В Узбекистане формируется стабильно действующая система, обеспечивающая верховенство Основного закона, при котором не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу. Именно с утверждения этого принципа началось формирование активного гражданского общества.
Сегодня в Узбекистане действует свыше девяти тысяч негосударственных некоммерческих организаций (ННО), которые выполняют важные задачи по защите прав и законных интересов физических и юридических лиц, демократических ценностей в области социальной жизни, культуры и образования.
В последние годы проводится масштабная работа по поддержке ННО и других институтов гражданского общества, совершенствованию правовой базы, регулирующей отношения в сфере. В целях выведения данных мер на качественно новый уровень, а также определения перспектив развития справедливого гражданского общества в стране на ближайшую и среднесрочную перспективу утверждена Концепция развития гражданского общества в 2021-2025 годах.
Примечателен тот факт, что нововведением Конституции Республики Узбекистан в новой редакции является отдельная глава XIII «Институты гражданского общества». В статье 69 четко определено, из чего образуется основа гражданского общества: «Институты гражданского общества, в том числе общественные объединения и другие негосударственные некоммерческие организации, органы самоуправления граждан, средства массовой информации, образуют основу гражданского общества. Деятельность институтов гражданского общества осуществляется в соответствии с законом».
Впервые в истории страны понятие «гражданское общество» отражено в Основном законе. Это укрепило правовоерегулированиедеятельности институтов гражданского общества.
Согласно философским постулатам гражданское общество должны соответствовать таким характеристикам, как высокий уровень нравственности, правовая и общая культура, материальное благосостояние людей, способность самостоятельно решать стоящие перед обществом проблемы (включая защиту прав и свобод человека) как посредством правового взаимодействия с государством, так и путем использования созданных на основании закона разных общественных институтов; обладание передовыми знаниями, технологиями и производством.
В то же время деятельность структур государства должна быть направлена на предоставление каждому человеку независимости, свободы самореализации, поиска индивидуальной траектории собственного жизненного пути в соответствии с выбранной им самим системой жизненных ценностей и предпочтений.
Известно, что полноценным гражданское общество может быть тогда, когда находится в состоянии равноправного партнерства и качественного правового взаимодействия с государством, что достигается в процессе кропотливой созидательной работы. В процессе разработки проекта Основного закона принимали участие не только ученые, юристы, специалисты в области права, но и простые граждане республики, проявив интерес к смыслу и сути конституционных изменений.
Подобные инициативы и предложения граждан свидетельствуюто возросшей политической активности, их сопричастности к процессам реформированию, о понимании важности гармонизации Основного закона с современными реалиями, сутью последовательных преобразований.
Это еще раз подтверждает тот факт, что в приоритете политики государства остаются эффективный диалог с народом, открытость и ответственность должностных лиц перед обществом. Данная инициатива главы государства нашла свое развитие в вопросах четкого закрепления обязательности проведения диалога с общественностью при принятии решений по важнейшим вопросам социально-экономической жизни страны, представляющим особый интерес для населения.
Следует понимать, что гражданское общество — это арена не только реального воплощения прав и свобод личности, но и ответственного выполнения обязанностей, в том числе юридических. Вышеназванная поправка в Конституцию станет обязанностью как народа, так и государства.
Гражданское общество — необходимый посредник между отдельным человеком и властью. К примеру, свободные СМИ следят за злоупотреблениями власть имущих и привлекают к ним внимание. Общественные движения помогают выразить свои пожелания, добиться от государства решения насущных проблем.
Таким образом, закрепление в Основном законе задач институтов гражданского общества позволит определить, какое общество у нас формируется и какие цели перед нами стоят. В свою очередь институты гражданского общества получат конституционный правовой статус с перспективой последующего совершенствования своей деятельности.
Необходимо отметить, что именно глава государства является инициатором дальнейшей поддержки программ и проектов общественных организаций, представляющих интересы широких слоев населения.
В важных основополагающих программах, в частности в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы, не остались без внимания вопросы укрепления социального партнерства государственных органов с институтами гражданского общества, осуществления действенного общественного контроля, а также совершенствования правовой базы, регулирующей данную сферу.
Вводимые правовые нормы в отношении общественных объединений и других негосударственных некоммерческих организаций, органов самоуправления граждан, средств массовой информации будут способствовать дальнейшему повышению социальной активности населения, осознанию национальной самобытности, росту политической культуры, формированию демократическихвзглядов.
Оксана Хушвактова. Ведущий сотрудник Центра анализа демократических процессов.