Реалии современного мира и нынешнее стремительно меняющееся время требуют от нас созвучных действий. Это в полной мере относится к нормам права как к регулятору общественно-политических процессов в обществе и государстве.
Конституция Республики Узбекистан принята в первые годы обретения нашей страной независимости. За прошедший период мы провели и продолжаем проводить масштабные реформы с учетом положительных достижений мировой цивилизации, международно-правовых критериев и требований.
Президент Шавкат Мирзиёев на встрече с членами Конституционной комиссии 20 июня текущего года отметил: «Обновленная Конституция призвана служить прочной правовой основой и надежным гарантом реализации долгосрочных стратегий развития нашего государства, процветающей жизни страны и народа. Одним словом, суть и содержание Конституции должны быть наполнены идеей «Во имя чести и достоинства человека» и базироваться на главном принципе наших нынешних реформ «Человек — общество — государство», которые призваны стать основополагающей ценностью в нашей повседневной жизни. То есть честь и достоинство человека отныне должны стоять во главе угла преобразований во всех сферах».
Как показывает мировая практика, во многих государствах конституционные реформы осуществлялись именно в период кардинальных перемен.
Реализация задач, отраженных в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы и имеющих важное значение в построении справедливого, действительно народного государства, требует наличия конституционной основы и еще более прочной законодательной базы. В этом смысле приоритетом становится гармонизация Основного Закона с современными реалиями нашего общества, сутью последовательных реформ, проводимых под руководством Президента.
Защита прав и свобод граждан — миссия государства, которое опирается на соответствующую систему норм, принципов, механизмов и процедурно-правовых правил. Провозглашение авторитета человека, его прав и свобод по отношению к остальным социальным ценностям, ориентация на них в государственной деятельности — один из важнейших принципов.
Признание прав и свобод человека высшей ценностью непосредственно вытекает из Конституции Республики Узбекистан. Так, в статье 13 определено: «Демократия в Республике Узбекистан базируется на общечеловеческих принципах, согласно которым высшей ценностью являются человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права. Демократические права и свободы защищаются Конституцией и законами».
Утверждение прав и свобод человека в качестве высшей ценности невозможно без участия государства не только признавать их, но и неукоснительно соблюдать, а также защищать. Вместе с тем предъявляются особые требования к нормативно-юридическим актам.
Статус гражданина основывается на неотъемлемости его прав и свобод. В этом огромное значение имеет конституционная норма. Вместе с тем любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Всеобщая декларация прав человека установила: «Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом». Это положение закреплено в статье 19 Конституции Республики Узбекистан. Так, право на судебную защиту принадлежит каждому физическому лицу (в том числе и недееспособному), которое может защищать свои права через адвоката, родителя или иного законного представителя.
«Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет установлена законным порядком, путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты» — закреплено в статье 26 Конституции РУз. Право гражданина на оказание ему квалифицированной юридической помощи закреплено и в отраслевом законодательстве. В уголовном процессе право пользоваться услугами защитника принадлежит подозреваемому, обвиняемому, подсудимому, осужденному, свидетелю; услугами представителя — потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику.
Кроме того, общепризнанный принцип презумпции невиновности провозглашен в статье 11 Всеобщей декларации прав человека, которая принята Генеральной Ассамблеей ООН, а также в статье 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Правила презумпции невиновности как нормы прямого действия содержат запрет и признание неправомерным обращения с кем-либо как с виновным в совершении преступления, если нет вступившего в законную силу приговора суда. При отсутствии соответствующего приговора лицо не должно быть подвергнуто уголовному наказанию или ограничениям трудовых, семейных и иных прав и свобод человека и гражданина, обусловленным признанием его виновным в преступлении.
В соответствии с принципом презумпции невиновности вступивший в законную силу оправдательный приговор означает признание и провозглашение обвиняемого невиновным.
Аналогичные последствия (как и оправдательный приговор) влекут прекращение уголовного преследования обвиняемого (подозреваемого) за отсутствием события преступления, а также состава преступления в отношении лица, не достигшего возраста, по достижении которого возможна уголовная ответственность.
Вместе с тем в Конституции Республики Узбекистан не нашла отражения норма, освобождающая обвиняемого от обязанности доказывать свою невиновность. Хотя адекватная по содержанию формулировка имеется в отраслевом законодательстве, в частности, в части второй статьи 23 Уголовно-процессуального кодекса РУз говорится: «Подозреваемый, обвиняемый или подсудимый не обязан доказывать свою невиновность».
