Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека, Национальной ассоциацией негосударственных некоммерческих организаций Узбекистана в сотрудничестве с рядом государственных органов, исследовательских и аналитических центров Узбекистана 24 августа в Ташкенте организуется Национальный форум «Сотрудничество государственных органов и негосударственных некоммерческих организаций в обеспечении прав и интересов человека».
Накануне форума наш корреспондент побеседовал с директором Национального центра по правам человека, академиком А.Х. Саидовым.
— АкмалХолматович, какие цели и задачи ставит данный форум? И насколько они связаны с фундаментальными задачами Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы?
— Тема форума тесно увязана с двумя фундаментальными задачами осуществляемых в Новом Узбекистане динамичных и прорывных демократических реформ.
Во-первых, это широкое внедрение в жизнь общества и государства поддержанного народом принципа «Во имя чести и достоинства человека». Обеспечение чести и достоинства, прав, свобод и законных интересов человекаявляется сердцевиной, стержнем и связующим звеном всех семи направлений Стратегии развития Нового Узбекистана.
При этом, как неоднократно подчеркивал Президент Шавкат Мирзиёев, «…для нас достоинство человека — некакое-то абстрактное, высокопарное понятие. Оно обозначает для нас прежде всего обеспечение мирной и безопасной жизни каждого гражданина, его фундаментальных прав и свобод. Говоря о достоинстве человека, мы имеем в виду создание достойных условий жизни и современной инфраструктуры, квалифицированное медицинское обслуживание, качественное образование, социальную защиту и здоровую экологическую среду для каждого жителя страны».
В данном контекстеНовый Узбекистан— это государство, в котором высшей ценностью является человек, его честь и достоинство, права и свободы, гдеобеспечивается свободная, благоустроенная и благополучная жизнь многонационального народа. Это государство, развивающееся в строгом соответствии с общепризнанными нормами в области демократии, прав и свобод человека, опирающееся на принципы дружбы и сотрудничества.
Во-вторых, это формирование справедливого и открытого гражданского общества, строительство социального и правового государства, что предусматривает обеспечение стремительных изменений в политико-правовой, социально-экономической жизни нашей страны, формированиеабсолютно новых отношений в обществе, создание новых возможностей для деятельности негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества.
— Следуетотметить, что за последние шесть лет в Узбекистане процессы в области прав человекадемонстрируют позитивную динамику. Однако, по мнению зарубежных экспертов, для приближения страны к международным стандартам в данном аспекте потребуются более решительные действия. Расскажите, что сделано на сегодня в этом направлении?
— В рамках реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах и Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы осуществлены и реализуются целенаправленные меры в сфере обеспечения личных, политических, экономических, социальных, экологических и культурных прав человека.
За последние шесть летпринято около 350 законов, свыше 4,4 тысячи решений Президента Республики Узбекистан. Среди них особое место занимаютНациональная стратегия Республики Узбекистан по правам человека, Национальные цели и задачи в области устойчивого развитияна период до 2030 года, Стратегия достижения гендерного равенствав Республике Узбекистан до 2030 года, Концепция развития гражданского обществав 2021-2025 годах, Концепция государственной политики Республики Узбекистан в сфере межнациональных отношений, Концепция развития государственной молодежной политикив Узбекистане до 2025 года, основанная на Стратегии ООН «Молодежь-2030».
Приняты меры по укреплению институциональных механизмов защиты прав и свобод граждан:
• созданы Народные приемные и Виртуальная приемная Президента Узбекистана, укреплены национальные институты по правам человека, такие как Парламентский омбудсман, Бизнес-омбудсман, Детский омбудсман, Национальный центр по правам человека;
• сформированы и организована работа таких парламентских институтов, как: Парламентская комиссия по контролю за реализацией Национальных целей и задач в области устойчивого развитияРеспублики Узбекистан на период до 2030 года; Парламентская комиссия по соблюдению международных обязательств Республики Узбекистан в области прав человека; Национальная комиссия по противодействию торговле людьми и принудительному труду и другие.
Главное, динамично развиваются институты общественного контроля и социального партнерства.ННО широко вовлекаются в деятельность парламента, разных парламентских комиссий, а также государственных органов в сфере защиты и реализации прав и свобод человека.
-Институты гражданского общества играют немаловажную роль в обеспечении и защите прав человека. Это является основным условием демократизации общества.
