Отражает ли избрание в Совет по правам человека реальные реформы в Узбекистане

В последние годы Узбекистан достиг значительных результатов в области защиты прав человека. Сегодня в стране сформирована собственная модель системной и поэтапной имплементации международных стандартов прав человека в национальное законодательство и правоприменительную практику.

Узбекистан присоединился более чем к 80 основным международным документам по правам человека, в том числе 6 основным договорам ООН и 4 Факультативным протоколам, по реализации которых на регулярной основе представляются национальные доклады в различные органы правозащитного механизма ООН.

Узбекистан и ООН — новые грани и контуры сотрудничества

ООН и Республика Узбекистан имеют почти 30-летнюю историю сотрудничества, начавшуюся с момента вступления нашей страны в ООН в качестве полноправного члена данной универсальной международной организации 2 марта 1992 года.

Следует отметить, что в рамках сотрудничества Узбекистана и ООН в области прав человека только за последние четыре года достигнуты весьма значительные результаты, каких не было за минувшие 75 лет.

Страна плодотворно сотрудничает с ООН и ее специализированными учреждениями по различным направлениям: борьба с современными угрозами и вызовами безопасности; стабилизация ситуации и восстановление Афганистана; нераспространение оружия массового поражения; решение экологических проблем, в частности, смягчение последствий трагедии Аральского моря; устойчивое социально-экономическое развитие; защита прав и свобод человека и др.

За последние годы в рамках реализации задач Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития в 2017-2021 годах заметно активизировались контакты Узбекистана с ООН. Наша страна начала более активно участвовать в деятельности Генассамблеи и специализированных учреждений ООН.

В частности, состоялись визиты в Узбекистан Генсека ООН Антонио Гутерриша, Верховного комиссара ООН по правам человека Зейда Раада аль-Хусейна, Специальных докладчиков ООН по вопросу о свободе религии или убеждений Ахмеда Шахида, а также по вопросу о независимости судей и адвокатов — Диего Гарсия-Саян, Специального представителя Генсека ООН, главы Регионального центра ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии Натальи Герман и многих других высокопоставленных представителей ООН и ее специализированных структур. По итогам этих визитов и встреч был принят и реализуется ряд планов практических мероприятий, «дорожных карт» по развитию сотрудничества Узбекистана с ООН.

Система ООН значительно активизировала поддержку Узбекистану в решении широкого круга вопросов в области развития в разных сферах, в их числе здравоохранение, образование и социальная защита, сохранение культурных ценностей, охрана природных ресурсов и биоразнообразия, борьба с незаконным оборотом наркотиков и распространением ВИЧ/СПИДа.

Значимым событием стало участие Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на 72-й и юбилейной 75-й сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. Благодаря новой атмосфере сотрудничества Узбекистан превратился в активного участника процессов во всех сферах деятельности ООН, что позитивно отражается на отношениях стран-членов к республике.

Все выдвинутые Узбекистаном в рамках ООН инициативы нашли полную поддержку со стороны мирового сообщества и сегодня вносят весомый практический вклад в обеспечение всеобщего мира, стабильности и устойчивого развития, защиту прав человека.

По инициативе руководства Узбекистана в рамках Генеральной Ассамблеи ООН были разработаны и приняты три резолюции. В частности, 12 декабря 2018 года Генеральная Ассамблея ООН приняла специальную резолюцию «Просвещение и религиозная толерантность». Документ, проект которого разработан Узбекистаном и принят за рекордно короткие сроки, единогласно поддержан всеми государствами-членами ООН. Соавтором документа стали свыше 50 стран Северной и Латинской Америки, Азии, Африки и других континентов, что свидетельствует о высоком признании международным сообществом актуальности и своевременности инициативы главы Узбекистана Шавката Мирзиёева.

Продолжается проработка еще одной резолюции Генассамблеи по объявлению региона Приаралья зоной экологических инноваций и технологий и Конвенции о правах молодежи для их дальнейшего принятия в рамках ООН.

В частности, в августе 2020 года под эгидой Организации Объединенных Наций проведен Самаркандский форум, посвященный правам молодежи. На нем обсужден подготовленный Узбекистаном проект Конвенции о правах молодежи, принята Самаркандская резолюция «Молодежь-2020: глобальная солидарность, устойчивое развитие и права человека», которая представлена в качестве официального документа 74-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, размещенного в системе официальных документов ООН под номером А/74/998.

В Узбекистане высоко ценят усилия правозащитных органов ООН по укреплению защиты прав человека во всем мире. И защита прав человека рассматривается как один из приоритетов взаимодействия с данной универсальной международной организацией. Ибо без обеспечения прав человека невозможно решение проблем социально-экономического, политико-правового и культурно-гуманитарного развития государств.

Узбекистан поддерживает активный и конструктивный диалог с уставными и договорными органами, специализированными учреждениями ООН и специальными процедурами Совета ООН по правам человека. Своевременно представляет периодические доклады о реализации основных международных договоров по правам человека, а также о последующих мерах по выполнению рекомендаций договорных органов (на сегодня представлен 41 доклад).

Узбекистан выработал национальные индикаторы по реализации Целей устойчивого развития ООН. При этом Стратегия действий является «дорожной картой» по выполнению Целей устойчивого развития ООН. На Политическом форуме высокого уровня под эгидой Экономического и Социального Совета ООН Узбекистан презентовал первый Добровольный национальный обзор по прогрессу в области реализации ЦУР.

В стране создана устойчивая политическая система, отвечающая современным критериям демократии и прав человека, активно работают органы законодательной, исполнительной и судебной власти всех уровней. Самое главное, в узбекском обществе утверждается уважение к принципам верховенства закона, формируется культура прав человека.

Узбекистан первым из государств Центральной Азии создал действенную систему национальных институтов по правам человека, который включает парламентского Омбудсмана, детского Омбудсмана, Бизнес-омбудсмана и Национальный центр по правам человека.

За последние сто лет не было планетарного бедствия такого масштаба, как пандемия COVID-19. К концу 2020 года по всему миру коронавирусной инфекцией заразились более 85 млн человек, из них умерли свыше 1,8 млн. Пандемия спровоцировала глобальный экономический кризис, который наносит мировой экономике ежемесячный ущерб в 400 млрд долл. С первых дней выявления в Узбекистане COVID-19 все усилия и ресурсы государства были направлены на реализацию действенных мер по предупреждению широкого распространения пандемии, охране жизни и здоровья граждан, сокращению негативного влияния пандемии на устойчивое социально-экономическое развитие, налаживанию сотрудничества с международными партнерами.

