В современном Узбекистане
повсеместно отмечается рост социальной активности всех членов гражданского
общества, выражающийся в осознанном желании участвовать в решении вопросов,
традиционно относящихся к ведению органов государственной власти. Развитие
гражданской активности является объективным процессом, сопровождающим
демократизацию экономической, правовой, социальной областей человеческой
деятельности. Эти процессы характерны для Нового Узбекистана.
Как показывают ежегодные мониторинговые исследования общественного мнения в
представлении респондентов отличительной особенностью гражданского общества
является возможность реализации гражданами своего стремления к активному
участию в общественной жизни страны, в решении актуальных для общества проблем,
обеспечении общественного контроля при принятии государственными и местными
органами управления решений, затрагивающих общественные интересы.
С освоением демократических форм социального управления растет число
участников, формирующих как социальные, так и политические решения. Вследствие
этого, связь между государством и обществом эволюционирует от монолога к
диалогу, в котором участниками являются государственные структуры, СМИ,
институты гражданского общества, и активные граждане.
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в фундаментальной книге «Стратегия развития
Нового Узбекистана» подчеркивает коренную смену парадигмы общественного и
государственного развития страны: организацию впредь деятельности власти на
основе нового принципа: «человек — общество — государство». Усилия
Главы государства, направленные на широкое вовлечение гражданских институтов в
системное изучение проблем населения и внедрение современных механизмов
взаимодействия гражданских институтов с государственными органами,
находят сильную поддержку у жителей страны.
Основной правовой основой для участия граждан в политической жизни является
Конституция. Так, в статье 32 Главы 8 «Политические
права» определено, что граждане Республики Узбекистан имеют право
участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так
и через своих представителей. Такое участие осуществляется посредством
самоуправления, проведения референдумов и демократического формирования
государственных органов, а также развития и совершенствования общественного
контроля над деятельностью государственных органов.
В ст. 34 Конституции Республики Узбекистан закреплено, что
«…граждане имеют право объединяться в профессиональные союзы, политические
партии и другие общественные объединения, участвовать в массовых движениях».
Согласно статье 35 Конституции Республики Узбекистан, каждый имеет право, как
отдельно, так и сообща с другими лицами, обращаться с заявлениями,
предложениями и жалобами в компетентные государственные органы, учреждения или
к народным представителям.
На современном этапе развития общества и государства проблема вовлечения
граждан и общества, в целом, в процесс управления государством приобретает всё
большую актуальность. Такая тенденция обусловлена намерением государства
привлекать общественность к конструктивному диалогу и решению не только локальных,
но и общегосударственных задач. Для этого общественность должна иметь широкий
доступ к процессу управления государством и возможность свободного обсуждения
вопросов, имеющих общесоциальное значение.
Кроме того, правовые основы участия граждан в политической жизни страны
регламентированы в более 200 законодательных актах. К ним можно
отнести Законы «Об общественных объединениях», «О негосударственных
некоммерческих организациях», «О гарантиях деятельности негосударственных некоммерческих
организаций», «О благотворительности», «О социальном
партнерстве», составляющие единую систему поддержки ННО и развития
гражданского общества.
Обеспечение активного участия граждан в обсуждении политических и
социальных вопросов предусмотрено и в Стратегии развития Нового Узбекистана на
2022 — 2026 годы. В Стратегии в рамках первого приоритетного направления
«Построение гуманного государства путем возвышения чести и достоинства человека
и дальнейшего развития свободного гражданского общества» 11-ой целью определено совершенствование
механизмов диалога с народом для достижения которой
предусмотрено дальнейшее совершенствование механизмов открытого диалога с
народом, расширение практики принятия важных решений с учетом мнения
общественности. А также, установление «цифрового контроля» за сроками и
качеством рассмотрения обращений, обеспечение оперативного и качественного
рассмотрения обращений, напрямую воздействующих на повседневную жизнь
населения, эффективная организация деятельности Общественной палаты,
налаживание ее сотрудничества с институтами гражданского общества, активное
привлечение к процессу определения путей решения волнующих население проблем.
Анализ этих мер свидетельствует о том, что основным уклоном в определении
содержания Национальной программы «Гуманное государство», предусматривающей
внедрение идеи «Государство должно служить народу», подразумевается
расширение участия народа, граждан в государственном управлении,
создание всемерных и благоприятных условий для выражения народом своих желаний,
потребностей и стремлений, формирование единого подхода для удобного
и простого, понятного каждому, механизма диалога между государством и
обществом.
В обеспечении активного участия граждан в обсуждении наиболее важных и
актуальных вопросов политической и социальной жизни страны государство уделяет
особое внимание созданию действенных и эффективных инструментов
такого гражданского участия.
В этой связи следует особо отметить решения Президента Мирзиёева, принятые за
последние пять лет, в которых закреплены конкретные инструменты, обеспечивающие
новую демократическую модель взаимодействия государства, общества и
граждан.
