По
данным Международной организации по миграции,
на сегодняшний день в мире насчитывается 281 млн. международных мигрантов,
число перемещенных лиц достигло 117 млн.
В этой связи обеспечение безопасных и законных миграционных процессов в условиях глобализации представляет собой многогранную задачу, в том числе и для Республики Узбекистан, которая требует глубокого анализа различных факторов влияния и их последствий.
Начиная с 2017 г. в Узбекистане запущен процесс масштабных преобразований, определяющих долгосрочную траекторию развития общественной и политической жизни страны, включая реформы на рынке труда, в частности, в сфере внешней трудовой миграции.
Подтверждением этому являются внесенные в обновленную Конституцию Узбекистана изменения, цель которых – усиление мер защиты трудовых прав граждан страны. Отныне, ряд норм гарантирует каждому право на достойный труд, свободный выбор профессии, условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, справедливое вознаграждение, определяемое без дискриминации и не ниже установленного минимального размера оплаты труда.
Однако, учитывая стремительный рост количества населения страны, перед правительством Узбекистана актуализируются новые задачи в сфере трудоустройства ищущих работу граждан, включая создание новых рабочих мест, обеспечение стабильности в социальной сфере и др.
Страна
является лидером среди государств Центральной Азии
по абсолютному демографическому росту. По данным Агентства статистики, на
начало 2025 г. численность населения страны достигла более 37,5 млн. человек, что свидетельствует о значительном
приросте – почти на 750 тысяч человек по сравнению с началом 2024 г.
Согласно подсчетам, в среднем с 2010 г. ежегодный демографический рост Узбекистана составляет 1,8–2,1%, а к 2030 г. численность населения может достигнуть 41 млн. человек, что в свою очередь может создать нагрузку на рынок труда, систему здравоохранения, образования и др.
Наряду с этим, по оценкам экспертов, каждый год более 650-700 тыс. молодых людей выходят на рынок труда, к 2030 году ожидается превышение данного показателя до 1 млн. При этом экономика Узбекистана в среднем за год создаёт более 300 тысяч новых рабочих мест, в итоге получается, что около 300-400тыс. молодых людей самостоятельно занимаются поиском работы, в том числе за рубежом.
На
сегодняшний день доля трудовых ресурсов среди населения составляет 54,2% (19,7
млн. человек), из них 10,4%
(2 млн. чел.) работают за пределами страны. Основными направлениями остаются
Россия и Казахстан.
В этой связи первостепенной задачей, стоящей перед правительством, является трудоустройство ищущих работу граждан. В целях комплексного подхода к решению данной проблемы в стране создаются новые рабочие места, всестороннюю поддержку получают частные предприниматели и самозанятые, в сельской местности стимулируется активное использование приусадебных земель, принимаются меры по диверсификации внешней трудовой миграции.
При этом прилагаемые усилия пока еще не соизмеримыснынешними темпами роста количества населения.
Учитывая это, правительство Узбекистана формирует особенно политическую повестку, которая позиционирует изобилие рабочей силы не в качестве бремени, а ценного актива, способного обеспечить новые перспективы экономического роста.
В этом плане Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021 гг. стала стратегическим документом, определившим трудовую миграцию ключевой областью социально-экономической политики Узбекистана. При этом акцент был сделан на диверсификации миграционных потоков, поскольку страна – крупнейший экспортер рабочей силы в регионе.
Примечательно, что в рамках реализации Стратегии произошли
коренные измененияи в
национальном законодательстве, в части касающейся внешней трудовой миграции.
Принят ряд нормативно-правовых актов, направленных на гарантированную защиту
прав
и интересов граждан,
работающих зарубежом, и на упорядочение системы внешней
трудовой деятельности. В
частности:
во-первых, создана законодательная основа деятельности частных агентств занятости, принят закон Республики Узбекистан «О частных агентствах занятости».
