Железная дорога «Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар» откроет широкие перспективы для международной торговли

В условиях дальнейшего развития международного торгово-экономического сотрудничества важное значение приобретают вопросы формирования новых альтернативных региональных и межрегиональных транспортных коридоров.

Эти вопросы играют ключевую роль в устойчивом развитии экономик государств Центральной Азии и Афганистана, которые не имеют прямого доступа к мировым морским коммуникациям.

Нельзя не отметить, что, несмотря на развитие международных транспортных коридоров, обеспечивающих свободное железнодорожное сообщение с Ираном, Турцией на западном направлении, Российской Федерацией, странами СНГ, Восточной Европы на северном направлении, а также дальневосточными морскими портами России, Китая на восточном направлении, на южном направлении положение остается в настоящее время тупиковым. Между тем, транспортный выход стран Центральной Азии, СНГ и Российской Федерации к портам Пакистана открывают самые широкие перспективы для наращивания международной торговли.

Своего рода ключ к обеспечению транспортной взаимосвязанности между крупнейшими железными дорогами СНГ и Восточной Европы, Ирана и Турции, а также КНР с железными дорогами Пакистана и Индии находится в Афганистане. Именно планируемая железная дорога «Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар» позволит сформировать новую мировую парадигму для выхода через пакистанские порты  (Гвадар, Карачи) на страны Персидского залива.

Проект дороги «Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар» таким образом формирует единую железнодорожную инфраструктуру стран СНГ со странами Южной Азии. Реализация проекта создает уникальные перспективы для развития экономики Афганистана, формируя одновременно межрегиональные и межконтинентальные транзитные потоки.

Кроме того, в экономический оборот вовлекаются десятки крупных месторождений полезных ископаемых, расположенных в центральной и восточной провинциях Афганистана. Только проект строительства новой дороги обещает создать десятки тысяч новых рабочих мест.

Практически вдоль новой железнодорожной линии будут реализовываться проекты высоковольтных линий электропередач «Сурхан – Пули-Хумри» и CASA-1000.

Строительство линии электропередачи «Сурхан – Пули-Хумри» позволит увеличить поставки электроэнергии из Узбекистана в Афганистан на 70 процентов – до 6 миллиардов кВт/ч в год. Более того, ЛЭП «Сурхан — Пули-Хумри» может стать составной частью проекта CASA-1000 и способствовать поставкам электроэнергии в Пакистан и далее в страны Южной Азии. На сегодня Узбекистан является одним из основных поставщиков электроэнергии для Афганистана, где ощущается острый дефицит электричества.

20 октября Азиатский банк развития (АБР) и Афганистан подписали соглашение о финансировании строительства линии электропередач из Узбекистана «Сурхан – Пули-Хумри». Основная часть средств будет направлена на строительные работы, которые планируется осуществить со стороны узбекских подрядных организаций.

Общая стоимость проекта составляет 150 миллионов долларов, из которых 118 миллионов долларов инвестирует афганская сторона (в том числе 110 миллионов – кредитные средства АБР), а 32 миллиона долларов – узбекская.

Соответствующее соглашение о строительстве данной ЛЭП между АО «Национальные электрические сети Узбекистана» и «Da Afghanistan Breshna Sherkat (DABS)» будет подписано в ближайшей перспективе.

Наличие линий электропередач позволит сэкономить значительные финансовые средства на этапе строительства и дальнейшей эксплуатации железной дороги, что в перспективе позволит её электрофицировать. Электрическая тяга на высокогорных участках имеет преимущества перед тепловозной.

Протяженность предлагаемой к строительству железной дороги от Мазари-Шарифа до Пешавара, согласно расчетам, составляет 573 км.

В целом реализация проекта трансафганской железной дороги позволит сократить сроки и стоимость транспортировки грузов по коридору «Север-Юг» на 30 процентов.

Так сроки доставки грузов от границы России (станция Озинки) до Карачи составят 16-18 дней, а от Термеза до Карачи – 8-10 дней. По расчетам, уже в первые годы эксплуатации объемы перевозок могут вырасти до 10 миллионов тонн.