Указом Президента первое воскресенье августа начиная с 2017 года объявлено Днем работников железнодорожного транспорта Республики Узбекистан.
Становление и стремительное развитие в годы независимости
С первых лет независимости Узбекистана в железнодорожном транспорте республики ускоренными темпами стали происходить кардинальные изменения. Системе железных дорог всегда уделялось особое внимание, ведь обеспечение потребности населения и отраслей экономики зависит от ее бесперебойного функционирования. За 32 года АО «Узбекистон темир йуллари» прошло большой путь развития. Он был нелегким. Узбекистан является одним из двух государств в мире, которое не только не имеет выхода к морю, но и граничит со странами, не имеющими выхода к морским путям.
До 1991 года в Узбекистане ни автомобильный, ни железнодорожный, ни воздушный транспорт не имели выхода к южным, западным и восточным международным транспортным коридорам. Доступно было лишь северное направление. Это ограничивало сообщения не только с внешним миром, но и внутри страны.
За прошедший период проделана существенная работа по формированию современной дорожно-транспортной инфраструктуры, открытию новых путей к мировым рынкам, созданию актуальных транспортных коммуникаций, связывающих нашу страну с другими регионами мира. Первым крупномасштабным проектом независимого Узбекистана стало строительство железной дороги Навои — Учкудук — Султонувайстаг — Нукус. Проект был успешно реализован в 2001 году, достигнута связь северных районов с центром республики.
Еще одним стальным прорывом стала железнодорожная линия Ташгузар — Байсун — Кумкурган, которая пересекает горный хребет высотой 1800 метров. Проект реализован силами предприятий железнодорожной отрасли нашей страны, что позволило обрести и обогатить опыт выполнения строительно-монтажных работ в непростых природно-климатических условиях, в буквальном смысле пробить сквозь горы путь к новым возможностям в развитии экономики республики. За период строительства этой железной дороги были возведены 43 железнодорожных моста, путепроводы, созданы другие сложные инженерные конструкции. Девять из мостов возведены на высоте 1500 метров над уровнем моря, что не наблюдалось ранее на практике в Узбекистане. Данный проект позволил сформировать Трансафганский железнодорожный коридор, логическим продолжением которого стало строительство первой в истории Афганистана 75-километровой железнодорожной магистрали Хайратон — Мазари — Шариф.
Со временем расширялись горизонты, железнодорожники обозначали новые скорости. Следующий крупный проект, имеющий значение и сегодня, стартовал в 2008-м, когда был подписан контракт с испанской компанией Talgo на приобретение высокоскоростных пассажирских электропоездов. В результате в октябре 2011-го впервые в регионе ЦА запущен высокоскоростной маршрут от Ташкента до Самарканда.
За годы независимости построены такие важные железнодорожные участки, как Навои — Учкудук — Султонувайстаг — Нукус, Ташгузар — Байсун — Кумкурган, Бухара — Мискен, Карши — Китаб, Карши — Термез, Ургенч — Хива, Мараканд — Карши, электрифицированная железная дорога Наманган — Андижан — Маргилан — Коканд, и другие.
В результате реализации данных проектов создана единая и интегрированная железнодорожная система Узбекистана, которая полностью отвечает потребностям населения и национальной экономики. Стоимость перевозок грузов и пассажиров по железной дороге стала в 2,5-3 раза дешевле, а время доставки грузов и пассажиров к месту назначения сократилось до 1,5-3 раза.
Новые возможности и перспективы
Сегодня в этой базовой отрасли экономики Узбекистана достигнуты высокие и значимые результаты. Функционирует единая система железнодорожных транспортных коммуникаций, позволяющая надежно и эффективно связать комфортным железнодорожным, в том числе высокоскоростным, сообщением все регионы нашей страны и обеспечивающая выход к международным транспортным коридорам.
