Президенту Шавкату Мирзиёеву представлена информация о проводимой работе по упрощению предпринимательской деятельности.
Развитие предпринимательства является приоритетным направлением экономической политики нашей страны. Благодаря созданным в связи с этим условиям количество предпринимателей увеличивается. Более половины национального валового внутреннего продукта создается субъектами малого предпринимательства. Они имеют высокую долю и в экспорте.
На сегодняшний день существует более 6 тысяч нормативных и 40 тысяч технических документов, упорядочивающих деятельность бизнеса. Некоторые устаревшие требования затрудняют внедрение новых продуктов, технологий и услуг.
Указом Президента Республики Узбекистан “О мерах по упрощению государственного регулирования предпринимательской деятельности”, исходя из Государственной программой по реализации Стратегии развития в «Год обеспечения интересов человека и развития махалли», пересмотрены требования, препятствующие деятельности предпринимателей в современных условиях, введен ряд послаблений.
В частности, четко определены средства государственного регулирования предпринимательства. Это государственная регистрация, лицензирование, разрешительные процедуры, техническое, тарифное и нетарифное регулирование, обязательное страхование, государственный контроль, защита конкуренции, установление ответственности.
На основе анализа сокращены многие процедуры. Например, такие процессы, как письменное уведомление кредиторов при уменьшении уставного капитала хозяйствующего субъекта, приостановление подачи электроэнергии при потреблении сверх объемов, постановка работников, нанятых индивидуальными предпринимателями, на отдельный учет в налоговых органах доставляют немало хлопот. Эти обязательные требования будут отменены с 1 января 2023 года.
Также, предусмотрено создание Единого реестра обязательных требований в сфере предпринимательства. Реестр будет формироваться в два этапа и полностью запущен с 1 июля 2025 года. Будет запрещено привлекать предпринимателей к ответственности по требованиям, не включенным в этот реестр.
В ходе открытого диалога с предпринимателями 22 августа текущего года Президент дал поручения по цифровизации и сокращению бумажного документооборота в сфере.
Согласно действовавшему ранее порядку, документы о заработной плате и иных доходах юридического лица, а также исчисленных по ним налогам должны были храниться в бумажной форме в течение 75 лет. Поскольку эти данные имеются и в базе данных налоговых органов, новым указом отменено требование о хранении их в бумажном виде. Также субъекты предпринимательства освобождены от ведения в бумажной форме внутренних первичных документов бухгалтерского учета, если они передаются через информационные системы. В результате этих изменений снизится бюрократическая нагрузка и облегчится работа 587 тысяч предприятий.
Кроме того, с 1 января 2023 года отменяется практика представления в налоговые органы ежеквартальной финансовой отчетности и 9 различных статистических отчетов.
Заслушав информацию ответственных лиц, глава государства поручил организовать эффективное исполнение указа, а также последовательно продолжить работу по упрощению ведения предпринимательской деятельности и созданию в стране максимально комфортной бизнес-среды.