В 2016 году Узбекистан встал на путь масштабного реформирования своей экономической сферы. Спустя шесть лет, страна перешла от закрытой к открытой модели.
По данным Всемирного банка, Узбекистан является одной из самых быстрорастущих экономик мира. С 2018 года Узбекистан сохраняет суверенный кредитный рейтинг на уровне BB-. Реформы позволили привлечь иностранные инвестиции, либерализировать валютный рынок, снизить и упорядочить налоги.
В стране уже присутствуют многочисленные транснациональные корпорации, среди который Veon, Nestlé, Samsung, Rieter и другие. В регионах действуют более 20 свободных экономических зон, которые продолжают привлекать инвесторов в сферы фармацевтики, сельского хозяйства и различные промышленные области.
Более того, Узбекистан предпринимает шаги для сокращения прямого участия государства в экономике страны и расширения возможностей частного сектора.В марте 2021 года правительство объявило о своем намерении сократить количество государственных предприятий в Узбекистане на 75% за счет интенсивной приватизации. Пункт о реформировании количества госпредприятий прописаны в стратегии на 2021-2025 годы.
Растущий уровень инвестиций, возобновление переговоров о вступлении во Всемирную торговую организацию, либерализация регулирования прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и всеобъемлющие реформы свидетельствует о прогрессе Узбекистана.
Имеющиеся показатели говорят о росте экономики страны. Либерализация рынка в 2016 и 2017 годах положительно сказалась на росте новых фирм. Их число заметно выросло с 2018 году (рис. 1). При этом, сократилось количество фирм в результате ликвидации или банкротства. Пандемия Covid-19 сказалась на показателях. Отрасли, в которых наблюдаются самые высокие темпы создания фирм, — это (розничная) торговля, промышленность и сельское хозяйство.
Рисунок 1. Динамизм бизнеса в Узбекистане
Примечание: Данные за 2020 и 2021 годы были исключены из панели 1 из-за исключительного количества выходов фирм (ликвидаций предприятий), произошедших в этом году, хотя в фактическом выражении количество фирм по-прежнему значительно превышало выходы; 2013 = 0. На панели 2 показано изменение количества предприятий по видам экономической деятельности, идущее слева направо по горизонтальному доступу на основе величины изменений в период с 2014 по 2022 год; Данные по «другим отраслям» были опущены.
Источник: расчеты ОЭСР на основе данных предприятий Узбекистана Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике, 2023 г.
С 2000 года вес малых и средних предприятий (МСП) и частного предпринимательства в экономике увеличился. В 2000 году на МСП было занято 4,5 миллиона работников, а продукция МСП составляла 31% ВВП. К 2021 году занятость в МСП выросла до 10,1 млн человек, что составляет 86% от общей занятости, а объем производства МСП составил 54,9% ВВП. Тем не менее, растущий сектор МСП не обязательно приравнивается к развитию частного сектора, поскольку многие МСП по существу являются государственными предприятиями (ГП), а долю подлинно частных фирм трудно определить по официальной статистике.
Рисунок 2. Доля МСП в торговле, ВВП и занятости (2000-2021 гг.).
Источник: расчеты ОЭСР на основе данных Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике, 2023 год.
При этом, малый бизнес и частное предпринимательство являются одним из важных драйверов развития экономики, повышения занятости и доходов населения. За последние годы в Узбекистане укрепилась законодательная база в сфере развития и поддержки частного бизнеса.19 июня 2017 года был принят Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию системы государственной защиты законных интересов бизнеса и дальнейшего развития предпринимательской деятельности». 8 апреля 2022 года — Указ Президента Республики Узбекистан «Об очередных реформах по созданию условий для стабильного экономического роста путем улучшения предпринимательской среды и развития частного сектора».
Одной из ключевых реформ было упрощение процедуры регистрации бизнеса, что позволяет повысить уровень предпринимательской активности в стране.
Другой важной реформой является снижение налогового бремени на малый и средний бизнес. У предпринимателей больше средств для развития своих предприятий и привлечения новых инвестиций. Но это не все изменения. В Узбекистане стало проще открыть бизнес. На это уходит 30 минут с минимальным количеством документов. Малые предприятия могут получить льготные банковские кредиты с субсидированной ставкой. Интересы бизнеса защищены институтом Уполномоченного по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства. В Узбекистане отменены внеплановые проверки деятельности малого бизнеса, субъекты предпринимательства освобождены от всех видов ответственности, совершившие впервые финансово-хозяйственные правонарушения. Это лишь некоторые из изменений.
Малый бизнес продолжает демонстрировать темпы роста. В январе-сентябре 2019 года доля малого бизнеса в ВВП составила 57,2 % (60,9 % за январь-сентябрь 2018 года). Такое снижение объясняется увеличением в структуре ВВП удельного веса крупных предприятий. А в последние годы доля малого бизнеса росла в ВВП стабильно.
Это значит, что в общей массе произведенных товаров и оказанных услуг во всех отраслях (торговли, строительства, промышленности и т.д.) за один год определенная часть, в данном случае больше половины, была произведена вот именно теми малыми фирмами и предприятиями.
Для сравнения доля малого и среднего бизнеса в ВВП развитых стран составляет 50-60%. В Польше — 51%, Германии — 53%, Финляндии — 60%, Нидерландах — 63%.
В целом, малые и средние предприятия в Узбекистане играют жизненно важную роль в экономике, внося значительный вклад в ВВП и занятость.
В результате реформ Узбекистан занял 109 место — рост на 8 пунктов — в Индексе экономической свободы американского исследовательского института Heritage Foundation. Страна также продвинулась по показателям налогового бремени, свободы инвестиций и торговли, но стала хуже по госрасходам и фискальной политике.
Рисунок 3. Оценка Узбекистана в Индексе экономической свободы, 2016-2023 гг.
Теперь Узбекистан намерен восполнить ряд пробелов для дальнейшего развития частного сектора. Планируется решить проблему нехватку собственных и заемных финансовых средств, в результате чего малые предприятия не в состоянии приобрести современное и высокотехнологичное оборудование. Решаются проблемы и затруднения в получении земельных участков, а также в подключении к инженерно-коммуникационным сетям. Оптимизируются преграды в получении долгосрочных кредитов. Восполняется недостаточность развития информационных систем, маркетинга, менеджмента и логистических служб; страховых компаний, аудиторских фирм, торговых домов, консультационных пунктов, бизнес-центров, бизнес-инкубаторов. Снижается бюрократия, подготовляется кадры, отвечающие требованиям времени.
Мухаммаддиёр Орзикулов,
пресс-секретарь Экономической ассамблеи Узбекистана