Пытаясь защитить свое население от угрозы коронавируса, правительства почти всех государств мира столкнулись с проблемой поддержания нормального функционирования экономики и общества в условиях социальной изоляции, представляющей собой основную защитную меру по борьбе с распространением инфекции.

При этом особое внимание уделялось реализации рекомендаций международного сообщества в лице ООН и других международных организаций по обеспечению соблюдения прав человека при принятии государственных мер по борьбе с угрозой для здоровья населения в условиях пандемии вируса COVID-19. В частности, принятию мер для защиты права на жизнь и здоровье и обеспечения доступа к медицинской помощи для всех, кому она требуется, без какой-либо дискриминации, уделяя особое внимание уязвимым слоям населения, в том числе пожилым людям, инвалидам, женщинам, мигрантам, бездомным.

На основе изучения международно-правовой базы, передового зарубежного и отечественного опыта правового регулирования прав и свобод человека в условиях чрезвычайного положения, эпидемий и пандемий, за короткий промежуток времени В Узбекистане приняты свыше 50 законов, указов и постановлений Президента в этой сфере.

Они направлены на ограничение вероятности заражения людей, сдерживание и предупреждение широкого распространения коронавирусной инфекции в Узбекистане, поддержку медицинских работников и работников санитарно-эпидемиологической службы, привлечённых к противодействию распространения коронавирусной инфекции, поддержку санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности населения, обеспечение потребности людей и медицинских учреждений в лекарственных средствах, изделиях медицинского назначения, медицинской технике и товарах первой необходимости, адресную социальную защиту граждан, активную поддержку экономики и предпринимателей.

Организована деятельность Специальной республиканской комиссии по предупреждению завоза и распространения коронавируса во главе с Премьер-министром. Все регионы были поделены на цветовые зоны – «красную» (самую опасную), «жёлтую» и «зелёную» (свободную от вируса), которые определяют уровень опасности распространения COVID-19, но и список ограничений, введённый на их территории. Был образован Антикризисный фонд в размере 10 триллионов сумов, которые направлялись на финансовую поддержку системы здравоохранения, социальной инфраструктуры, населения и предприятий. В целом оперативно и своевременно принятые системные меры позволили предотвратить широкое распространение коронавируса COVID-19, обеспечить устойчивое социальное и экономическое развитие страны.

Национальная стратегия Республики Узбекистан по правам человека

С широким международным участием впервые в истории страны принята Национальная стратегия Республики Узбекистан по правам человека. Национальная стратегия имеет важное значение в совершенствовании механизма защиты прав человека и формировании культуры прав человека. В этом документе конкретно показаны пути системного подхода к вопросу прав человека, устранения имеющихся вакуума и недостатков.  

Узбекистан исполняет международные обязательства и в качестве одного из ярких примеров можно назвать работу по продолжению имплементации процедуры «Хабеас корпус», направленной на усиление судебного контроля при проведении следствия. Упразднено уголовное наказание в виде ареста в пользу применения видов наказания, не связанных с лишением свободы, сокращены сроки задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления с 72 до 48 часов, применения мер пресечения в виде содержания под стражей, домашнего ареста, предварительного следствия с 1 года до 7 месяцев, введена отдельная уголовная ответственность за фальсификацию доказательств. В соответствии с рекомендациями международных организаций закрыта колония «Жаслык» в Каракалпакстане.

Приоритетное внимание уделяется углублению реформ в судебно-правовой сфере, в результате которых были приняты конкретные меры по имплементации международных стандартов в сфере независимости судов и защиты права на справедливое судопроизводство. В частности, установлена строгая ответственность за использование в качестве доказательств обвинения сведений, полученных незаконными методами.

На местах созданы общественные комиссии для изучения личных и профессиональных качеств кандидатов на должность судьи. Для обеспечения справедливости, открытости и прозрачности рассмотрения дел в судах внедрена система электронного распределения дел, а также сокращения издержек и бюрократической волокиты внедряются системы “электронное уголовное дело” и “дистанционный допрос”.

Расширены полномочия адвокатов в обеспечении прав и свобод граждан. Адвокатам предоставляется право принимать меры по досудебному урегулированию споров, примирению сторон, а также выступать в качестве третейского судьи. Значительно повышена роль Палаты адвокатов. Впредь проекты нормативно-правовых актов по вопросам, связанным с адвокатской деятельностью и судопроизводством, в обязательном порядке подлежат согласованию с Палатой адвокатов, а председателю Палаты адвокатов предоставлено право участвовать на заседаниях Законодательной палаты Олий Мажлиса по обсуждению проектов законов.

В целом, нововведения, предусмотренные в рамках судебно-правовой реформы, расширили гарантии доступа граждан к правосудию, создали условия для укрепления независимости и самостоятельности судов как важнейшей составной части формирования и демократизации общества.

В стране осуществляется активная работа по укреплению социально-политического статуса женщин в рамках активной гендерной политики.  Глава Узбекистана на 75-й, юбилейной, сессии Генеральной Ассамблеи ООН отметил: «Гендерная политика стала для нас приоритетным вопросом. Все больше усиливается роль женщин в государственном управлении. Число женщин-депутатов в новом парламенте увеличилось в два раза».

В результате последних выборов в Олий Мажлис впервые полностью выполнены рекомендации ООН по количеству женщин (не менее 30 процентов) в парламенте Узбекистана. Избрание в Законодательную палату 32 процентов, то есть 48 женщин, обеспечило Узбекистану 46-е место среди 190 парламентов мира.  

За последние 4 года в стране приняты два важных закона – «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин» и «О защите женщин от притеснения и насилия». Только в 2020 году принято 15 нормативно-правовых актов, направленных на повышение роли женщин в правительстве и обществе, обеспечение их занятости, поддержку нуждающихся женщин.

По инициативе главы государства еще более расширены возможности получения образования девушками из социально уязвимых слоев общества, при этом высшим образовательным учреждениям выделены 4 процента государственных грантов. На основе этой новой системы в вузы поступили 950 девушек данной категории. Во всех министерствах и ведомствах налажена деятельность консультационных советов по вопросам гендерного равенства.  

Активно работают Комиссия по вопросам обеспечения гендерного равенства Республики Узбекистан и Комитет Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по вопросам женщин и гендерного равенства. В своем Послании парламенту Президент поставил в качестве вопроса повестки дня создание Республиканского общественного женского совета.

Эти факты говорят о том, что женщины Узбекистана занимают прочное место в обществе. Следовательно, одним из приоритетных направлений справедливой политики, проводимой Президентом, является всестороннее обеспечение прав, свобод и законных интересов женщин и молодежи.  

