В Узбекистане проводятся глубокие реформы по демократизации государственного управления открыто и при широком участии общественности. Ведение такой политикиисходит из обязанности государства обеспечить конституционные права граждан Узбекистана на участие в управлении делами общества и государства, получения информации. Эта политика играет ключевую роль в успешном преобразовании государственного аппарата и укреплении доверия между государством и обществом.
Следует отметить, что информационная открытость является не только основанием проведения реформ государственной службы, но также их целью. Она направлена на повышение эффективности, прозрачности и подотчетности государственного аппарата. Важным шагом вэтом направлениистало принятие Закона «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления». В данном Законебыли определены способы и порядок раскрытия информации о деятельности государственных органов, к которой относятсяи сведения о реформах государственной службы.
Согласно Закону «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления» все проекты нормативно-правовых и других актов государственных органов, направленных на реформирование государственной службы, размещаются на веб-сайтах соответствующих государственных органов, обнародуются и распространяются другими способами, в том числе пользователи информации могут присутствовать на коллегиальных заседаниях государственных органов, на которых обсуждаются эти проекты.
Внедрение информационных технологий в государственное управление в Узбекистане позволили объединить способы обеспечения открытости проектов нормативно-правовых актов и обеспечения участия граждан в их разработке. В пример можно привести Портал обсуждения проектов нормативно правовых актов (https://regulation.gov.uz/ru). На данном портале граждане имеют возможность не только знакомится с проектами нормативно-правовых актов, но и высказывать мнения по их нормам, давать предложения, выражать отношение к предложениям участников обсуждения.
Граждане Узбекистана активно пользуются предоставленными им возможностями. Это можно увидеть на примере обсуждения ключевого документа по реформированию государственной службы – проекта закона «О гражданской государственной службе», размещенного на Портале22 мая 2020 года. Данный проект просмотрели 23880 пользователей и по нему были даны 219 предложений. Также в Портал были размещены другие нормативно-правовые акты по реформированию государственной службы.
Открытость проводимых реформ государственной службы обеспечивается уполномоченными в этой сфере органами. Одним из таких являетсяАгентствостратегических реформ при Президенте Республики Узбекистан. Агентство координирует деятельность государственных органов по проведению стратегических реформ, в том числе оказывает им экспертное содействие. Например, на веб-сайте Агентства можно ознакомится спроектом указа Президента Республики Узбекистано совершенствовании системы государственной гражданской службы.
Важную роль в этой сфере играет Агентство развития государственной службы при Президенте Республики Узбекистан. Агентствомизучается состояние государственной службы, разрабатываются проекты нормативно-правовых актов поеё совершенствованию. Вся информация об этой деятельности размещается на веб-сайте Агентства и раскрывается другими способами, а также граждане имеют возможность участвовать в деятельности Агентства в рамках осуществления социального партнерства и общественного контроля.
Согласно Закону Республики Узбекистан «О социальном партнерстве»Агентство развития государственной службы при Президенте Республики Узбекистанобеспечивает участие негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества в разработке и реализации программ развития гражданской службы, нормативно-правовых актов, привлекает их представителейв деятельностьсозданных им рабочих групп, комиссий и общественного совета.
Общественный совет при Агентстве развития государственной службы при Президенте Республики Узбекистаносуществляет не только социальное партнерство, но и общественный контроль за деятельностью Агентства.Инициатива создания таких общественных советов была выдвинута Президентом Республики Узбекистан в послании Олий Мажлису Республики Узбекистан в 2017 году. Согласно пункту 8 Типового положения, утвержденного Постановлением Президента Республики Узбекистан от 4 июля 2018 года № ПП-3837, на общественный совет возложена задача осуществления мониторинга проводимых мероприятий по обеспечению открытости деятельности государственного органа.
В целях участия в реформировании государственной службы граждане могут воспользоваться правом на обращение – одним из форм общественного контроля.Cоздание Виртуальной и Народных приёмных Президента Республики Узбекистан существенно повысили эффективность работы с обращениями граждан. На основании накопленного опыта запущена Единая онлайн платформа для регистрации,рассмотрения и мониторинга обращений,посредством которой легко и оперативно можно направить обращение во все государственные органы.
В Узбекистане созданы условия для направления коллективного обращения через веб-портал «Mening fikrim», который был запущен согласно УказуПрезидента Республики Узбекистан от 22 января 2018 года № УП–5308. Через данный Портал граждане имеют возможность обратится в палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов. Обращения будут рассмотрены палатами Олий Мажлиса, областными, районными и городскими Кенгашами народных депутатов, если они получат поддержку 10000, 5000 и 1000 граждан соответственно.
В Узбекистане особое внимание деляется государственному контролю за открытостью деятельности государственных органов. Указом Президента Республики Узбекистан утверждена методика оценки открытости государственных органов, т.е. индекс открытости. Согласно данному Указу образована Комиссия по оценке эффективности и результативности проводимой работы в сфере обеспечения открытости при Агентстве по противодействию коррупции.
В Узбекистане с 2022 года объявляются годовые рейтинги государственных органов по индексу открытости. По итогам оценки разрабатываются комиссия определяет задачи и цели по анализу и устранению системных недостатков в обеспечении открытости, а также дальнейшему совершенствованию деятельности в этом направлении, в том распространению положительного опыта. Также комиссией вносятся предложения о применении дисциплинарного взыскания к ответственным лицам, в чьих организациях допущены недостатки в обеспечении открытости.
В заключение можно сказать, что Узбекистан последовательно строит государство, в котором граждане являются полноправными участниками политической жизни. Активное участие граждан в процессе принятия решений и контроле за деятельностью государственных органов становится неотъемлемой частью проводимых реформ. Совершенствование организационно-правовых основ обеспечения открытости отражается и на реформирование государственной службы, что способствует повышению их эффективности и укреплениюдоверия граждан к государству.
ЮлдошевА.Э.
И.о. профессора кафедры «Конституционное право»
ТГЮУ