Вооруженные силы – надежный гарант обеспечения стабильности Нового Узбекистана

Благодаря активному сотрудничеству национальной армии и народа наши Вооруженные Силы становятся надежным гарантом развития, мира и стабильности в стране, настоящей школой стойкости и мужества.

ШавкатМирзиёев, Президент Республики Узбекистан,

Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами

За годы независимости армия Узбекистана прошла сложный
и вместе с тем доблестный путь. Вооруженные Силы стали надежным гарантом обеспечения независимости, успешного осуществления демократических преобразований в республике.

Благодаря проводимым в последние годы коренным реформам
в Вооруженных Силах, удалось создать мобильную, компактную, высокотехнологичную национальную армию, способную обеспечить суверенитет и территориальную целостность, безопасность и стабильность
в стране, неприкосновенность ее границ.

Сегодня наша армия является физически, духовно, научно подготовленной, обладает передовыми знаниями, навыками использования современного оружия,готова противостоять любым угрозам.

Прежде всего хотелось бы отметить, что за исторически короткий период времени был принят ряд концептуальных документов, определивших военную политику Республики Узбекистан, позволивших повысить военную мощь страны и боеготовность войск. В этих нормативно-правовых актах отражены официальные взгляды военно-политического руководства Республики Узбекистан на обеспечение национальной безопасности, в т.ч. в военной сфере.

К таким документам относятся Оборонная доктрина Республики Узбекистан; законы Республики Узбекистан «Об обороне», «О всеобщей воинской обязанности и военной службе», «О чрезвычайном положении»,
«О борьбе с терроризмом» и др.; Программы развития Вооруженных Сил; указы и постановления Президента Республики Узбекистан, международные договоры в сфере обеспечения военной безопасности и др.

Оборонная доктрина является концептуальной основой развития Вооруженных Сил Республики Узбекистан и носит сугубо оборонительный характер. К тому же данный документ открытый, что демонстрирует прозрачность оборонной политики Нового Узбекистана, которая базируется на национальном законодательстве и общепризнанных нормах международного права.

Политика Республики Узбекистан в области обороны основана на следующих принципах:

неприменение военной силы против других государств, кроме случаев пресечения и отражения военной агрессии;

неделимость безопасности, недопустимость укрепления собственной безопасности за счет безопасности других государств;

невмешательство во внутренние дела других государств, мирное урегулирование возможных споров;

неучастие в военно-политических блоках, оставление за собой права выхода из любого межгосударственного образования в случае его трансформации в военно-политический блок;

оборонная достаточность;

адекватность военного строительства характеру современных военных конфликтов;

отказ от производства, приобретения, хранения, распространения и размещения ядерного и других видов оружия массового поражения;

приверженность принципам Договора о зоне, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии;

недопущение на своей территории размещения иностранных военных баз и объектов;

неучастие Вооруженных Сил в миротворческих операциях и военных конфликтах за рубежом;

опора на духовно-нравственные ценности и культурно-цивилизационную идентичность народа.

Следует подчеркнуть, что Республика Узбекистан проводит миролюбивую, гибкую и прагматичную военную политику, основываясь на нормах международного права и национального законодательства страны.

В тоже время, в рамках концептуальных стратегических документов (Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы, «Узбекистан-2030»), касающихся развития государства в условиях сложной непредсказуемой международной обстановки, характеризующейся наличием большого количества очагов вооруженных конфликтов, расширением масштабов терроризма и радикального экстремизма,военно-политическим руководством Республики Узбекистан реализуется комплекс мер по повышению военной готовности и боевой способности войск.

В частности, проводится масштабная работа по реформированию Вооруженных Сил Республики Узбекистан по следующим направлениям:

Во-первых, в целях поддержания единой государственной политики в области обороны по принципу «Народ и армия — одно тело, одна душа», по личной инициативе Ш.Мирзиёева созданы не имеющие аналогов в мире военно-административные секторы, позволившие повысить роль органов государственной власти на местах в укреплении обороноспособности страны, патриотическом воспитании молодежи, обеспечении подлинного единства армии и народа.

Во-вторых, реорганизована и оптимизирована система подготовки национальных военных кадров на основе передового опыта развитых стран.

В частности, созданы новый Военный институт информационно-коммуникационных технологий и связи, Институт военной авиации Республики Узбекистан, единственная в Центральной Азии Медицинская академия Вооруженных Сил, которые оснащены самой современной учебной и материальной базой, основанной на инновационных технологиях мирового уровня.

Также сформированы военно-академические лицеи «Темурбеклар мактаби» и другие специализированные учебные заведения, ставшие центрами подготовки будущих профессиональных военных кадров.

В результате проведенных мероприятий по развитию военной науки
в системе Министерства обороны Республики Узбекистан за последние годы научный потенциал военных кадров повысился с 4% до57%.

В-третьих, активно развивается оборонно-промышленный комплекс.Создано Агентство оборонной промышленности при Министерстве обороны Республики Узбекистан. Локализована разработка и модернизация отдельных видов вооружения и техники.

В настоящее время Узбекистан производит бронетранспортеры «Арслон», легкобронированные автомобили «Тарлон-М» и «Калкон», а также беспилотные летательные аппараты«Lochin».