Согласно данному закону, монополия государства
по трудоустройству граждан за рубежом была прекращена, и частные агентства
занятости получили возможность осуществлять деятельность по трудоустройству
лиц, ищущих работу за пределами Узбекистана.
во-вторых, упорядочена система внешней трудовой деятельности, совершенствованы механизмы защиты прав и интересов трудовых мигрантов за рубежом. В рамках данного направления юридическим лицам разрешено осуществлять деятельность по трудоустройству граждан Республики Узбекистан за рубежом на основании лицензии, выдаваемой Министерством занятости и трудовых отношении (нынешним Министерством занятости и сокращения бедности).
Кроме того, порядок выдачи разрешения на осуществление трудовой деятельности за рубежом заменен внедрением процедуры добровольной регистрации граждан, выезжающих за рубеж по частным трудовым контрактам.
в-третьих, создан
фундамент для осуществления организованного и безопасного трудоустройства
граждан Узбекистана
за рубежом, расширены полномочия Агентства по внешней трудовой миграции.
Открыты представительства Агентства по внешней трудовой миграции в России,
Казахстане, Японии, Турции и Южной Кореи. Учреждены должности атташе по
трудовой миграции
при диппредставительствах Узбекистана в России и Казахстане.
Вместе с тем, организовано бесплатное профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации в Центрах профессионального обучения.
Между тем, была прекращена деятельность Агентства внешней трудовой миграции при Министерстве занятости и сокращения бедности, вместо которого образовано Агентство миграции при Кабинете Министров, что придало данной структуре большую значимость и ответственность.
Наряду с этим, созданы
общенациональная база данных граждан, желающих осуществлять трудовую
деятельность за рубежом, а также онлайн-системы для подачи документов на
рассмотрение и выдачи лицензий на осуществление деятельности за пределами
Узбекистана
и для учёта заключённых гражданами Республики Узбекистан трудовых договоров с
иностранными работодателями.
В результате предпринятых мер, организованный набор трудовых мигрантов из Узбекистана в 2024 г. вырос в 3,6 раза, достигнув 113 тыс. человек, в основном в развитые страны, что способствовало росту объёма денежных переводов в Узбекистан, которые составили $12,6 млрд., увеличившись на 34% по сравнению с 2023 г.
в-четвертых, совершенствованы механизмы правовой, финансовой и социальной поддержки трудовых мигрантов и членов их семей. В частности:
– во всех региональных филиалах Агентства по внешней трудовой миграции созданы специальные кассы по продаже билетов Национальной железнодорожной компании и Национальной авиакомпании с предоставлением скидок в размере 20% к цене железнодорожных и авиабилетов для граждан Узбекистана, выезжающих за рубеж с целью временной трудовой деятельности;
– внедрена практика
предоставления трудовым мигрантам микрозаймов сроком на один год на оплату
расходов, связанных
с трудоустройством за рубежом, в размере 2 миллионов сумов за счет средств
Фонда поддержки и защиты прав и интересов граждан, осуществляющих трудовую
деятельность за рубежом
и Государственного фонда содействия занятости населения
при Министерстве занятости и трудовых отношений;
– страховым
компаниям выделены единовременные субсидии
в размере 50 тысяч сумов на каждого застрахованного трудового мигранта для
покрытия суммы по страхованию жизни граждан и других рисков в период временной
трудовой деятельности за рубежом.
Также, в целях исполнения и обеспечения полноценной реализации государственной политики в сфере трудовой миграции создана Республиканская комиссия, состоящая из числа руководителей министерств и ведомств, председателем которой является Премьер-Министр Республики Узбекистан.
В
этом контексте хотелось бы привести статистику, подтверждающую правильность
предпринимаемых правительством мер и усилий в этом направлении. Так, за
последние 8 лет количество трудовых мигрантов из Узбекистана, работающих в РФ,
уменьшилось
в 6 раз. Если в 2016 году их число составляло от 4 до 6 млн. человек,
то в 2024 г. эта цифра не превысила 1 млн. Столь существенное сокращение обусловлено успехом проводимых в
стране экономических реформ.
