В условиях современной глобализации для каждой страны защита прав и свобод человека и гражданина, а также их законных интересов на своей территории приобретает особенно актуальное значение. Обеспечение прав человека, сплоченности общества и гарантирование благосостояния являются передовыми современными стратегиями “теории общественного договора”. В последние годы проводятся систематические работы по укреплению законодательной и организационно-правовой базы защиты прав человека, имплементации международных стандартов в национальное законодательство и выполнению международных обязательств.
Права человека могут быть полностью обеспечены только в государстве, где господствует верховенство закона. В настоящее время Узбекистан, наряду с другими странами мира, работает над устранением существующих проблем и совершенствуется, наблюдая за обеспечением прав человека на основе международных стандартов и критериев.
Эти задачи актуальны и для Узбекистана, обладающего богатой историей государственности. В этой связи следует отметить, что, согласно Конституции Республики Узбекистан, Президент Республики Узбекистан является гарантом соблюдения прав и свобод граждан, Конституции и законов Республики Узбекистан, а также суверенитета, безопасности и территориальной целостности Республики Узбекистан. Данное конституционное положение также означает принадлежность Узбекистана к теории теории общественного договора как государства.
В первой части 54-й статьи главы X Конституции Республики Узбекистан, принятой в новой редакции, закреплено, что «обеспечение прав и свобод человека является высшей целью государства». Это является правовой основой вышеупомянутых слов.
Следует отметить, что в последние годы в нашей стране были достигнуты значительные результаты в обеспечении прав человека.
В частности, поощрение, защита и соблюдение прав человека стали одним из приоритетных направлений государственной политики. Прекращена практика принудительного и детского труда. Судебно-правовая система была коренным образом реформирована. В этом процессе судебная власть превратилась в структуру, защищающую права, свободы и законные интересы граждан. Как отметил Президент Ш. Мирзиёев: «В сознании судьи должна быть — справедливость, в устах – правда, в душе — чистота». На основе этой идеи были либерализованы уголовные наказания. Была прекращена многолетняя практика правоохранительных и судебных органов, которая сводилась в основном к функциям наказывания.
По инициативе Президента Узбекистана была принята Национальная стратегия по правам человека. Узбекистан был избран членом Совета ООН по правам человека. Это также стало проявлением высокого международного признания проводимой в нашей стране разумной политики.
В процессе последовательных реформ, осуществляемых с целью построения свободного демократического государства и открытого гражданского общества, особое внимание уделяется защите прав человека и обеспечению верховенства закона в обществе. Эти усилия стали важным ориентиром в реализации благородной идеи “Во имя человеческого достоинства”. Без сомнений, реформы в судебно-правовой сфере являются одним из значимых шагов в этом направлении.
Как подчеркнул наш Президент Шавкат Мирзиёев, ценность человека для нас не является каким-то абстрактным, высокопарным понятием. Под ценностью человека мы, прежде всего, подразумеваем обеспечение мирной и безопасной жизни каждого гражданина, а также гарантию его фундаментальных прав и свобод.
Говоря о ценности человека, глава нашего государства отметил, что это также означает создание достойных условий жизни и современной инфраструктуры для каждого гражданина, предоставление квалифицированных медицинских услуг, качественного образования, системы социальной защиты и здоровой экологической среды.
В этом смысле в основе проводимых реформ лежит обеспечение прав и интересов человека, достижение благосостояния народа и реализация прав и свобод граждан.
Принятие Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека соответствующим Указом Президента является ярким доказательством того, что вопросы поощрения, защиты и соблюдения прав человека являются одним из приоритетных направлений государственной политики в Узбекистане.
Самое главное, чтобы любой человек, живущий в нашей стране, независимо от национальности, языка и религии, жил свободно, мирно и богато, довольствуясь своей сегодняшней жизнью, постепенно становится главной целью государства. Цели устойчивого развития, рассчитанные до 2030 года, реализуются на основе принципа «никого не оставить без внимания», который предусматривает обеспечение прав и законных интересов каждого человека в нашей стране.
В результате масштабные реформы кардинально меняют жизнь людей, их мировоззрение и образ жизни. В обществе великая цель «Создадим Новую Узбекистан вместе» превратилась в общенациональное движение.
Действительно, в основе стремительных реформ, проводимых в нашей стране, лежит цель обеспечения жизни, чести, достоинства и других неотъемлемых прав граждан. Международное сообщество сегодня признает решительную политику Узбекистана в области обеспечения прав и свобод человека как одно из ключевых обновлений, происходящих в стране. Особенно показательным примером проводимой гуманной политики является проявление толерантности к гражданам, которые, осознанно или неосознанно, совершили правонарушения.
Вместе с тем, как отметил наш Президент, основные законы и кодексы в судебно-правовой сфере были приняты почти 20–25 лет назад и не соответствуют современным требованиям. В связи с этим перед парламентом стоит задача в ближайшие годы принять новые редакции Гражданского, Уголовного, Уголовно-процессуального, Уголовно-исполнительного кодексов, а также Кодекса об административной ответственности. Следовательно, обновление законодательства не должно ограничиваться лишь принятием новых законов, а должно исходить из того, как эти законы будут приносить практическую пользу людям и облегчать их жизнь.
