Медиасектор Узбекистана в развитии: реформы способствуют притоку частных инвестиций

Зиеда Ризаева,заведующая сектором по связям с общественностью и СМИ, Центр экономических исследований и реформ при Администрации Президента Республики Узбекистан[1]

Средства массовой информации (СМИ) – это важнейший институт демократического общества и в Узбекистане за последние пять лет осуществлена значительная работа по обеспечению свободы слова, преобразована система управления сферой информации и массовых коммуникаций и повышена роль СМИ, как одного из важнейших факторов эффективного развития общества и государства.

В этом направлении за последние 5 лет было принято 12 нормативно — законодательных актов.  В частности, в апреле 2018 года были внесены изменения в законы «О средствах массовой информации» и «О защите профессиональной деятельности журналиста». Были созданы механизмы поддержки СМИ со стороны государства, включающие предоставление преференций, государственных субсидий, грантов и социальных заказов. Веб ресурсы были определены как СМИ. Процесс регистрации средств массовой информации стал осуществляться в электронном виде. Для подготовки журналистских кадров в 2018 года был создан первый в стране Университет журналистики и массовых коммуникаций.

В феврале 2019 года было образовано Агентство информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан (АИМК), в задачах которого обеспечение прав граждан на свободу слова и информации, создание равных условий на медиа рынке, защита прав журналистов, содействие усилению роли СМИ в развитии страны. А в сентябре 2019 года при Олий Мажлисе Республики Узбекистан образован Общественный совет по вопросам развития информационной сферы и массовых коммуникаций.

Большое внимание уделяется повышению информационной открытости органов государственной власти и управления, с чем ранее существовали определенные проблемы. В настоящее время в Узбекистане в государственных органах осуществляют деятельность более 600 пресс-секретарей, а более половины новостного информационного потока формируется посредством их активной деятельности.

Кардинальные перемены произошли в области открытости Узбекистана для зарубежных СМИ. В стране восстановлен полный доступ к таким зарубежным сайтам, как «BBC Uzbek», «Voice of America», «Amerika ovozi», «Radio Free Europe / Radio Liberty», «Eurasianet.org», «Deutsche Welle», «Amnesty International», «Human Rights Watch», «Reporters sans frontieres», «AsiaTerra», «Fergana Agency» и др. Для зарубежными СМИ упрощен механизм прохождения аккредитации, которую получили корреспонденты узбекской службы «BBC», «Voice of America», «Fergana Agency» и других агентств, которые ранее не могли работать в Узбекистане.

Значительные изменения происходят в деятельности национального телевидения. Новая современная платформа («Over-the-top») Национальной телерадиокомпании Узбекистана, объединяющая 26 теле- и 16 радиоканалов с круглосуточным вещанием, позволяет центральным телеканалам транслировать передачи по всей стране и в более ста государствах мира.

Более активным стало участие представителей СМИ и гражданского общества в процессе выработки механизмов саморегулирования информационной сферы, по инициативе которых был принят национальный Кодекс профессиональной этики журналистов.

Благодаря всем этим изменениям в майском рейтинге свободы прессы «Репортёров без границ» (Reporters sans frontières, RSF) за 2022 год Узбекистан улучшил свое положение на 24 позиции, получив 45,74 балла из 100 возможных.

СМИ в динамике последних лет

Проводимые реформы в области либерализации деятельности СМИ обеспечили динамичное развитие медиасектора. За последние 5 лет (2016-2021гг.) в Узбекистане было зарегистрировано 448 новых СМИ.

 В негосударственном секторе наибольший рост наблюдается в категории электронных СМИ. За пять лет их стало больше на 194 сайта, а число частных журналов выросло на 132 единицы. Также за это время было открыто 7 новых негосударственных телеканала и две радиостанции. Количество государственных электронных СМИ выросло с 32 до 120 вебсайтов. Среди печатных государственных СМИ наибольший рост наблюдается в категории журналов, которых стало больше на 85 изданий. На телевидении было открыто три новых гостелеканала.

По состоянию на апрель текущего года в Узбекистане зарегистрировано 1981 издание, из которых 82% (557 ед.) негосударственные СМИ.  Вместе с тем, имеются более 1.3 тыс. пользователей, которые идентифицируют себя в качестве блогера и активно занимаются медийной деятельностью. На сегодняшний день функционирует четыре информационных агентства, это «Туркистон-пресс», «Дунё», «Ўзбекистон миллий ахборот агентлиги» (ЎЗA), «Turon 24».

Говоря о динамике СМИ в Узбекистане, необходимо отметить, что один из качественных показателей — коэффициент интенсивности СМИ в расчете на 1 млн. человек населения увеличивается. Данный коэффициент по общему количеству СМИ за последние 6 лет увеличился на 8,5 пунктов (рост 17,9%) и составил 56,0. В том числе, по негосударственным и государственным СМИ соответственно увеличился на 4,6 (15,0%) и 3,9 (23,0%) пунктов.