Однако, несмотря на принимаемые государством меры по созданию условий для трудовых мигрантов, защиты их прав и интересов, диверсификации внешней трудовой миграции и в целом её сокращению, миграция продолжает быть сопряжена с рядомпроблем, которые требуют своего решения. В частности:
– требуется поднятие уровня профессиональной подготовки трудовых мигрантов и отсутствие международного квалификационного сертификата. По данным Института макроэкономических и региональных исследований, 97% трудовых мигрантов из Узбекистана имеют среднее, средне-специальное образование и только 3% – высшее.
Вследствие этого, мигранты в основном заняты
в низкооплачиваемых сферах. За пределами страны основными сферами деятельности
отечественных трудовых мигрантов являются такие отрасли, как строительство
(53%), промышленность (13%), сфера услуг (10%), общественное питание (7%),
торговля (7%), транспорт (4%), сельское хозяйство (4%) и др.;
– напрашивается упрощение процедуры получения «рабочих виз», даже при имеющихся трудовых договорах от иностранных работодателей. Большинство подавших на визу получают отказ без объяснения причин после прохождения собеседования;
– актуализируется
вопрос повышения уровня владения иностранными языками (английским, немецким,
русским
и др.), а также правовой культуры мигрантов;
– необходимо усиление противодействия вовлечению трудовых мигрантов в противозаконную деятельность, связанную с торговлей людьми и наркотиками, контрабандой оружия и военными конфликтами;
– также целесообразно усиление мер по недопущению радикализации трудовых мигрантов за рубежом, попадания их под влияние различных террористических и экстремистских организаций.
В целом, обобщив вышесказанное, можно отметить, что внешняя трудовая миграция находится под особенным контролем лично Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева. В этой связи, Главой государства поручено принять следующие меры по ее упорядочению и поддержке трудовых мигрантов. В том числе:
– введение должности атташе по трудовой миграции в посольствах и консульствах Узбекистана в Великобритании, Германии, Польши, Венгрии и Японии, а в Саудовской Аравии – должности представителя агентства;
_ для оперативного
решения проблем сограждан, в посольствах
и соответствующих министерствах будут организованы круглосуточно работающие
колл-центры;
– внедрение принципа «работа за рубежом начинается с махалли». Помощники хокимов и молодежные активисты должны будут выявлять желающих работать за рубежом и вносить их данные в систему «Онлайн-махалля», после чего кандидатов будут приглашать на конкурсы, объявленные зарубежными работодателями;
– компенсация государством части расходов на рабочую визу, билеты, оценка знаний иностранного языка и уровня профессиональной квалификации. Гражданину, получившему международный сертификат по языку или его эквивалент, будет возмещено 50% расходов на обучение языку;
– целевая
подготовка в учреждениях профессионального образования граждан, не имеющих
профессиональных навыков
и не владеющих иностранными языками. Для этого при Агентстве по внешней
трудовой миграции будет открыт Центр по обучению иностранным языкам и целевой
подготовке к работе;
– для помощи в трудоустройстве граждан, вернувшихся из трудовой миграции, по образцу Сайхунабадского района Сырдарьинской области, будет оказываться финансовая помощь для ведения приусадебного хозяйства и получения доходов, а также будут предоставляться другие услуги по трудоустройству;
– прикреплённые к махаллям банки будут выделять льготные кредиты в рамках программы «Непрерывная поддержка малого бизнеса»;
– медицинские
учреждения будут проводить бесплатные медосмотры вернувшихся трудовых мигрантов
и членов их семей,
а также центры «Инсон» будут оказывать социальную помощь детям, чьи родители
работают за рубежом;
– предприятию, принявшему на работу лиц, вернувшихся из трудовой миграции, за каждого сотрудника на протяжении года будет выплачиваться ежемесячная субсидия в размере 500 тыс. сумов из Фонда поддержки занятости и др.
Алишер Низамов,
руководитель отдела Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республике Узбекистан