События последних лет, в том числе пандемия, привели к тому, что мировые проблемы по продовольственной безопасности переросли в глобальный продовольственный кризис, характерные особенности которого заключаются в широком охвате стран и территорий, существенном повышении цен на зерновые. В основе этого процесса находится не столько объем производства, сколько изменение цен на энергоносители. В результате резко выросла стоимость минеральных удобрений, транспортировки и других услуг, оказываемых сфере сельского хозяйства. Кроме того, нарушена логистическая цепочка, сформировавшаяся за многие годы ведения мировой торговли.
Страны-экспортеры стали больше направлять в запасы, а государства-импортеры не обладают в достаточном количестве необходимыми средствами для их приобретения. По расчетам аналитиков, эта тенденция сохранится и в последующих сезонах. Хотя делать прогнозы не только на длительную, но и среднесрочную перспективу сейчас весьма сложно.
Сельскохозяйственное производство — одна из самых консервативных отраслей реальной экономики. Невысокая доходность делает его малопривлекательным для инвестиций, особенно частных. Плодородие земли, водообеспеченность, трудовые ресурсы и их навыки, погодно-климатические особенности — вот ключевые факторы, определяющие направленность агросектора и обеспечивающие его эффективность. Все это вместе формирует сравнительные преимущества отрасли, лежащие в основе количественных и качественных экономических показателей.
Ближе к концу прошлого века популярным было направление, следовать которому призывали многие международные организации и аграрное научное сообщество. Суть его заключалась в том, что небольшим и средним странам (с учетом естественных факторов) рекомендовалось производить в основном только ту продукцию, которая продиктована сравнительными преимуществами. Это составляло основу мировой торговли аграрной продукцией. Приверженцы другого направления утверждали: базовый перечень необходимых продуктов каждое государство должно стремиться производить самостоятельно.
Очевидно одно: нынешний продовольственный кризис в меньшей степени коснется тех стран, которые наряду с производством продукции на основе сравнительных преимуществ выращивают в максимально возможном объеме стратегически важные продукты для собственных нужд даже в том случае, когда их себестоимость выше мировых и покупать их на стороне выгоднее. Важно обеспечить оптимальное соотношение экономической выгоды от производства высокомаржинальных сельскохозяйственных культур с задачами продовольственной безопасности. Узбекистан с обретением независимости выбрал именно такой путь. Постепенно приоритеты стали меняться.
Изменение организационно-правовых форм сельских товаропроизводителей дало возможность существенно нарастить производство картофеля и других овощей. А государственная политика в области животноводства позволила повысить обеспеченность собственным производством мяса и молока. Только за последние пять лет производство рыбы (наиболее слабая позиция в продовольственной корзине) выросло в три раза. Принятые меры по развитию производственной базы позволили значительно улучшить снабжение населения отечественными продуктами питания. Вместе с тем сильно вырос и импорт продуктов питания. Наша страна изначально имела невысокие показатели продовольственной обеспеченности, плюс к этому высокие темпы прироста населения требуют больших усилий в данном направлении.
Разворачивающийся продовольственный кризис не может не коснуться Узбекистана. С учетом этого в числе первых в регионе и на постсоветском пространстве руководством республики приняты меры по расширению импорта продуктов питания, сдерживанию темпов инфляции на продовольственные товары, созданию благоприятных условий отечественным производителям. Главное, с энтузиазмом продолжены реформы в сельском хозяйстве, активнее стали приниматься меры по накопившимся и требующим безотлагательного решения вопросам. Наиболее важным фактором, кардинально меняющим внутренний рынок зерна, стало решение об упразднении системы его закупки на государственные нужды по нефиксированным рыночным ценам, принятое в мае 2022 года. Это давно назревшая проблема, и ее решение придало динамизма аграрным реформам, стало важным инструментом в увеличении производства зерна и обеспечении финансовой устойчивости производителей.
Следующим шагом в развитии отрасли должны стать представление возможности самим производителям определять размеры площадей, видов и сортов зерновых культур, демонополизация обслуживающих структур. Это устранит правовую основу для вмешательства органов власти в деятельность хозсубъектов и будет даже более значимым, чем свободное ценообразование.
Для истинного собственника возможность свободы действий — важнейший фактор. Это право следует рассматривать как существенную инвестицию в отрасль и в развитие человеческого капитала.
Курс Нового Узбекистана на приоритет добрососедских отношений с большой заинтересованностью сегодня воспринимают страны Центральноазиатского региона. Политический вес и экономические возможности Узбекистана рассматриваются как хорошая возможность для решения проблем на взаимовыгодной основе. Особое место среди них занимают агропромышленная кооперация, эффективное использование сравнительных преимуществ каждого из государств ЦА в решении задач продовольственной безопасности. Если раньше, говоря об успехах в этом вопросе, останавливались в основном на росте взаимной торговли, то сейчас можно привести немало других примеров.
Агропромышленная кооперация позволяет, не замыкаясь на национальном уровне, использовать достижения других стран и успешно решать общие проблемы. Объединив усилия, можно достичь эффекта, превышающего традиционную торговлю. Это одно из направлений агропромышленной кооперации. Однако она должна охватывать не только вопросы непосредственного производства, но и включать широкий круг видов деятельности «от поля до прилавка».
В последние годы в этом направлении наметились сдвиги. В частности, прорабатывается проект по созданию плодоовощного кластера на территории двух областей Казахстана с участием фермеров Узбекистана. Планируется отвести на эти цели порядка 25 тысяч га орошаемых сельхозугодий. Предприниматели Казахстана накопили определенный опыт по организации хранения, переработки и транспортировки продуктов питания. Они проявляют интерес строить бизнес с нашими коллегами.
Традиционные связи, совместная исследовательская деятельность НИИ Узбекистана и Казахстана обрели в последние годы новое дыхание. Так, прорабатываются совместные инициативы в области безвредных биопрепаратов, исцеляющих почву и повышающих ее плодородие за счет синтезирования органики. Разрабатываются агротехнологии производства в условиях Узбекистана чечевицы и сои, выведенных казахскими селекционерами, семечковых и косточковых культур узбекской селекции — в Казахстане. Осуществляется проект с участием ученых обеих стран по выведению новых сортов хлопчатника, совместной лаборатории по биологической защите растений.
Большой интерес в сфере развития зерноводства с использованием узбекских семян, а также раннеспелых сортов хлопчатника, саженцев плодовых деревьев проявляет Кыргызстан. Важную роль здесь играет схожесть погодно-климатических условий. Планируется реализация проекта по созданию совместного семеноводческого предприятия площадью 256 га в Кыргызстане для выращивания семян пшеницы и других зерновых культур с условием соблюдения авторских прав узбекских селекционеров. На финансирование этих проектов будут выделены средства узбекско-кыргызского инвестиционного фонда.
Продовольственный кризис как мировое явление возник не спонтанно и, вероятно, будет иметь продолжительную историю. Надо быть готовыми, используя свои возможности и внутренние ресурсы, а также опираясь на международное сотрудничество, смягчать его последствия. Вместе с тем этот процесс следует рассматривать как шанс для придания нового дыхания аграрной отрасли и решения целого ряда задач.
Носиржон Юсупов.
Главный научный сотрудник Международного института Центральной Азии, доктор экономических наук.