Вопрос молодежи действительно является важным фактором развития нового Узбекистана. Ярким подтверждением этого является тот факт, что на прошедших парламентских выборах в Законодательную палату были избраны 9 депутатов в возрасте до 30 лет. Сегодня молодые люди составляют 6 процентов депутатов нижней палаты парламента, тогда как в мире этот показатель составляет всего 2 процента.

Неслучайно с трибуны 75-й, юбилейной, сессии Генеральной Ассамблеи ООН глава нашего государства еще раз призвал всех поддержать инициативу Узбекистана по принятию Конвенции ООН о правах молодежи. Проект конвенции получает высокую оценку со стороны мирового сообщества. Так, на прошедшем в 2020 году Самаркандском форуме по правам человека о проекте Конвенции было высказано много положительных мнений.  

Узбекистан не только выступил с инициативой по ее разработке, но и поднял вопросы молодежи на уровень приоритетного направления государственной политики. В стране создано Агентство по делам молодежи, образованы фонды, регулярно принимаются меры по обеспечению занятости молодежи.

Говоря о молодежных организациях, созданных в нашей стране за последние годы, стоит особо отметить введение должности заместителя Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсмана) – Уполномоченного по правам ребенка. Постановление Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по совершенствованию системы защиты прав ребенка», подписанное 29 мая 2020 года, определяет основные задачи и направления деятельности Уполномоченного по правам ребенка.

15 октября 2020 года в Узбекистане был принят Закон «О правах лиц с инвалидностью». Сегодня в палатах Олий Мажлиса осуществляется последовательная работа по ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов. В настоящее время данный закон, предусматривающий международные стандарты и требования Конвенции, а также применение термина «лицо с инвалидностью» вместо «инвалид», служит выражению прав и интересов представителей данной категории. Новый закон является основным документом, устанавливающим права лиц с инвалидностью. Если принять во внимание, что в Узбекистане проживает свыше 700 тысяч лиц с инвалидностью, в том числе свыше 100 тысяч детей с инвалидностью в возрасте до 16 лет, становится ясной актуальность и значимость этого закона.

Создана Парламентская комиссия по соблюдению международных обязательств Республикой Узбекистан в области прав человека, утверждены ее состав и регламент. Основная цель Парламентской комиссии – содействие в соблюдении нашей страной международных обязательств и реализации Национальной стратегии Узбекистана по правам человека.

Важным результатом стало учреждение в соответствии с указом Президента нагрудного знака «За защиту прав человека». Обратите внимание: каждые пять лет 10 декабря – в день принятия Всеобщей декларации прав человека проходит церемония вручения премии ООН в области прав человека. Данная премия учреждена в 1966 году для награждения лиц, внесших огромный вклад в защиту прав человека. Узбекистан также учредил свою премию по правам человека. Начиная с 2020 года 10 декабря каждого года – в День прав человека осуществляется торжественное вручение нагрудного знака «За защиту прав человека».

Все это, безусловно, свидетельствует о том, что благодаря принятию долгосрочной стратегии в области прав человека в стране эффективно осуществляется государственная политика в данном направлении. Это, в свою очередь, служит формированию в нашем обществе уважительного отношения к правам и свободам человека, дальнейшему укреплению авторитета страны на международной арене, в том числе улучшению статуса Республики Узбекистан в экономических и политико-правовых рейтингах.  

Избрание в Совет по правам человека ООН

На выборах Генеральной Ассамблеи ООН, состоявшихся 13 октября 2020 года Узбекистан впервые в истории национальной государственности избран в членство Совета ООН по правам человека сроком на три года (2021-2023 гг.). За нашу страну проголосовали 169 стран из 193 государств — членов ООН.

Избрание Узбекистана в Совет — это своеобразное выражение высокого признания мирового сообщества, поддержка реализации новой внешней политики страны, в том числе в сфере дальнейшего всестороннего развития сотрудничества с международными организациями и зарубежными странами.

В феврале 2021 года впервые в истории Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев принял участие и выступил с докладом на 46-й сессии Совета ООН по правам человека — наиболее авторитетного межправительственного органа системы ООН, призванного обеспечивать защиту прав человека по всему миру.

Следует также отметить, что впервые на глобальной правозащитной площадке Узбекистан был представлен на самом высоком политическом уровне — в лице Президента. 

С момента создания СПЧ ООН в 2006 году главы лишь 20 государств напрямую обращались к делегатам ежегодных сессий главного правозащитного органа мира, при этом Узбекистан первым среди стран постсоветского пространства воспользовался такой привилегией.

В связи с пандемией коронавируса очередное заседание сегмента состоялось в формате видеоконференции. В повестке дня заседания заняли место актуальнейшие вопросы, связанные с соблюдением прав человека и их защитой, в том числе обеспечением гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.  

В мероприятии приняли участие Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, Верховный комиссар по правам человека Мишель Бачелет, главы государств и правительств, министры иностранных дел и представители национальных институтов по правам человека почти из 150 стран, руководители ряда международных и региональных организаций.

В своем выступлении Президент Узбекистана подробно остановился на приоритетных направлениях деятельности по дальнейшему углублению демократических преобразований в стране и в рамках Совета ООН по правам человека.  

Центральное место в реформировании Узбекистана и впредь будет занимать обеспечение основных прав и свобод человека. С этой точки зрения достижение Целей устойчивого развития до 2030 года будет осуществляться в соответствии с принципом «Никого не оставлять позади».

Узбекистан выступает на международной арене источником важных и интересных инициатив в области прав человека. Президент Узбекистана выдвинул ряд важных инициатив глобального, регионального и национального масштаба, которые практически охватывают все механизмы обеспечения прав и законных интересов каждого человека, имеющиеся проблемы и пути их решения.

Новые инициативы Узбекистана в сфере прав человека глобального характера

Первая инициатива: продвижение инициативы ООН «Призыв к действиям в интересах прав человека».

24 февраля 2020 года Генеральный секретарь ООН  А. Гутерриш озвучил инициативу под названием «Высокое стремление: Призыв к действиям в интересах прав человека».

«Призыв» подчеркивает необходимость усиления гражданского общества, обеспечения гендерного баланса, равного участия женщин и мужчин в политической, экономической и социальной жизни, а также свободы информации.

Данная инициатива ООН созвучна с осуществляемыми в Узбекистане реформами в этих сферах.