Промышленные предприятия, находящиеся в ведении АО «Узбекистон темир йуллари», занимают важное место в экономике нашей республики. Так, коллективы АО «Ташкентский завод по строительству и ремонту пассажирских вагонов», УП «Узтемирйулмаштаъмир» и АО «Ташкентский механический завод» стремятся к увеличению объемов производства и усилению контроля качества, развитию отечественного производства, укреплению экспортного потенциала.
В рамках реализации проекта по строительству надземных линий метро в Ташкенте Управлением путевого хозяйства АО «Узбекистон темир йуллари» и подведомственными предприятиями активно ведется строительство второго этапа 12-14-й станций надземной линии ташкентского метрополитена.
Целью 36 Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы предусмотрено развитие единой транспортной системы во взаимосвязи со всеми видами транспорта, создание условий для возможности осуществления ежедневных поездок на рейсовых транспортных маршрутах между крупными городами. Намечены развитие рынка транспортных и логистических услуг и инфраструктуры, доведение уровня электрификации железнодорожной инфраструктуры до 60 процентов, а также повышение привлекательности междугородных и пригородных железнодорожных маршрутов. Предусмотрены расширение «зеленых коридоров» и транзитных возможностей в транспортной системе для осуществления внешней торговли, увеличение объема транзитного грузооборота до 15 млн тонн.
Железные дороги Узбекистана занимают достойное место в международной системе железнодорожных перевозок, являясь важнейшим звеном трансрегиональных транспортных коридоров. Транспортно-коммуникационный и транзитный потенциал, соединяя магистральными железнодорожными путями Восток и Запад, Юг и Север, имеет стратегическое значение для стран региона.
Вместе с тем традиционные логистические цепочки претерпевают трансформацию, усиливается роль маршрутов, проходящих через страны ЦА. Например, сегодня Узбекистан и Пакистан не имеют железнодорожного сообщения между странами. Решением этой проблемы может стать строительство железнодорожной линии Узбекистан — Афганистан — Пакистан.
Все три государства заинтересованы в строительстве новой магистрали. Данный транспортный коридор может связать страны пространства «колеи 1520» — Европейского союза, Россию, Узбекистан, Афганистан, Пакистан, Индию и далее государства Юго-Восточной Азии — в единый маршрут.
В июле текущего года АО «Узбекистон темир йуллари» совместно с железнодорожной администрацией Пакистана и Афганистана провели заключительный этап переговоров по Трансафганской железнодорожной линии. Этот проект, который имеет огромное значение для региона, представляет собой ключевой элемент в укреплении экономических связей между Узбекистаном, Афганистаном и Пакистаном.
Трансафганская железнодорожная линия является масштабным проектом, который откроет новые перспективы для транспортного сотрудничества и развития в регионе. Она позволит установить прямое железнодорожное сообщение между Узбекистаном и Пакистаном через территорию Афганистана, обеспечивая более эффективные торговлю и логистику.
В ходе переговоров стороны обсудили разные аспекты проекта: механизмы финансирования, строительство, технические детали и сроки реализации.
Проявляют интерес к нашей стране транспортные и бизнес-структуры Европы. Недавно состоялась встреча между АО «Узбекистон темир йуллари» и итальянской компанией Arsenale Group (машиностроение, строительство, транспорт, туризм), на которой обсуждены важные вопросы сотрудничества и реализации общих проектов. Потенциальные партнеры из Италии также принимали участие в диалоге представителей деловых кругов и Президента Шавката Мирзиёева в рамках официального визита главы нашего государства в Италию в июне текущего года. Arsenale Group предложили запустить туристический поезд из Европы через Узбекистан в Китай. Также с итальянской стороны поступило предложение о создании совместного предприятия с АО «Узбекистон темир йуллари». По итогам осуществления всех намеченных целей планируется запустить скоростной туристический поезд из Европы через Кавказ, Россию и Узбекистан в Китай. Сотрудничество открывает новые перспективы для развития туристической индустрии Узбекистана и привлечения большего числа иностранных туристов.