Какова должна быть роль институтов гражданского общества в процессах демократизации? Какие меры необходимо принимать для повышения их роли?
— В Узбекистане осуществлены системные меры, направленные на повышение роли и значения институтов гражданского общества с учетом закономерностей развития общества и государства, передового зарубежного и мирового опыта.
Выработаны и претворяются в жизнь свыше 200 актов Президента и правительства страны, ряд национальных стратегий, концепций и программ. В частности, приняты важнейшие законы о профессиональных союзах, волонтерской деятельности, защите женщин от притеснения и насилия, гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин, гарантиях прав ребенка, свободе совести и религиозных организациях.
Внесены изменения и дополнения в Конституцию страны, законы о негосударственных некоммерческих организациях, социальном партнерстве, общественном контроле, экологическом контроле, органах самоуправления граждан, государственной молодежной политике.
Вопросы внедрения в жизнь фундаментальных демократических понятий и ценностей, таких как «права и свободы человека», «верховенство закона», «открытость и гласность», «свобода слова», «свобода религии и свобода совести», «общественный контроль», «социальное партнерство», «гендерное равенство», «свобода экономической деятельности» и других, становятся центровыми в деятельности гражданских институтов.
В результате реализациив Узбекистане масштабных организационно-правовых мер по усилению роли институтов гражданского общества число ННО увеличилось почти на 16 процентов (превысив 9800), махаллей- составило около 10000. Количество средств массовой информации выросло по сравнению с 2016 годом почти на 30 процентов (1962). В национальном информационном пространстве количество интернет-изданий увеличилось почти вдвое и достигло 677, причем частные СМИ занимают все более значимое место в жизни общества.
На качественно новый уровень поднято социальное партнерство государственных органов с ННО в достижении политических, социальных, экономических, экологических, культурных и образовательных целей, реализации Национальных целей и задач в области устойчивого развития.
Количество выделяемых из Государственного бюджета средств на поддержку социального партнерства увеличилось более чем в пять раз. Только в 2022 году обеспечивается государственная поддержка свыше700 программ и проектов социального партнерства.
Впервые оказывается существенная поддержка национальным культурным центрам для укрепления мира, дружбы и толерантности между более чем 130 нациями и народностями, проживающими в Узбекистане. В числе получателей государственных субсидий ННО, представляющие и защищающие права и интересы лиц с инвалидностью, уязвимых слоев населения, а также экологические.
В 11 регионах страны созданы, в трех — создаются Дома ННО, образовано 15 коворкинг-центров. Количество постоянных сотрудников ННО превысило 52 тысячичеловек.
Отмечается значительная активизация ННО по внедрению принципов «Единственным источником и автором Конституции является народ» и«Важнейшие решения, касающиеся жизни страны, принимаются на основе непосредственного диалога с народом, с учетом мнений общественности». Так, за восемь месяцев текущего года ННО под руководством Конституционной комиссиипровели свыше 100 национальных и международных форумов по обсуждению разных аспектов конституционных реформ и поправок в Конституцию. Впервые свыше 200 национальных ННО приняли участие в проведении общественной, гендерной, ювенальной, правозащитной и антикоррупционной экспертизы проекта Конституционного закона.
Врамках осуществляемых в стране конституционных реформ предполагается определение конституционной идентичности Нового Узбекистана в качестве государства с открытым и справедливым гражданским обществом, в частностидальнейшее развитие и укрепление институтов.
Социальное партнерство. В задачи Кабинета Министров включаются три новые по обеспечению: реализации государственной молодежной политики, принятия мер по поддержке, укреплению и защиты семьи, сохранению традиционных семейных ценностей; развития системы социальной защиты, в том числе лиц с инвалидностью; осуществления программ социального партнерства и поддержке институтов гражданского общества, их участию в выработке и реализации программ социально-экономического развития.
Общественный контроль. В этом плане важнейшими новеллами являются, в частности, закрепление общественного контроля над бюджетной политикой государства, внедрение института «народной инициативы» граждан (не менее ста тысяч человек вносят законодательные предложения в Законодательную палату ОлийМажлиса).
Махалля. В Конституцию Узбекистана планируется внести нормы, направленные на повышение эффективности деятельности института махалли, превращение ее в базовое звено общественного управления и контроля.
— Узбекистан вступил в престижные международные организации, которые работают в сфере обеспечения прав человека, и взял на себя выполнение всех обязательств, принятых в рамках международных актов и соглашений. Как дальше будут развиваться взаимоотношения и сотрудничество в области прав человека с международными партнерами?