Вторая инициатива: сегодня интеллектуально и духовно развитая, инициативная молодежь становится драйвером устойчивого прогресса. В мире около 2 млрд молодых людей. Нынешний год в Узбекистане объявлен Годом поддержки молодежи и укрепления здоровья населения. Решение большинства проб­лем, с которыми сталкивается человечество, таких как угрозы миру и безопасности, терроризм и экстремизм, расизм, изменение климата, а также пандемия COVID-19, не должно происходить без активного участия молодых людей.

Как было отмечено выше, инициатива о принятии Международной конвенции о правах молодежи, выдвинутая Президентом Узбекистана с высокой трибуны Генеральной Ассамб­леи ООН, поддерживается мировым сообществом.

В рамках реализации и продолжения данной инициативы глава Узбекистана предложил:

во-первых, проведение под эгидой ООН Всемирной молодежной конференции по правам человека. Она позволит обменяться мнениями и выработать предложения по вопросам совершенствования существующих международных региональных инструментов и механизмов для защиты и поощрения прав молодежи;

во-вторых, учреждение института Специального докладчика ООН по правам молодежи.

В правозащитной структуре ООН не создан институт Специального докладчика по правам молодежи, и учреждение договорного Комитета по правам молодежи предусматривается проектом Международной конвенции о правах молодежи.

Третья инициатива: выполнение обязательств в рамках Декларации ООН по образованию и воспитанию в области прав человека.

Данная Декларация ООН, принятая ровно 10 лет назад, охватывает все виды воспитательной, профессионально-образовательной, и учебной деятельности в области прав человека, а также направлена на формирование культуры прав человека. Основные положения данной Декларации ООН имплементированы в Национальную стратегию Республики Узбекистан по правам человека.

С учетом состояния и перспектив развития сотрудничества Узбекистана с ООН в этой сфере глава государства обозначил новые инициативы, переводящие наши взаимоотношения на качественно новый практический уровень:

  • организация совместно с Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека Глобального форума «Образование в области прав человека».

Узбекистан активно участвует во Всемирной программе ООН в сфере обучения правам человека. Принята Национальная программа действий           по реализации положений Декларации ООН по образованию и воспитанию в области прав человека.

В ходе предлагаемого Глобального форума планируется обсудить международный опыт и подходы к реализации образовательных программ в сфере прав человека в соответствии с Декларацией ООН;

  • внесение вклада в Фонд добровольных взносов ООН в области прав человека.

Аналогичные взносы были внесены Узбекистаном в Фонд ООН в рамках 60- и 70-летия Всеобщей декларации прав человека.

Внесение взноса в бюджет ООН демонстрирует мировому сообществу приверженность Узбекистана как страны — члена СПЧ продвижению прав человека на глобальном уровне.

Четвертая инициатива: разработка международных принципов, посвященных статусу и деятельности судейских советов.

К настоящему времени отсутствует какой-либо международный документ, регламентирующий вопросы деятельности судейских советов.

Узбекистан уделяет приоритетное внимание углублению реформ в судебно-правовой сфере, в результате которых были приняты конкретные меры по имплементации международных стандартов в сфере независимости судов и защиты права на справедливое судопроизводство. Начата реализация рекомендаций Специального докладчика ООН по вопросу о независимости судей и адвокатов.

Данная инициатива Президента свидетельствует о готовности Узбекистана участвовать в разработке универсальных норм в области прав человека и продвигать эффективное международное сотрудничество, а также поднять на качественно новый уровень взаимодействие с ООН в этой сфере.

В целом Узбекистан поддерживает ведущую роль ООН в сохранении и продвижении международного мира, сотрудничества и безопасности, а также в содействии устойчивому развитию, обеспечении прав человека. Все эти и иные инициативы главы Узбекистана пронизаны этой принципиальной позицией нашей страны.

Новые инициативы Узбекистана в сфере прав человека регионального масштаба

По оценкам экспертов ООН, отдельного внимания заслуживают обозначенные Президентом Узбекистана три важные инициативы в данном направлении.

Первая инициатива: в 2021 году председательство в рамках созданного в прошлом году Диалога женщин-лидеров стран Центральной Азии перешло к Узбекистану.

Следует отметить, что, по данным ООН, динамика роста ВВП напрямую зависит от уровня развития женского предпринимательства. В этой связи глава нашего государства предложил организацию заседания Диалога женщин-лидеров стран Центральной Азии, а также бизнес-форума.

Их проведение позволит обменяться лучшими опытом и практикой в сфере расширения прав и возможностей женщин, создания условий для обеспечения их достойной занятости и развития бизнеса, предотвращения любых форм насилия в отношении женщин, а также будет способствовать укреплению взаимодействия в этой сфере на международном и региональном уровнях.

Вторая инициатива: создание Регионального совета по вопросам самореализации людей с ограниченными возможностями.

Президент Узбекистана особо подчеркивает важность усиления социальной защиты населения, в том числе путем поэтапного перехода к соответствующей мировым стандартам «социальной модели» определения инвалидности. Региональный совет позволит на регулярной основе обсуждать и вырабатывать решения по обеспечению прав людей с ограниченными возможностями, их интеграции в общество, созданию благоприятных условий для их самоорганизации.

Третья инициатива: Узбекистан последовательно выступает за создание регионального механизма по правам человека в Азиатском регионе.

В частности, по его инициативе создана постоянно действующая площадка — Самаркандский форум по правам человека.

Однако в мире не существует универсальной модели развития, одинаково подходящей на одном и том же историческом отрезке для всех государств. Печальный опыт ряда стран наглядно показывает, что попытки навязывания «унифицированных стандартов» демократического развития без учета конкретных исторических, социальных и других аспектов, а также национальных и религиозных традиций контрпродуктивны.

Создание предложенного регионального механизма способствует улучшению обеспечения прав и свобод человека в Азиатском регионе, укреплению соответствующих региональных и международных механизмов.

Новые инициативы Узбекистана в сфере прав человека национального масштаба

Первая инициатива: реализация национальных целей устойчивого развития в рамках Повестки дня до 2030 года в соответствии с принципом ООН «Никого не оставлять позади».

Узбекистан твердо привержен достижению Целей устойчивого развития ООН. Приоритеты реализуемой в Узбекистане Стратегии действий в 2017-2021 годах всецело согласуются с Целями устойчивого развития.

Борьба с бедностью, обеспечение социальных, экономических и культурных прав граждан являются приоритетами Нового Узбекистана.

Вторая инициатива: ратификация Конвенции ООН о правах инвалидов (2006 г.).

Данная конвенция является пока единственной конвенцией, принятой в XXI веке. Узбекистан подписал ее в 2009 году, что свидетельствует о его приверженности защите прав лиц с особыми потребностями, лиц с инвалидностью.