Следует отметить, что в рамках Стратегии действий также был проведен ряд эффективных работ по содействию социальной адаптации и реинтеграции в общество граждан, отбывающих наказание. В то время как Указ Президента от 7 ноября 2018 года “О мерах по кардинальному совершенствованию системы уголовного и уголовно-процессуального законодательства” положил начало новым реформам в этом отношении, Стратегия развития на 2022-2026 годы также охватывает важные инициативы, направленные на повышение ценности человека. В частности, в цели 17 стратегии “Формирование нового имиджа правоохранительных органов и ориентация их деятельности на эффективную защиту интересов, чести и достоинства, прав и свобод народа” определены такие задачи, как превращение органов внутренних дел в народную профессиональную структуру в качестве надежного защитника народа, а также их ориентация на целевую работу с населением; создание прочных правовых основ деятельности открытой и справедливой прокуратуры, строго обеспечивающей законность, а также превращение принципа «Верховенство закона — неотвратимость наказания» в главный критерий; усиление контроля за оперативно-розыскной и следственной деятельностью, внедрение действенных механизмов эффективной защиты чести, достоинства и свобод граждан; кардинальное реформирование системы учета сообщений о преступлениях в правоохранительных органах, использование современных методов предотвращения случаев сокрытия преступлений.
Еще одной важной задачей в Стратегии развития является реализация эффективной государственной политики по борьбе с экстремизмом и терроризмом, позволяющей обеспечить права и свободы граждан.
В связи с тем, что в основе судебно-правовой реформы, проводимой в течение прошедшего периода, лежат такие конституционные принципы, как верховенство закона, равенство граждан перед законом, гуманизм, справедливость и презумпция невиновности, по результатам Стратегии действий , подразделениями пробации было взято под контроль 61 053 человека, 7 839 были трудоустроены и 9 090 получили направления на работу, 25 431 лиц находящееся под надзором условно-досрочно освобождены от наказания в соответствии со статьей 73 Уголовного кодекса Республики Узбекистан, 53 393 лиц под надзором сняты с учета. Из 4 555 лиц, не имеющих определенной профессии, 3 794 прошли профессиональную подготовку и 1 459 были направлены для профессиональной подготовки.
Кроме того, впервые пенсию начали получать 709 осужденных пенсионного возраста в колониях по исполнению наказаний.
Следует отметить, что ведение дел в судах по уголовным делам также направлено на защиту интересов человека. Обмен документами, предоставление сторонам вынесенного приговора и других процессуальных документов, а также вопросы назначения дат судебных заседаний переведены в электронную форму. Граждане с помощью электронной информационной системы e-sud.uz могут дистанционно получать информацию о дате судебного заседания, имени и фамилии председательствующего судьи, а также о зале, где пройдет заседание. Если ранее возможность дистанционного участия была в основном доступна в хозяйственных судах, то в настоящее время апелляционные и кассационные инстанции судов по гражданским и даже уголовным делам также осуществляют свою деятельность в формате видеоконференцсвязи (ВКС). Несомненно, все это способствует экономии времени и средств граждан. Это, безусловно, является примером уважительного отношения и внимания к правам человека.
Еще одна важная норма, связанная с гарантиями прав человека, заключается в том, что в обновленной Конституции Республики Узбекистан в части седьмой статьи 28 установлено, что судимость лица и вытекающие из нее правовые последствия не могут служить основанием для ограничения прав его родственников. В прежние времена из-за действий отца или какого-либо близкого родственника многие образованные и перспективные специалисты не могли устроиться на работу в органы государственной власти и управления или были уволены. Теперь для устранения таких случаев, основанных на субъективном подходе, была введена данная норма. На наш взгляд, это может стать справедливой нормой, служащей защите прав и законных интересов человека.
Конституционный суд является высшей инстанцией в Узбекистане по обеспечению прав человека и гражданина. Если, по мнению граждан или юридических лиц, закон нарушает их конституционные права и свободы, не соответствует Конституции Республики Узбекистан и был применён в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде, при этом были исчерпаны все другие средства судебной защиты, они имеют право обратиться в Конституционный суд с жалобой о проверке соответствия закона Конституции.
В Конституционный суд могут обращаться не только граждане, но и органы публичной власти и управления, что способствует обеспечению верховенства закона в защите прав и свобод человека посредством этого института.
Все эти меры ярко демонстрируют результаты благородных усилий, направленных на возвышение человеческого достоинства.
Одним словом, в Узбекистане защита прав и свобод человека уже стала основным критерием обеспечения верховенства закона.
Хуршида Абзалова,
профессор
кафедры Уголовного
права,
криминологии и противодействия коррупции,
доктор юридических наук