Конституция – как отражение демократических преобразований Нового Узбекистана

Анализируя роль конституций в обеспечении дальнейшего развития общества и государства, мы приходим к выводу, что данный документ имеет особое социально-культурное значение, поскольку является не чем иным, как отлитой в юридическую форму культурно-исторической матрицей конкретного социума.

         По мнению многих экспертов в области политических учений, истоки становления идеи конституционных норм можно обнаружить в различных обществах Древнего Мира – Китае, Вавилоне, Египте, Греции, Риме и т.д.  

         Например, в Китае имело место деление законов на императорские и текущие.

         Греки использовали для обозначения конституционных предписаний термин «nomos» — особый закон, обладающий высшей юридической силой. Вообще, Аристотеля (384—322 до н. э.) можно назвать первым великим теоретиком и аналитиком конституционализма. Он изучил различные представления общественно-политических порядках в греческих полисах своего времени и попытался определить относительно лучшую конституцию.

         Римляне активно внедряли в юридическую практику термин «constitutio». Применение данного языкового знака объясняется необходимостью иерархизации социальных регуляторов. Они имели специфическую форму выражения — «императорские конституции». Полибий (ок. 200 — ок. 120 г. до н. э.) во «Всеобщей истории» развил «смешанную модель конституции» на Рим, включая идею «сдержек и противовесов».

         «Уложение» Амира Темура по своим функциональным характеристикам, в определенной степени также отвечает требованиям конституционного правового документа, в котором отражены принципы, организационные формы и система методов управления. В нем подробно изложен механизм управления, этические нормы поведения чиновников, вплоть до простого воина.

         Как свидетельствует история, конституции изменяются, так же как меняются режимы, стоящие у власти, меняется видение места своей страны в мире, меняются государства. Даже если конституция значительно изменена, или приостановлена, отменена, переписана, она все равно несет на себе отпечаток того общества, политическое существование которого утверждала.

         Современная концепция конституции утверждает, что этот государственный документ —  не только воплощение общественного договора, который закрепляет сложившуюся, реальную расстановку политических сил и достигнутый консенсус элит. Это еще особый политико-правовой механизм, своего рода инструмент управления различными изменениями и развитием в обществе.

         Резюмируя сказанное о сути современной конституции, на мой взгляд, уместно привести мнение известного американского общественного деятеля, прозванного «крестным отцом США» Томаса Пейна: «…конституция должна существовать реально, а не виртуально. Она — материальна. А потому — это документ; конституция предшествует правительству. Она наделяет правительство компетенциями. Поэтому она может быть создана не правительством, а народом; конституция должна создавать права и обязанности правительства. И это должно носить всеобъемлющий характер; конституция имеет статус основного закона.  Являясь законотворческим документом, конституция —высшая форма закона. И поскольку весь корпус конституционного права создан не высшими органами власти, а народом с целью формирования этих органов, исполнительная и законодательная ветви власти не могут изменять конституционное право».

         Являясь высшим инструментом общественно-политического развития государств, конституции провозглашают их цели, главным образом в преамбулах.

         Так, в преамбуле Конституции США 1787 г. прямо сказано: «Мы, Народ, даем Конституцию, чтобы осуществлять свой союз в интересах реализации справедливости, обеспечения спокойствия внутри страны и ее безопасности, стимулирования общего благосостояния во имя счастья свободы для нас самих и наших потомков…»

         В преамбуле Основного закона Германии 1949 г. подчеркивается стремление обеспечить национальное и государственное единство и в качестве равноправного члена единой Европы служить делу мира во всем мире. Провозглашается принцип защиты человеческого достоинства и признание нерушимости и не отчуждаемости прав человека как основы любого демократического общества.

         Конституция Китайской народной Республики открывается словами: «Китай-одно из государств самой древней историей…» В преамбуле Конституции отмечается, что КНР — единое многонациональное государство, созданное общими усилиями народов различных национальностей страны. Отвергается как великоханьский шовинизм, так и местный национализм.

         Преамбула Конституции Узбекистана пронизана чувством гордости за свою историю, культурное и духовное наследие великих предков, ответственности перед будущими поколениями, интересами народа Узбекистана о равенстве и единстве   межнационального и межконфессионального согласия.  Более чем трехтысячелетний исторический опыт развития нашей государственности, который отмечается в Конституции не случаен — история совместного прошлого должна стать залогом процветающего и стабильного будущего единого народа Узбекистана.

         В современных конституциях помимо политических аспектов исключительно важную роль играют принципы, согласно которым функционирует государство: права человека, демократия, правовое и

социальное государство, разделение властей и ограничение политической власти.       

         Конституция Узбекистана в новой редакции – это 65% поправок, пришедшие через серьезные обсуждения, дополнения и замечания экспертов.

         В качестве прочной и надежной гарантии долгосрочного развития нашей страны Узбекистан объявляется «суверенным, демократическим, правовым и социальным государством». Государство берет обязательство по проведению сильной социальной защиты и заботы о нуждающихся, усиливаются гарантии прав и свобод человека, молодежи, расширяются конституционные права. Создаются дополнительные гарантии предпринимательской деятельности, развития рыночных отношений, создания условий для добросовестной конкуренции, благоприятного инвестиционного и делового климата, ограничения монополий. Констатируется широкие возможности и надежная защитаСМИ и институтам гражданского общества, реформируется государственное управление в аспекте его эффективности и компактности.

         Обновленная Конституция Узбекистана определяет 9 важнейших нововведений, касающихся образовательной политики. Это право каждого на образование, обеспечение развития системы непрерывного образования,

включая государственный контроль развития дошкольного образования и воспитания, бесплатного общего среднего и начального профессионального образования, гарантий получения высшего образования за счет государства на основе отбора в государственных организациях.

         Отдельно отмечается, что для детей с особыми образовательными потребностями предусмотрено инклюзивное обучение.

         Нормы о предоставлении высшим учебным заведениям академической свободы, самоуправления, свободы исследований и преподавания, поддержка негосударственных образовательных организаций создают возможность молодому поколению улучшить свою жизнь, реализовать свои мечты, найти свое место в жизни и развивать свою личность, овладев современными специальностями. А забота государства о защите чести и достоинства педагогов, их социальном и материальном благополучии, профессиональном росте, качественно мотивируют работу преподавателей и ученых.

         Конституция занимает высшую ступень в механизме правового регулирования жизнедеятельности государства, ее основная задача — институализировать политический порядок, определяя при этом

правила принятия политических решений. И сама жизнь, умение профессионально решать проблемы, достигать эффективных успехов, подтвердят, насколько правильными являются закрепленные в обновленной Конституции нашей страны положения и принципы, отвечающие мечтам и чаяниям народа, интересам сегодняшних и будущих поколений.

Алишер Сабиров

заведующий отделом Международного института Центральной Азии, кандидат исторических наук.