В этом году вступил в силу новый Закон «О правах лиц с инвалидностью». Ратификация конвенции способствует поднятию на качественно новый уровень осуществляемых в Узбекистане мер в этой сфере.

Третья инициатива: принятие закона о детском Омбудсмане.

Данный закон на законодательном уровне установит основные идеи, цели, примат, круг лиц, на которых распространяется действие закона, их основные права и обязанности.

Его принятие в нынешнем Международном году ликвидации детского труда позволит закрепить и подчеркнуть незыблемость и безвозвратность принципа приверженности Узбекистана защите прав, свобод и законных интересов детей.

Четвертая инициатива: поддержка призыва Генсека ООН А. Гутерриша о принятии решительных мер по сокращению числа лиц без гражданства.

В 2020 году 50 тысячам наших соотечественников было предоставлено гражданство Узбекистана. В 2021-м планируется предоставление гражданства еще 20 тысячам человек.

Политика Узбекистана по сокращению числа лиц без гражданства позитивно отмечается со стороны Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев. В своих докладах УВКПБ ставит Узбекистан в качестве примера для изучения его опыта в этой сфере.

Пятая инициатива: борьба с пытками — приоритетное направление судебно-правовых реформ в Узбекистане.

Начата работа по внедрению национального превентивного механизма предупреждения пыток. Закрытие специализированной колонии по исполнению наказаний, расположенной в поселке Жаслык, стало важным гуманным событием. В результате принимаемых мер число осужденных, содержащихся в местах лишения свободы, уменьшилось почти в 3 раза.

За последний короткий период нам удалось достичь значительного прогресса во взаимодействии со специальными процедурами. Осуществлены визиты 2 спецдокладчиков.

В рамках углубления взаимодействия с ООН в этой сфере глава государства инициировал:

  • ратификацию Факультативного протокола к Конвенции против пыток;
  • осуществление визита в Узбекистан Верховного комиссара ООН по правам человека и Специального докладчика ООН по вопросу о пытках.

Шестая инициатива: дальнейшее развитие институтов гражданского общества, поддержка свободы слова и информации в Узбекистане, углубление взаимодействия с комитетами и комиссиями ООН в сфере прав человека.

В данном плане Узбекистаном принято решение о:

  • продолжении подготовки кодексов о негосударственных некоммерческих организациях и средствах массовой информации;
  • организации приезда в нашу страну Верховного комиссара ООН по правам человека госпожи Мишель Бачелет;
  • направлении постоянного приглашения всем мандатариям посетить Узбекистан. Безусловно, совместная работа с ними станет хорошей предпосылкой для эффективной реализации реформ в Узбекистане.

В целом инициативы лидера страны свидетельствуют о готовности Узбекистана к широкому и взаимовыгодному сотрудничеству со всеми странами мира и практическому диалогу с ООН, в том числе в качестве активного члена Совета по правам человека.

Реализация инициатив Узбекистана позволит создать уникальную модель взаимодействия на глобальном и региональном уровнях, которая станет примером для всего международного сообщества на пути обеспечения и реализации прав, свобод и законных интересов каждого человека.

Судебно-правовые реформы на новом этапе

  1. Суды Республики Узбекистан: современное состояние и перспективы развития

Независимая и сильная судебная власть является ключевым фактором демократического правового государства.

В последние годы по инициативе Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в стране проводится коренная реформа судебно-правовой системы, которая выражается в усилении мер надежной защиты прав и законных интересов граждан и предпринимателей, эффективному обеспечению правосудия, а также повышению роли органов судейского сообщества.

Узбекистан вступил в новый этап своего развития, основу которой составляют пятилетняя Стратегии действий и национальная идея: «От национального возрождения — к национальному прогрессу».

Последовательно осуществляется политика обеспечения прав и свобод человека, защиты частной собственности, что обеспечивает внутреннюю стабильность и получает признание мирового сообщества. В процессе обеспечения прав и свобод человека, верховенства закона, создаётся новый демократический облик государства.

Судьи будучи представителями независимой судебной власти, вносят свой вклад в успешное развитие страны, чему способствует реформирование судебно-правовой системы.

За последние четыре года в сфере реформирования судебной системы было принято более сорока законов и актов Президента. Они оказали серьёзное позитивное влияние, как на организацию судебной системы, так и на практику рассмотрения судебных дел. 

Стоит упомянуть о принятом Указе Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию структуры и повышению эффективности деятельности судебной системы Республики Узбекистан», согласно которому создан единый Верховный суд, высший орган судебной власти в сфере гражданского, уголовного, административного и экономического судопроизводства, что укрепило судебную власть и создало условия для единообразия судебной правоприменительной практики.

Постоянную работу по отбору кандидатов в судьи ведёт новый конституционный орган — Высший судейский совет. В его состав входят судьи, адвокаты, представители юридической и научной общественности.

Данный орган был образован, в том числе с учетом рекомендаций Киевской конференции по вопросам независимости судебной власти Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Именно Совет наделен полномочиями по отбору и формированию высококвалифицированного судейского корпуса.

Необходимо отметить, что введение указанного института позволило проводить открытое и прозрачное формирование судейского корпуса на основе конкурсного отбора кандидатов на должности судей из числа наиболее квалифицированных специалистов, обеспечить подлинную неприкосновенность судей и предотвратить вмешательство в их деятельность по отправлению правосудия, наладить диалог судейского сообщества с населением.

В ходе реформы усилены квалификационные требования и механизмы отбора кандидатов на судейские должности. Возрастной ценз кандидатов в судьи повышен до 35 лет.

Судьи теперь назначаются либо избираются на первоначальный пятилетний, последующий десятилетний и бессрочный период пребывания в должности, что обеспечивает стабильность судейского корпуса и укрепляет независимость судей.

Данное нововведение полностью отвечает требованиям современного международного и зарубежного опыта. В соответствии со статьей 12 Основных принципов независимости судебных органов ООН от 29 ноября 1985 года судьи, назначаемые или выборные, имеют гарантированный срок полномочий до обязательного выхода на пенсию или истечения срока полномочий, где таковой установлен. На деле это означает, что за судьей сохраняется занимаемая им должность до достижения им предельного возраста.

Данная мера стала основной гарантией несменяемости судей – одним из важнейших элементов их независимости. Знаменательно, что в настоящее время данная норма полностью реализуется в правоприменительной практике нашей страны. В Узбекистане последовательно развиваются организационно-правовые механизмы, направленные на обеспечение всесторонней защиты судей, а также их неприкосновенности.