— Новый Узбекистан — открытое и социально ответственное государство, надежный партнер, приверженныйисполнению своих международныхобязательств.
Сотрудничество Узбекистана с международными организациями, в частности с ООН,в сфере прав человека за последние шесть лет поднялось на новый уровень. Президент Шавкат Мирзиёев выступил с речью на 72-й, 75-й и 76-й сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, 46-й сессии Совета ООН по правам человека, в ходе которых было озвученосвыше30 инициатив
Узбекистана в области укрепления международной и региональной безопасности, дальнейшего развития образования, духовности, экологии, туризма, защиты прав человека.
Международным признанием усилий Узбекистана за последние годы явилось избрание нашей страны в Совет ООН по правам человека, а также принятие таких инициированных Узбекистаном резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, как «Укрепление регионального и международного сотрудничества по обеспечению мира, стабильности и устойчивого развития в Центральноазиатском регионе»;«Просвещение и религиозная толерантность»;«Устойчивый туризм и устойчивое развитие в Центральной Азии»;«Об объявлении региона Приаралья зоной экологических инноваций и технологий» и не только.
Узбекистан ратифицировал Конвенцию ООН о правах инвалидов. Под эгидой Диалога женщин — лидеровстран Центральной Азии провел региональный форум с участием женских организаций гражданского общества, а также структуры «ООН-Женщины». Организовал Всемирную конференцию по правам молодежи «Вовлечение молодежи в глобальные действия». По инициативе Узбекистана принята резолюция Совета ООН по правам человека о защите прав молодежи в условиях пандемии.
Кроме того, впервые с момента создания ООН по инициативе узбекской стороны организован Азиатский форум по правам человека, прошедший в городе Самарканде. Принята Самаркандская декларация по правам человека, утвержденная в качестве одного из основных документов 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Парламент Узбекистана утвердил «Дорожную карту» по реализации «самаркандского духа» в области правчеловека.
В 2019 году в городе Ташкенте проведен VI Ежегодный семинар Независимой постоянной комиссии по правам человека Организации исламского сотрудничества, по итогам которого принята Ташкентская декларация о правах молодежи.
— Предлагаются ли более эффективные способы и модели для широкого привлечениянегосударственных некоммерческих организаций в процессы обеспечения прав и интересов человека и для активного сотрудничества их с государственными органами?
— Да, по итогам Национального форума будет выработан итоговый документ, в котором, по нашему мнению, необходимо обратить особое внимание на следующие вопросы.
Первое. На основе принципов«Новые стандарты взаимодействия с гражданским обществом — новые стратегии развития — новые модели поведения» и «Единство целей и общность интересов»на всех уровнях представительной и исполнительной власти широко вовлекать ННО и другие институты гражданского обществавпроцессыпринятия важнейших решений в социально-экономической и политико-правовой сферах, реализации Стратегии развития Нового Узбекистана, Национальных целей и задач в области устойчивого развития, избирательного процесса, Национальной стратегии по правам человека и других стратегий, концепций и программ.
Второе. Развитие современных форм социального партнерства и осуществления общественного контроля, в том числе:
• практики проверки качества исполнения региональных, отраслевых и государственных программ на основе коллективных обращений,целевого расходованиягосударственных средств;
• в сфере борьбы с преступностью, особенно с торговлей людьми, пытками, организованной и транснациональной преступностью, а также обеспечения справедливости и соблюдения прав человека в пенитенциарных учреждениях и учреждениях исполнения наказания;
• выявления сфер и отраслей, подверженных коррупции, предупреждениякоррупциогенных факторов, формирования непримиримого отношения в обществе к коррупции;
• предотвращения экологических проблем, наносящих вред здоровью и генофонду населения, организации «экологической экспертизы» принимаемых нормативно-правовых актов;
• организации эффективной и адресной работы по решению проблем женщин, молодежи, лиц с инвалидностью и других уязвимых слоев населения.
В целом осуществляемая в стране масштабная работа служит созданию надежного фундамента Нового Узбекистана, где высшей ценностью является человек, его честь и достоинство, права, свободы и законные интересы, а также третьего Ренессанса — новой эпохи национального развития.
Самое важное, сегодня отмечается консолидация народа, государственных органов, институтов гражданского общества и бизнес-сообщества вокруг этих идей, что является залогом достижения поставленных благородных целей.