Рис.3. Динамика изменения коэффициента интенсивности СМИ за 2016-2022 гг.

Тенденции медиарынка 

Медиарынок Узбекистана с самым многочисленным населением в регионе Центральной Азии представляет интерес для инвесторов, которые открывают новые частные телеканалы и онлайн-СМИ. Однако, масштабных исследований медиарынка в Узбекистане в последние 20 лет не проводилось, есть только локальные и сегментированные исследования различных медиагрупп. Так, согласно результатам обзора компании «Ледокол групп», медиарынок Узбекистана показывает умеренный рост. В 2021 году цены на размещение рекламы выросли на 13%, чистый рост рынка составил 12%.

Большую долю медиарынка занимает телевидение, на которое приходится почти 2/3 всего медиабюджета. Также в общем бюджете наблюдается стремительный рост интернета с 3% в 2017 году до 19% в 2021г. Радио остается наиболее стабильным сегментом медиарынка. На сегодняшний день в Узбекистане действует более 35 действующих радиостанций. Доля рынка составляет 2%.

Телевидение в Узбекистане представлено локальными частными и государственными каналами НТРК, а также зарубежными каналами кабельного ТВ. По всей стране вещают 19 из 74 имеющихся телеканалов и 7 из 37 радиостанций, остальные 55 телеканала и 30 радиостанций вещают на региональном уровне.  При этом, 36 из них это государственные телеканалы и 38 частные, а количество радиоканалов государственного вещания сократилось до 5, остальные 32 радиоканала — частные.

В ноябре 2018 года Узбекистан перешёл на размещение ТВ рекламы по телевизионным рейтингам, благодаря чему стало возможным размещение рекламы в зависимости от популярности передач, а не покупка эфирного времени. За прошедшие три года с момента введения рейтингового телесмотрения, увеличился приток инвестиций в ТВ, в том числе, иностранных. С 2021 рынок ТВ рекламы восстанавливается после карантина, поэтому прирост инвестиций рекламодателей составляет 2%. Доля рынка ТВ в Узбекистане в 2021 году одна из самых больших в мире. Ежегодно количество рекламодателей, в том числе иностранных, растет.

Несмотря на достаточно быстрое развитие медиарынка Узбекистана, он все еще занимает достаточно скромную роль в экономике страны по сравнению с развитыми странами, где сектор СМИ аккумулирует значительные ресурсы. Так, доля медиаиндустрии в ВНП США, Великобритании достигает приблизительно 3%, причем медиасектор существенно опережал по росту экономику в целом.  То есть потенциал дальнейшего развития медиасектора в Узбекистане достаточно высок.

Финансовая поддержка СМИ

До недавнего времени независимо от объема и юридического статуса все СМИ уплачивали одинаковые с субъектами предпринимательства налоги. Такая ситуация с налогообложением оказывала отрицательное воздействие не только на финансовое состояние СМИ, но и на снижение уровня пользования населения услугами СМИ из-за их высокой стоимости.

Исходя из зарубежного опыта и в целях укрепления финансовой устойчивости СМИ в июне текущего года было принято Постановление Президента Республики Узбекистан, согласно которого с 1 июля 2022 года по 1 июля 2025 года средства массовой информации уплачивают налог на прибыль по налоговой ставке, сниженной на 50% (7,5% вместо 15%), за исключением СМИ рекламного характера, также импорт не производимого в Узбекистане оборудования и бумаги, необходимых для СМИ, освобождаются от уплаты таможенной пошлины. Это решение не только будет способствовать укреплению финансовой независимости СМИ, но стимулирует приток частных инвестиций в этот сектор.

Перспективы медиарынка

Сегодня медиасектор Узбекистана испытывает бурное развитие, открываются негосударственные СМИ, происходит процесс трансформации медиарынка, в котором наиболее высокие темпы роста набирает именно частный сектор, независимые электронные СМИ, а также блогинг.

Начатые реформы в медиасекторе продолжаются, в первую очередь, в процессе становления медиа-бизнеса как одного из основных условий развития плюрализма мнений и свободы слова.

Следует также отметить, что Стратегией развития Нового Узбекистана на 2022 – 2026 годы предусматривается дальнейшее усиление роли средств массовой информации и защиты профессиональной деятельности журналистов, как важного фактора влияния общественного мнения на проводимую политику и углубление реформ, что безусловно будет способствовать дальнейшему притоку частных инвестиций в развитие медиасектора.


[1]Центр экономических исследований и реформ (ЦЭИР) при Администрации Президента Республики Узбекистан является одновременно исследовательским центром и ускорителем социально-экономических реформ. ЦЭИР представляет замечания и рекомендации по предложениям министерств, касающихся разработки социально-экономических программ и планов для быстрого, оперативного и эффективного решения основных проблем развития. ЦЭИР входит в Топ-10 по Центральной Азии аналитических центров, согласно рейтингу «GlobalGoToTankIndexReport 2020» (США).