Установлена ответственность за вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия. Законодательством установлено, что воздействие в какой бы то ни было форме на судей с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению конкретного дела либо добиться вынесения незаконного судебного решения влечет уголовную ответственность в соответствии с законом.

Именно, в этих целях в Высшем Судейском совете создана специальная структура, обеспечивающая неприкосновенность судей. Данная структура на деле обеспечивает защиту судей от вышеуказанных незаконных вмешательств в их деятельность, что также усиливает их независимость и неприкосновенность.

Кардинально изменился существующий порядок подготовки кандидатов на должности судей. Успешно функционирует Высшая школа судей, обеспечивая повышение квалификации судей на базе учебного процесса максимально сближенного с судебной практикой. Новая образовательная система позволяет совершенствовать теоретические знания кандидатов, обучать их профессиональной этике, психологии, навыкам делового общения и управления временем, тактике ведения переговоров, технологии работы с информацией, а также толкования и применения норм права.

За последние годы проведена значительная работа по становлению суда как независимой и самостоятельной ветви власти, превращению его из репрессивного органа в прошлом в подлинно независимый институт государства, призванный надежно охранять и защищать права и свободы человека.       

Принятые в первые же годы независимости Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Узбекистан заложили правовой фундамент для эффективной охраны личности от преступных посягательств, защиты прав и свобод граждан, интересов общества и государства, обеспечения законности и правопорядка.

За прошедшие годы уголовное и уголовно-процессуальное законодательство претерпело значительные изменений, направленные на совершенствование его норм, имплементацию передовых международных стандартов и зарубежных практик с целью безусловного обеспечения прав и свобод граждан, привлекаемых к участию в уголовном процессе.

В частности, осуществлена дальнейшая либерализация уголовного законодательства и декриминализация отдельных категорий преступлений, расширен перечень наказаний, не связанных с лишением свободы.

Реализованы комплексные меры по расширению сферы применения института «Хабеас корпус», внедрению упрощенного порядка производства по уголовным делам, а также дальнейшему усилению гарантий прав и свобод граждан в судебно-следственной деятельности.

С начала 2021 года реализован принцип «один судодна инстанция»:

— образованы суды общей юрисдикции Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента на базе областных и приравненных к ним судов по гражданским делам, по уголовным делам и экономических судов с сохранением строгой специализации судей и образованием отдельных судебных коллегий по видам судопроизводства;

— полномочия административных судов по рассмотрению дел об административных правонарушениях переданы судам по уголовным делам;

— в центрах Республики Каракалпакстан и областей, городе Ташкенте образованы межрайонные административные суды, специализирующиеся на рассмотрении дел, вытекающих из административных и других публично-правовых отношений, с упразднением в этой связи районных (городских) административных судов и сохранением административных судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента;

— права обжалования решений Высшей квалификационной коллегии судей Республики Узбекистан, а также квалификационных коллегий судей судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента предоставлены в Высший судейский совет.

Упразднён институт рассмотрения судебных дел в порядке надзора, а также отменены права председателя Верховного суда, Генерального прокурора Республики Узбекистан и их заместителей на внесение протеста в порядке надзора на решения, приговоры, определения и постановления суда.

Так, если до 2017 года согласно процессуальному законодательству существовали шесть инстанции рассмотрении судебных дел.

То теперь этих инстанций стало четыре.

Первая инстанция районные (городские) суды, (по некоторым сложным делам областные суды);

Апелляционная инстанция (областные суды), (по некоторым сложным делам, рассмотренные областными судами Верховный суд;

Кассационная инстанция (Верховный суд);

Повторное кассационное рассмотрение (на основании протеста председателя Верховного суда, Генерального прокурора Республики Узбекистан или их заместителей).

В результате внедрения принципа один суд одна инстанция, за короткий период улучшилось качество рассмотрение дел, и повышение доверия граждан судам.

Реализованы исторические преобразования, которые позволят совершенствовать и оптимизировать судебную систему Узбекистана с учетом современных требований и международных стандартов в области правосудия. Законодательно устранены излишние бюрократические преграды при обеспечении судебной защиты и исключены дублирующие стадии пересмотра судебных актов. Судебная система приведена в соответствие с современными международными стандартами, с целью повышения уровня доступа граждан и предпринимателей к правосудию и улучшению качества рассмотрения дел в судах.

II. Транспарентность судебной системы

Прозрачность судебной системы, обеспечение осведомленности
о принимаемых решениях, правах и свободах граждан, защиты законных интересов, внедрение правовых механизмов общественного контроля над судебной системой является важными задачами для дальнейшего развития демократических реформ в нашей стране.

Обеспечение открытости и прозрачности судебной системы, открытость судебного разбирательства являются важными компонентами демократических процессуальных форм судебного разбирательства и служат важной правовой гарантией в обеспечении верховенства закона и прав участников судебного разбирательства.

Прозрачность судебной деятельности укрепляет доверие людей к судебной системе, освещение в средствах массой информации открытых судебных процессов обеспечивает общественный контроль над судебной системой и имеет важное воспитательное значение.

Одним из важных этапов обеспечения прозрачности судебного разбирательства явилось принятие Постановления Пленума Верховного суда № 4 от 21 февраля 2020 года «Об обеспечении прозрачности судебного разбирательства и права на информацию о деятельности судов».

Открытость судебных заседаний обеспечивается слушанием дел в открытых судебных заседаниях, доступ для участия в которых не ограничен, то есть каждое проявившее интерес к слушанию дела лицо может беспрепятственно находиться в зале суда при рассмотрении дела.

Но при этом, представители средств массовой информации наряду с присутствием в качестве слушателей судебного разбирательства не всегда допускались в зал в качестве журналистов.

В данном постановлении даны разъяснения о том, что гласность судебного разбирательства, своевременное и объективное информирование общественности о деятельности судов, повышение уровня правосознания в обществе являются важной гарантией правосудия, общественного контроля над судебной системой и эффективным инструментом повышения общественного доверия к судебной системе.

Если участие представителей СМИ в судебном заседание было предусмотрено законом, эта норма носила декларативный характер.  Данное Постановление дало разъяснения о порядке разрешения участия представителей СМИ в судебном заседании. То есть, в открытых судебных заседаниях можно вести видео и аудио запись с разрешения председательствующего или судебной коллегии.

В настоящее время стартовала и продолжает поэтапно внедряться во всех судах система онлайн-трансляции судебных процессов, которая позволяет наблюдать за ходом рассмотрения дел в судах республики на сайте Верховного суда.