Бронетранспортёр «Арслон»,соответствующий стандартам НАТО и изготовленный специально для ВС страны, обладает современным боевым модулем, способен выполнять боевые задачи в любых климатических условиях, как в дневное, так и ночное время.

За последние несколько лет обеспеченность войск современными образцами вооружения и военной техники доведена до 45%.

В целом, в результате последовательных реформ, боевая мощь узбекской армии увеличилась в 2 раза.

В-четвертых, усиливается социальная поддержка военнослужащих
и членов их семей
. В рамках проводимых реформ «Инсон қадри учун» за последние пять лет около 10 тысяч военнослужащих были обеспечены жильем по льготным кредитам. Не остаются без внимания и вопросы трудоустройства и медицинского обслуживания отслуживших военных.

Также, в течении 2018 — 2024 годов более 6 тысяч детям военнослужащих выданы рекомендации со стороны Министерства обороны для поступления в высшие учебные заведения на основе государственного гранта.

Кроме того, в период 2021-2024 годов более 6 тысяч незанятых членов семей военнослужащих были направлены в центры профессионального обучения (Моноцентры) для получения профессии и трудоустройства.

В-пятых, Вооруженные Силы стали важным институтом
и эффективной силой в вопросе воспитания населения нашей страны в духе патриотизма, особенно молодого поколения
. В рамках реализации военно-патриотических мероприятий «Наша национальная армия – наша гордость» двери воинских частей были широко открыты для общественности, особенно для молодежи.

Вместе с тем, в целях ознакомления молодежи с проводимыми реформами
в национальной армии на местах при участии молодежи, ветеранов вооруженных сил и военнослужащих регулярно проводятся военно-патриотические и духовно-просветительские мероприятия, такие как «Командующий и молодежь», «Генерал и молодежь», «Встречи трех поколений» и др.

В-шестых,Важным элементом укрепления обороноспособности страны выступает военное сотрудничество с зарубежными государствами. Взаимодействие с иностранными партнерами осуществляется на основе ежегодно заключаемых Планов. В частности, сотрудничество в военной сфере налажено с такими странами, как США, ФРГ, Франция, Италия, Великобритания, Азербайджан, РФ, Казахстан, Кыргызская Республика, Таджикистан, Беларусь, Республика Корея, Турция, КНР, Индия, ИРП, а также в рамках СНГ и ШОС.

На территории Республики Узбекистан активно проводятся значимые международные военные мероприятия, которые также способствуют повышению имиджа страны и национальных Вооруженных Сил на мировой арене. 

Так, в 2022-2024 гг. на территории нашей страны проведены заседание СМО СНГ, конференция начальников генеральных штабов Вооруженных Сил стран Центральной и Южной Азии и др. Только в 2024 году в рамках реализации заключенных Планов по военному сотрудничеству планируется провести более 400 совместных мероприятий (для сравнения: в 2021 году количество аналогичных мероприятий составило около 300).

В последние годы, благодаря открытой конструктивной политике Президента Шавката Мирзиёевав Центральной Азии, между лидерами соседних стран укрепились политический диалог и взаимное доверие. В результате на новый этап поднялся уровень регионального военного сотрудничества и взаимодействия в области безопасности.

В частности, на консультативной встрече глав государств Центральной Азии Президент Республики Узбекистан предложил проводить регулярные встречи секретарей Советов безопасности государств региона, и в соответствии с этой инициативой в мае текущего года в Астане уже состоялась первая встреча секретарей Советов безопасности государств Центральной Азии. Также в целях эффективного противодействия новым вызовам и угрозам Шавкат Мирзиёев предложил принять «Концепцию обеспечения региональной безопасности
и стабильности», что подтверждает то, что Узбекистан рассматривает регион как единое неделимое пространство безопасности.

Кроме того, Узбекистан проводит двусторонние и многосторонние военные учения с Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном, такие как «Центр», «Сотрудничество» и др. Также в рамках мероприятий боевой подготовки, страны Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан) впервые провели совместные военные учения «Объединение-2024» в Мангистауской области Казахстана, что закрепило тенденцию об активном военном сотрудничестве между странами Центральной Азии.

Между тем, хотелось бы отметить региональное сотрудничество в области военного образования. Если в течение 2021-2024 учебных годов в высших военных учебных заведениях Узбекистана обучались 28 военнослужащих Таджикистана и Кыргызской Республики, то в 2024-2025 гг. планируется подготовить и повысить квалификацию 107 военнослужащих соседних стран.

Региональное сотрудничество в военной сфере – важный шаг на пути укрепления безопасности и стабильности в Центральной Азии.

В целом, комплексные мероприятия по военному строительству, осуществляемые под непосредственным руководством Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами, способствуют укреплению обороноспособности Узбекистана.

Без сомнения, фундаментальные реформы, проводимые для модернизации национальной армии способствуют обеспечению суверенитета и территориальной целостности страны, нерушимости границ, а также эффективному решению тактических и стратегических задач по защите мира и спокойной жизни нашего народа.

Наримон Набиев,

ведущий научный сотрудник

Института Стратегических и межрегиональных исследований

при Президенте Республики Узбекистан