Социальная значимость правил о недопустимости переложения обязанности доказывания на обвиняемого состоит в том, что таким образом устраняется зависимость следователя и суда от субъективного фактора — желания и возможностей обвиняемого доказать свою невиновность, наличие или отсутствие доказательственных фактов.
В Международном пакте о гражданских и политических правах на страны-участницы возложены обязательства обеспечить любому лицу эффективные средства правовой защиты экономических, социальных, культурных, а также гражданских и политических прав и свобод в случаях их нарушения; право на защиту для любого лица, нуждающегося в ней; применение компетентными властями средств правовой защиты, когда они предоставляются.
В соответствии с частью третьей статьи 13 Уголовного кодекса Республики Узбекистан, которая гласит: «Закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет», при принятии закона, устанавливающего или отягчающего ответственность, он не применяется к ранее совершенным деяниям, то есть не имеет обратной силы. Это означает, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. В то же время, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В Конституции, кодексах и законах Республики Узбекистан перечислены основные права и свободы человека и гражданина, закрепленные в международных документах. Однако этот перечень не является тождественным. В международных соглашениях зафиксированы лишь те основные права и свободы, которые являются приемлемыми для большинства государств мира и должны соблюдаться государствами — участниками этих соглашений. В тех случаях, когда международные документы фиксируют более высокий уровень прав и свобод человека, на территории нашей страны приоритет должен отдаваться общепризнанным нормам международного права. Не допускается какое-либо ограничение или умаление общепризнанных принципов и норм международного права, касающихся прав человека, под тем предлогом, что они не перечислены в Конституции Республики Узбекистан.
Права и свободы человека нельзя рассматривать как абсолютные: ведь человек живет в обществе и действует в системе общественных взаимосвязей. Для нормального функционирования демократического социума нужен определенный порядок. Поэтому невозможно представить цивилизованное общества без соблюдения его членами обязанностей как перед государством, на территории которого они проживают, так и перед другими людьми. Если бы каждый имел ничем не ограниченные права и свободы, то любое общество было бы ввергнуто в хаос.
Свободное развитие личности достижимо в том случае, если права, закрепленные в Конституции и законах, базируются на признании достоинства человека, если в государстве созданы условия для пользования каждым гражданскими и политическими свободами, равно как и экономическими, социальными и культурными правами.
Гарантии обеспечения прав человека имеют значение лишь в совокупности, ибо они не могут быть обеспечены только экономическими или только юридическими средствами. Лишь в комплексе они образуют тот прочный фундамент, на котором строится система осуществления основных конституционных прав и свобод человека.
Таким образом, в целях установления конституционных гарантий надежной защиты прав и свобод граждан в Новом Узбекистане, где человеческое достоинство является приоритетом, представляется целесообразным внести изменения и дополнения в Конституцию Республики Узбекистан, предусматривающие следующие нормы:
— никто не обязан свидетельствовать против себя, своего супруга и установленных законом близких родственников. Обвиняемый имеет право быть осведомленным о сути и основаниях обвинения; требовать проведения очной ставки со свидетелями, которые дали показания против него; требовать вызова свидетелей, которые могут дать показания в его пользу; пользоваться помощью адвоката для защиты. Подозреваемый, обвиняемый или подсудимый не обязан доказывать свою невиновность. Все сомнения в виновности, если исчерпаны возможности их устранить, должны разрешаться в пользу подозреваемого, обвиняемого или подсудимого;
— преступность и наказуемость деяния определяется законом, действовавшим во время его совершения. Никто не может дважды нести ответственность за одно и то же правонарушение. Никто не может быть осужден, наказан, лишен своего имущества или каких-либо прав на основании официально не объявленного закона. Закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, имеет обратную силу. Закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Указанные предложения о внесении в Основной Закон в качестве отдельных норм актуальны и соответствуют требованиям таких документов, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейская конвенция по правам человека. Такие нормы регламентированы в конституциях Франции, Германии, Бельгии, Финляндии, Эстонии, Болгарии, Чехии, Хорватии, Кипра, Албании, Грузии, Армении, Чили, Эквадора и многих других стран.
Регламентация их в Конституции Нового Узбекистана послужит превращению принципов справедливости в необходимое условие развития нашей страны, эффективную защиту прав и свобод личности, возвышение чести и достоинства человека.
Мирзаюсуп Рустамбаев.
Начальник Университета
общественной безопасности
Республики Узбекистан, доктор
юридических наук, профессор.