К таким инструментам можно отнести следующие.
Во-первых, виртуальная приемная Президента Республики
Узбекистан, она включает в себя апробированные в практике развитых
демократических стран современные интерактивные механизмы рассмотрения
обращений граждан. Виртуальная приемная является одним из наиболее надежных
каналов вовлечения граждан в процесс обсуждения, в том числе политических и
социальных вопросов. Последующая практика функционирования этого
демократического института наглядно показала его эффективность, а главное,
оперативность и своевременность решения злободневных вопросов политической и
социальной жизни республики. Данный инструмент зарекомендовал себя в
качестве открытого источника, позволяющего институтам гражданского общества и
всем гражданам страны наладить «мост» прямого и непосредственного общения с
властью.
Во-вторых, Народная приемная Президента Республики Узбекистан –
этот инструмент, особенно эффективный в регионах с низким уровнем доступа в
Интернет, помогающий гражданам активно вовлекаться в процесс обсуждения важных
социально-политических вопросов, выдвигать свои инициативы по решению
политических и социальных вопросов.
В-третьих – Общественная палата при Президенте Республики Узбекистан, которая
может стать наиболее активной площадкой для всестороннего и конструктивного
диалога между государством, гражданами и институтами гражданского общества.
Целями этой палаты являются:
— ускорение процесса развития страны благодаря содействию системному
и эффективному диалогу между Правительством, гражданами и гражданским
обществом;
— стимулирование взаимодействия граждан, институтов гражданского общества
с государством в достижении Целей устойчивого развития ООН;
— повышение эффективности общественной экспертизы проектов
нормативно-правовых актов в различных социально-экономических
сферах общественной жизни и проведение по ним консультации и
общественные слушания, а затем, используя обратную связь от общества,
осуществление реформ, основанных на доверии и поддержке граждан.
Инструментом, обеспечивающим активное участие граждан в
политической жизни страны, эффективное взаимодействие государственных
органов с гражданами в разработке и реализации программ
социально-экономического развития страны необходимо
признать институты социального партнерства. В качестве примера
успешной реализации проектов социального партнерства можно привести такие
программы, как «Обод кишлок», «Обод махалля», «Каждая семья –
предприниматель», в рамках которых было продемонстрировано активное участие
граждан в решении злободневных и повседневных политических и социальных
вопросов.
К современным инструментам, обеспечивающим активное участие
граждан в обсуждении политических и социальных вопросов, созданным с
использованием возможностей всемирной сети Интернет можно
отнести следующие.
Специальный веб-портал «Mening fikrim» (meningfikrim.uz),
предназначенный для внесения гражданами страны инициатив по различным
вопросам социально-экономической и общественно-политической жизни страны,
в форме коллективных обращений (петиций), подлежащих, в случае
получения необходимого количества голосов поддержки рассмотрению парламентом
– Олий Мажлисом либо местными представительными органами Узбекистана
– Кенгашами народных депутатов. Всего с момента внедрения
данного портала поступило 5779 коллективных обращения, по которым
поступило 28497 комментариев. Такие общественные инициативы
как установление светофоров с обратным отсчётом времени, разрешение
тонировки для частных транспортных средств, предупреждение жестокого
обращения с животными, создание Шахрисабзского филиала
Каршинского государственного университета, отмена требования о доверенности на
управление транспортным средством для близких родственников и
другие были удовлетворены посредством принятия решений
Законодательной палаты Олий Мажлиса.
Платформа Regulation.gov.uz, предназначенная для общественного и
экспертного обсуждения законопроектов. На конец сентября 2022 года в
системе размещено 15292 проекта нормативно-правовых актов. С 1 января по
29 сентября текущего 2022 года на платформе размещено 88 проектов законов.
На многие из них поступили комментарии с предложениями о внесении
изменений, которые были учтены разработчиками законопроектов. К
примеру, предложения о необходимости наиболее четкого
определения понятий «социальной проблемы» и «социальной
поддержки» поступившие на проект закона «О социальной работе», а
также предложения к проекту Предпринимательского кодекса,
к проекту Закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и
дополнений в Таможенный кодекс Республики Узбекистан»,
к проектам законов «О спонсорстве», «О внесении изменений и
дополнений в Уголовный кодекс и Кодекс об административной ответственности
Республики Узбекистан» и другим.
Единая электронная система www.project.gov.uz, по которой
осуществляется, во-первых, согласование разработанного проектов
нормативно-правовых актов между всеми министерствами и
ведомствами; во-вторых, их общественное обсуждение; в-третьих, обеспечивается
открытость и гласность процесса формирования и утверждения этих актов.
