экологии, а также провести её первую конференцию в рамках предстоящего в 2024 году Самаркандского климатического форума. Также на заседании Совета глав государств Организации тюркских государств было отмечено создание постоянного действующего Тюркского экологического форума на министерском уровне.
Кроме того, на 78-й сессии ГА ООН глава нашего государства отдельно остановился на последствиях Аральской трагедии и мерах, принимаемых властями для смягчения ситуации, предложив учредить должность Специального представителя ООН по водным ресурсам и «Центрально-азиатский климатический диалог».
В своем послании на прошедшей впервые в Самарканде 13-17 ноября 21-ой сессии Комитета по рассмотрению реализации Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием Президент Шавкат Мирзиёев вновь особо подчеркнул, что Узбекистан и в целом весь регион Центральной Азии особенно подвержены негативному воздействию климатических изменений, в полной мере ощущают тяжелейшие последствия вызванных ими социальных и экологических проблем. В этой связи он призвал международное экспертное сообщество поддержать инициативы Узбекистана о принятии Самаркандской декларации по песчаным и пыльным бурям.
Важной площадкой для Узбекистана является ежегодно проводимая конференция государств-участников Рамочной Конвенции ООН по изменению климата (РКИК ООН), очередное 28-ое заседание которого пройдет Дубае в этом году.
Наша страна присоединилась к РКИК ООН в 1993 году. Как сторона Рамочной конвенции ООН Узбекистан готовит и представляет в Секретариат Конвенции регулярную климатическую отчетность: Национальные сообщения, Двухгодичные отчеты, Адаптационные планы, разрабатывает и обновляет ОНУВ. В настоящее время завершается подготовка Четвертого национального сообщения Республики Узбекистан об изменении климата, в котором будет отражена деятельность страны по борьбе с изменением климата за последние 5 лет.
О важности для стран Центральной Азии данной площадки свидетельствует то, что на прошедшей в 2021 году 26-ой конференции ООН по климату в Глазго страны Центральной Азии были представлены единым павильоном и выпустили совместное коммюнике, обращающее внимание международного сообщества на климатические проблемы в ЦА.
В 2022 году выступая на 27-ой сессии Конференции Сторон РКИК ООН в Шарм-эль-Шейхе, глава делегации Республики Узбекистан Танзила Нарбаева отметила готовность нашей страны к активному взаимодействию с мировым сообществом. Она предложила создать региональный Климатический совет, который позволит повысить эффективность сотрудничества в продвижении проектов климатической адаптации, борьбы с опустыниванием и деградацией земель, внедрения водосберегающих технологий.
Безусловно, предстоящий 28-ой форум, на котором соберутся представители практически всех стран мира, ключевых международных организаций и гражданского общества, имеет важное значение для консолидации международных усилий в сфере противодействия изменению климата и смягчения его последствий, финансирования климатических стратегий и перехода к «зелёной» энергетике.
Участие Узбекистана в 28-ой Конференции Сторон РКИК ООН символизирует его приверженность глобальной борьбе с изменением климата. Несомненно, площадка мероприятия позволит выступить с важными климатическими инициативами, а также даст возможность изучить и перенять передовой международный опыт, наладить сотрудничество с мировым сообществом для обеспечения устойчивого будущего.
Анвар Хужаев,
ведущий научный сотрудник
Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Узбекистана