В судах Узбекистана нет ограничений на присутствие в открытых судебных процессах представителей средств массовой информации, в том числе телевизионных. С разрешения председательствующего судьи в ходе судебного заседания или его части представители средств массовой информации могут производить фото — и видеосъёмку.

Все эти меры в полном объёме обеспечивают открытость и прозрачность отправления правосудия.

III. Внедрение современных информационных и коммуникационных технологий в деятельность судов

Одним из важных направлений реформ – внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в судебную систему, своевременное рассмотрение обращений граждан.

Одной из отправных точек обеспечения прозрачности судебной системы явился Указ Президента Республики Узбекистан от 13 июля 2018 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию судебно-правовой системы и повышению доверия к органам судебной власти», во исполнение которого внедрена практика процедуры систематических публикаций судебных решений на сайте Верховного суда Республики Узбекистан, введено в судебную практику разъяснение содержания принятого судебного документа участникам судебного процесса после его оглашения.

Большое внимание уделяется внедрению в работу судов новейших информационных технологий. К настоящему времени во всех судах внедрена система электронного судопроизводства, позволяющая дистанционно рассматривать судебные дела.

Кроме того, система позволяет судам по гражданским делам и экономическим судам принимать иски и заявления в электронном формате. Только за первый год работы системы в суды по гражданским делам поступило более 440 тысяч заявлений через систему электронного судопроизводства, что составило 40 процентов всех поступивших заявлений. С помощью системы граждане и юридические лица могут произвести оплату государственной пошлины, а также судебных расходов, штрафов, других определенных судебным решением взысканий в государственный бюджет, получать извещения и судебные решения в электронном виде. Система обеспечивает доступ к информации о расположении судов, о дате и времени рассмотрения всех судебных дел, возможность ознакомиться с любым судебным решением в полном или обезличенном виде. Часть информации доступна в интернет-боте, связанном с системой.

В соответствии с рекомендациями мониторинговой миссии Организации экономического сотрудничества и развития с помощью системы во всех судах Узбекистана внедрено автоматическое распределение дел.

С помощью системы ведется учет судебных дел, контроль сроков их рассмотрения, формируется автоматизированная единая база данных судебных документов и судебные отчеты. 

В Послании Олий Мажлису Республики Узбекистан 29 декабря 2020 года Президент подчеркнул, что «Дальнейшее расширение цифровизации судебной системы создаст для наших граждан возможность онлайн подачи обращений, без необходимости посещать здания судов. Также граждане смогут удаленно отслеживать ход рассмотрения своих заявлений».

На сегодняшний день суды Республики Узбекистан оснащены современными средствами информационно-коммуникационных технологий, внедрена единая электронная база данных, система видеоконферецсвязи даёт возможность проводить открытые судебные заседания обеспечивая участие сторон и участников процесса, находящихся в разных регионах республики одновременно. Это преимущество дало возможность рассмотреть по существу в краткие сроки дела, сэкономить средства на обеспечение присутствия в зале судебного заседания как осужденных, к наказанию к виду лишения свободы, так и всех других участников процесса.  

С октября 2018 года в судах первой инстанции полностью внедрено программное обеспечение, позволяющее автоматически равномерно распределять дела среди судей, исключая человеческий фактор, на основе принципов справедливости и беспристрастности.

Статистика: 1 862 076 дел, из них в судах по уголовным делам – 75 506, в судах по гражданским делам – 363 034, в административных судах – 979 300, в экономических судах – 444 236, распределены среди судей в автоматическом режиме.

В апреле 2018 года внедрена практика отправки вынесенных судами исполнительных документов, подписанных электронной цифровой подписью судьи, в органы принудительного исполнения в электронном виде с помощью интеграции информационных систем Верховного суда и Бюро принудительного исполнения.

Статистика: 1 442 820 исполнительных документов, из них 67 742 судами по уголовным делам, 524 657 судами по гражданским делам, 341 893 административными судами, 508 528 экономическими судами, направлены в электронном виде через информационную систему.

С января 2019 года запущена практика формирования дел в электронной форме в экономических судах с целью хранения документов дела исключительно в электронной форме и создания электронного архива.

Статистика: сформировано 27 543 электронных экономических дел.

1 июня 2020 года в информационной системе создан электронный архив с целью отдельного архивирования дел судов, сформированных в электронном виде.

Статистика: 12 850 дел направлено в электронный архив.

Начиная с сентября 2014 года внедрен порядок проведения судебных заседаний с использованием система видеоконференцсвязи.

Данная система имеет следующие преимущества:

— участие в судебных заседаниях без необходимости покидания участниками своего региона;

— экономия времени и денежных средств граждан при участии в судебном процессе;

— полное обеспечение участия сторон в судебном процессе.

Статистика: данной системой полностью оборудованы 207 залов судебных заседаний, в этом режиме проведено 24 875 судебных заседаний, по результатам которых 57 999 участников сэкономили 17,7 млрд сумов.

С 1 февраля 2019 года внедрен порядок направления в суды административными органами данных о собранных документах дел по административным правонарушениям и получения информации, связанной с рассмотрением дела, исключительно через интеграцию информационной системы в электронном виде.

Статистика: через данную систему поступила информация о 792 639 административных делах.

С 1 февраля 2020 года внедрен порядок направления в суды следственными органами данных о собранных документах уголовных дел и получения информации, связанной с рассмотрением дела, исключительно через интеграцию информационной системы в электронном виде.

Статистика: через данную систему поступила информация о 26 748 уголовных делах.

Одной из важнейших задач, является повышение эффективности судопроизводства, открытость информации о деятельности судов, а также улучшение информационных систем и ресурсов, обеспечивающих расширение перечня и повышение качества интерактивных услуг, предоставляемых населению и субъектам предпринимательства.

В данном направлении Верховным судом также проделана определенная работа.

В частности, с целью пользования интерактивными услугами, предоставляемыми судами физическим и юридическим лицам по единому адресу, информирования населения о видах интерактивных услуг, предоставляемых судами по единому адресу, упрощения процедуры использования интерактивных услуг, предоставляемых судами физическим и юридическим лицам создан Портал интерактивных услуг Верховного суда (my.sud.uz).

Портал предоставляет населению и субъектам предпринимательства следующие интерактивные услуги:

В январе 2018 года в разделе «Обращение» (exsud.sud.uz) создана возможность направлять обращения в суды в электронном виде, в режиме онлайн отслеживать процесс их рассмотрения и получать судебные решения в электронном виде.

