В комитеты Законодательной палаты Олий Мажлиса Узбекистана 31 октября текущего года внесены проект закона «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2024 год» и Бюджетное послание. Проект Госбюджета на 2024-й и бюджетные цели на 2025-2026 годы разработаны на основе прогноза основных макроэкономических показателей.
Проект закона «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2024 год» состоит из 17 статей и 11 приложений, определяющих основные параметры Госбюджета страны на предстоящий год.
В числе основных направлений фискальной политики на 2024-2026 годы определены:
- непревышение дефицита консолидированного бюджета от четырех процентов к ВВП — в 2024-м и трех процентов к ВВП — в 2025-2026 годах;
- сокращение бюджетного дефицита послужит регулированию роста совокупного спроса в экономике и в свою очередь снижению отрицательного дефицита внешнеторгового баланса и инфляционного давления;
- сохранение основных налоговых ставок без изменений в среднесрочной перспективе;
- постепенная гармонизация налоговой и бюджетной политики с требованиями Всемирной торговой организации;
- принятие всех мер для непревышения государственного долга от макроэкономического безопасного уровня в 60 процентов по отношению к ВВП, при этом не превышая 50 процентов по отношению к ВВП в среднесрочной перспективе;
- поэтапное полное внедрение системы «бюджет, ориентированный на результат» при формировании годового бюджета;
- обеспечение приоритета расходов на развитие человеческого капитала и усиление адресности социальной защиты;
- повышение заработной платы и пенсий не ниже инфляции;
- обеспечение открытости Госбюджета и дальнейшее повышение участия граждан в его формировании;
- улучшение и усиление внутреннего контроля и внутреннего аудита в государственном секторе;
- отражение национальных Целей устойчивого развития при подготовке и рассмотрении проекта Государственного бюджета;
- поэтапное внедрение принципов «зеленого» бюджетирования, обеспечение приоритета экологических и природоохранных мероприятий, по адаптации к изменению климата, а также мер, способствующих сокращению потребления воды и ее экономному использованию;
- оптимизация бюджетных расходов во всех сферах с направлением сэкономленных средств на высокоэффективную социально-экономическую деятельность.
В следующем году темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП) Узбекистана прогнозируются на уровне 5,6-5,8 процента, при этом объем производства промышленной продукции вырастет на шесть процентов, строительных работ — на 6,3, сельского хозяйства — на четыре и рыночных услуг — на 14,9 процента.
Следует подчеркнуть, что прогнозы составляются с учетом приоритетов и задач, предусмотренных Стратегией «Узбекистан — 2030» и Национальными целями и задачами в области устойчивого развития на период до 2030 года. Данные приоритеты также были обозначены на видеоселекторном совещании по обсуждению основных направлений Государственного бюджета на 2024 год и задач, требующих решения в отраслях и регионах, которое состоялось под председательством Президента Шавката Мирзиёева 20 октября этого года. В ходе совещания тщательно проанализированы резервы и возможности, имеющиеся в каждой сфере, отрасли и регионе для увеличения доходов Госбюджета и оптимизации расходов. Прежде всего поставлены конкретные задачи по снижению себестоимости в промышленности за счет сокращения издержек в крупных отраслях. Например, подсчитано, что в четвертом квартале текущего года затраты на 349 крупных промышленных предприятиях можно сократить на 2,1 триллиона сумов. В целях системного продолжения этой работы правительству поручено разработать программу сокращения издержек в крупных отраслях промышленности на 15-20 процентов в следующем году.
Согласно законопроекту по Госбюджету, отвечающему целям Стратегии «Узбекистан — 2030», намечено:
- повысить до 2030 года экономику в два раза и войти в ряд государств с доходами выше среднего;
- довести объем ВВП до 160 млрд долларов и доходов на душу населения — до четырех тысяч долларов;
- за счет обеспечения роста объема инвестиций в основной капитал в среднем на семь процентов в год в ближайшие семь лет освоить более 250 млрд долларов и привлечь свыше 110 млрд иностранных инвестиций, а к 2030 году довести годовой объем экспорта до 45 млрд долларов исходя из других ключевых задач.
В 2024 году прогноз доходов консолидированного бюджета составляет 375 трлн сумов, а расходов — 427,5 трлн (официальный курс ЦБ РУ на 07.11.2023г.: $1=12270 сумов), дефицита консолидированного бюджета 52,5 трлн сумов, или 4 процента к ВВП.
Кроме того, доходы Госбюджета составляют 270,6 трлн сумов, расходы — 312,8 трлн с учетом трансфертов в государственные целевые фонды.
Доходы и расходы государственных целевых фондов (без учета межбюджетных трансфертов) запланированы в размере 55,4 трлн сумов и 86,8 трлн соответственно.
В 2024 году также будет сохранена социальная направленность бюджетных расходов. Так, на развитие образования, здравоохранения, социальной защиты, науки, культуры и спорта, обеспечение жильем нуждающихся и другие социальные мероприятия намечено направить 48 процентов от общих расходов Государственного бюджета, или 151,4 трлн сумов. При этом на развитие человеческого капитала запланировано выделить 102,5 трлн сумов, что на 13,5 трлн сумов больше по сравнению с 2023 годом. Из них на дошкольное и школьное образование — 56,4 трлн сумов, на развитие системы подготовки кадров — 12,7 трлн, здравоохранение — 33,4 трлн. На общие расходы на социальную защиту населения выделяется 18,6 трлн сумов, из которых 10,3 трлн — выплаты малообеспеченным семьям детских пособий и материальной помощи.
В проекте Госбюджета на 2024 год путем удвоения объема централизованных инвестиций в общеобразовательные школы запланировано создать 170 тысяч новых учебных мест и снизить коэффициент сменности, на эти цели предусмотрено выделить 4,1 трлн сумов.
В следующем году на реализацию государственных программ и мероприятий, принятых в соответствии с решениями Президента и правительства, из Государственного бюджета предусмотрено выделение средств в размере 53,1 трлн сумов.