Особо следует отметить активное взаимодействие государства и общества,
наблюдаемое нами в рамках проводимых в
Узбекистане конституционных реформ. Только в ходе первоначального
их этапа, то есть с 20 мая по 24 июня, от граждан поступило более 62
тысячи предложений. В общенациональном обсуждении
проекта Конституционного закона Республики Узбекистан «О внесении
изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан» в общей сложности
поступило более 150 000 предложений через кол-центр, во время приема
граждан, через специально созданную для подачи предложений платформу
«Meningkonstitutsiyam.uz», а также путем традиционных способов обращения
граждан и коллективов. Эти показатели в 25
раз превышают те, которые были во
время общенационального обсуждения в 1992 году. Из этих
предложений 56 процентов были выдвинуты мужчинами, 40 процентов –
женщинами, 4 процента – анонимно. Предложения, присланные соотечественниками за
рубежом, также были приняты во внимание и после подробного обсуждения с
участием научного сообщества были представлены в Конституционную
комиссию. Впервые в истории независимого Узбекистана, были проведены
общественная, гендерная, антикоррупционная, лингвистическая экспертизы,
экспертизы по правам ребенка, по правам человека и другие, а также
предоставлены официальные комментарии и предложения по проекту конституционного
закона в Департамент Верховного комиссара ООН по правам человека. В этой
связи необходимо подчеркнуть чрезвычайно полезную и
значимую деятельность журналистов и блогеров по широкому ознакомлению
населения с проектом Конституционного закона, организации широкого
общественного обсуждения каждой статьи в средствах массовой информации,
Интернете и социальных сетях, изучению мнения граждан,
обеспечению прочных связей между различными слоями населения и
Конституционной комиссией.
Совершенствуются процедуры открытости и доступности законотворческой
деятельности Парламента Узбекистана. На основе приоритетного принципа —
«единственным источником и автором закона должен быть народ» — в
нормотворчество внесены новые демократические процедуры, которых ранее не
было. Внедрена практика введения преамбул, раскрывающих суть и
значение, а также актуальность регулируемых законом общественных
отношений. Эксперты и специалисты совместно
с инициаторами законопроекта, активно участвуют
в его обсуждении, создаются все
возможности для выражения ими своего мнения. Депутаты стремятся
сделать работу парламента более открытой и прозрачной. Они находятся в
постоянной связи со своими избирателями, отвечают на их вопросы не только во
время ежемесячных выездов на места, но и посредством общения через социальные
сети. Обратная связь депутатов и граждан позволяет им оперативно
реагировать на комментарии, которые затрагивают
интересы народа. Заседания Законодательной
палаты освещаются в режиме онлайн, причем с возможностью
выражения своего мнения по ходу трансляции, это также позволяет более
пристально остановиться на изучении и обсуждении волнующих граждан вопросов.
Информация о происходящих в стране реформах, характере и значении
принимаемых законов оперативно распространяется не только в средствах
массовой информации, но и в социальных сетях. В качестве примера
можно обратиться к процессу обсуждения вопроса о снижении
скорости, которое происходит в эти дни в Ташкенте. В настоящее время
допустимая скорость движения автотранспортных средств составляет 70
км/ч. Управлением безопасности дорожного движения ГУВД
Ташкента выдвигалось предложение по снижению скорости – до
60 км/ч. В ходе обсуждения этого вопроса в Кенгаше народных
депутатов были выдвинуты предположения о том, что вопрос лишь о снижении
скорости без комплексного подхода включающего в себя необходимость повышения
культуры участников дорожного движения, строгого усиления их
ответственности, качественной работы средств учета допустимой скорости
движения и фиксации нарушений, совершенствования дорожной инфраструктуры,
включая общую систему транспортных развязок и дорожных
коммуникаций не приведет к быстрым и ощутимым результатам. Однако
возникшее после этого широкое общественное обсуждение данного вопроса в
социальных сетях привело к тому, что большинство активных
граждан (хотя и не абсолютное), блогеров и иных представителей медиасферы сходятся
во мнении о необходимости обязательного снижения скорости движения
транспортных средств в столице. Данные меры вводятся в целях предотвращения и
уменьшения ДТП, связанных со смертельным исходом, а
также полноценного обеспечения безопасности движения. Таким образом в
результате учета общественного мнения вопрос о снижении скорости, внесенный
постоянной комиссией Кенгаша по вопросам промышленности,
транспорта, строительства, коммунальной сферы, решено повторно рассмотреть на очередной сессии
городского Кенгаша народных депутатов. Теперь на нескольких
улицах в центре Ташкента запланировано снизить скорость движения до
50 км/ч.
Внедрение действенных механизмов и инструментов участия граждан в обсуждении
политических и социально-значимых вопросов способствует повышению уровня взаимного
доверия между властью и обществом, улучшению качества принимаемых
государственными органами решений, расширению участия граждан в
обеспечении их справедливого исполнения, в том числе и путем
действенного, эффективного и обоснованного общественного
контроля.
Дмитрий
РАХМАНОВ,
начальник отдела Института проблем
законодательства и парламентских исследований
при Олий Мажлисе Республики Узбекистан