В апреле 2019 года внедрена единая электронная платежная система для учета государственных пошлин и судебных сборов через раздел «Электронная платежная система» (billing.sud.uz) с целью создания следующих удобств:

— при осуществлении платежей для обращения в суд банковский расчетный счет и другие реквизиты не заполняются вручную;

— для осуществленных платежей не требуется отдельного подтверждения об оплате со стороны банка;

— оплата может производиться любым способом (в том числе через электронные мобильные платежные системы «CLICK», «Payme» и «Upay»);

— платежи, производимые на основании судебного решения, также производятся через данную систему и нет необходимости предоставлять суду подтверждающую информацию.

Данная система служит для обеспечения оперативности и точности осуществляемых обязательных платежей при обращении граждан и предпринимателей в суд.

Статистика: через систему произведено 7008 платежей на сумму 9,8 млрд. сум.

В декабре 2018 года внедрена практика систематической публикации вступивших в законную силу судебных решений в разделе «Банк решений» (public.sud.uz).

Статистика: опубликовано 1 444 248 судебных решений, из них 81 730 судами по уголовным делам, 361 336 судами по гражданским делам, 724 610 административными судами и 276 572 экономическими судами.

В январе 2018 года в разделе «Образцы» (template.sud.uz) размещены образцы исковых заявлений и заявлений в суды по гражданским делам и экономические суды.

В январе 2018 года в разделе «Калькулятор» (calculate.sud.uz) размещен электронный калькулятор, автоматически рассчитывающий сумму государственной пошлины, которую необходимо оплатить при обращении в суды по гражданским делам и экономические суды.

В сентябре 2018 года создана возможность ознакомления в режиме онлайн со списком дел, назначенных к рассмотрению в первой, апелляционной и кассационной инстанциях, через раздел «Расписание» (jadval.sud.uz).

В феврале 2020 года внедрена система удаленной онлайн регистрации на личный прием к руководству Верховного суда через раздел «Электронный прием» (qabul.sud.uz).

В июне 2020 года в разделе «Онлайн отслеживание» (my.sud.uz/#/monitoring) в тестовом режиме размещена информационная система, позволяющая отслеживать в режиме онлайн ход рассмотрения обращений, независимо от их формы подачи в суд.

С целью цифровизации деятельности органов судебной власти, определения мер улучшения обмена информацией между судами другими ведомствами, вывода данной сферы на следующий уровень 3 сентября 2020 года Президент подписал постановление №ПП-4818 «О мерах по цифровизации деятельности органов судебной власти».

Данным постановлением поставлены следующие задачи дальнейшего этапа цифровизации деятельности органов судебной власти:

расширение видов интерактивных электронных услуг, оказываемых гражданам и субъектам предпринимательства, обеспечение наблюдения в режиме онлайн за процессом рассмотрения каждого обращения, создание возможности свободного пользования интерактивными услугами в зданиях судов;

дальнейшее расширение электронного взаимного обмена данными с министерствами, ведомствами и другими организациями для обеспечения оперативного принятия информации, необходимой для отправления правосудия в судах;

обеспечение открытости и прозрачности деятельности судейского сообщества путем внедрения специальных информационных программ;

расширение возможности дистанционного участия в судебных заседаниях, в том числе посредством мобильных устройств и других форм электронного взаимодействия, а также создание условий получения сторонами по делу судебных решений в режиме онлайн;

усиление мер по обеспечению информационной и кибербезопасности информационных систем, баз данных и других программных продуктов, комплексной защите служебной информации и данных органов судебной власти.

С целью реализации данных задач, утверждена программа цифровизации деятельности органов судебной власти в 2020 – 2023 годах, которая предусматривает:

фиксация судебных заседаний во всех судах посредством аудиозаписи на основе ходатайства сторон по делу и с согласия председательствующего, а также формирование протоколов судебных заседаний с использованием данной системы;

автоматическое распределение дел между судьями в судах апелляционной и кассационной инстанции;

извещение всех участников о времени и месте судебного заседания путем отправки СМС-сообщений на бесплатной основе;

представление судебных решений сторонам по делу в режиме онлайн, по их просьбе ― в бумажной форме;

организация оказания около 10 интерактивных услуг с целью создания удобства в деятельности органов судебной власти, в том числе гражданам и субъектам предпринимательства по достижению правосудия.

Кроме того, внедряется в деятельность судов Комплекс информационных систем «Адолат», предоставляющий следующие возможности:

предоставления в суды органами государственной власти и управления, органами государственной власти на местах, органами хозяйственного управления и адвокатами исков, заявлений и жалоб исключительно в электронной форме;

наблюдения заинтересованными лицами за процессами рассмотрения исков, заявлений и жалоб в режиме онлайн;

отправки участниками судебного заседания информации и документов в электронной форме;

автоматического формирования судебных документов с использованием информационной системы, внедренной в деятельность судов.

Одной из важных задач на следующем этапе цифровизации деятельности судов является разработка мобильного приложения, предоставляющего возможность участия в судебных заседаниях в режиме видеоконференцсвязи с внедрением его на практике, а также создание системы обеспечения участия лиц, размещенных в учреждения по исполнению наказания, в судебном процессе и личных приемах руководства судов непосредственно из мест их дислокации посредством режима видеоконференцсвязи.

В октябре 2020 года в разделе «Видеоконференцсвязь» (vka.sud.uz) в пилотном режиме внедрена мобильная видеоконференцсвязь, позволяющая участвовать в судебных заседаниях из любой точки мира с помощью современных средств (гаджетов).

Статистика: проведено 78 судебных заседаний с использованием данной системы.

С октября 2020 года между судами и учреждениями по исполнению наказания установлена система видеоконференцсвязи.

Внедрение данной системы устранило необходимость конвоирования подсудимых и заключенных, а также других лиц, участвующих в деле, с целью обеспечения их участия в судебных заседаниях.

Статистика: проведено 913 судебных заседаний с использованием данной системы.

С 1 января 2021 года внедрена система фиксации судебных заседаний во всех судах посредством аудиозаписи на основе ходатайства сторон по делу и с согласия председательствующего, а также формирование протоколов судебных заседаний с использованием данной системы.

Статистика: благодаря установке аудиозаписывающей аппаратуры в 395 судебных залах, создана возможность проведения судебных заседаний с использованием данной системы в 583 судах.

Внедрен порядок получения судами в процессе рассмотрения определенного дела необходимой информации и документов непосредственно из государственных органов и организаций в электронной форме, не создавая неудобств для граждан, с помощью интеграции информационной системы Верховного суда с информационными системами 17 государственных органов и организаций.