Права бизнеса – приоритет Нового Узбекистана
С 2017 года Узбекистан выдвинул кардинальные, неожиданные и благоприятные для предпринимателей изменения. Особенностью данных перемен является то, что они были направлены на уменьшение контрольных функций государства и открытие пути к свободному ведению бизнеса. Все преграды, препятствовавшие по тот период предпринимателям, были поэтапно устранены.
Либерализация наказания в отношении предпринимателей, устранение возможностей необоснованного вмешательства в их деятельность, укрепление тесных дипломатических связей с зарубежными странами, упрощение экспортно-импортных процедур – все это дало мощный толчок в развитии бизнес среды и мотивацию предпринимателям развиваться и активно расширять свой бизнес без преград.
В частности, были отменены все виды внеплановых проверок, встречных проверок деятельности субъектов предпринимательства, в том числе по уголовным делам. Внедрен механизм выдвижения моратория на проверки, проводимые в деятельности предпринимателей, который активно применяется по сей день.
Была отменена мера уголовного наказания в виде лишения права на осуществление предпринимательской деятельности.
С 2017 года эффективно функционирует Бизнес-омбудсман, созданный по инициативе самого главы государства. Будучи подотчетным Президенту, он вносит предложения по улучшению деловой среды в стране, а также устранению различных преград в развитии предпринимательства.
Узбекистан не останавливается на достигнутом. Страна ставит перед собой большие цели – доведение к 2027 году доли частного сектора в ВВП до 80% и доли частного сектора в экспорте до 60%.
Диалог президента с предпринимателями – ключ к решению многих проблем
Для каждого предпринимателя в случае возникновения трудностей либо препятствий в его деятельности является важным быть выслушанным. Особенно это важно если проблема требует вмешательства государственных чиновников.
Очевидно, в условиях экономического развития государства возникают проблемы, создающие трудности для бизнеса. Они требуют оперативного вмешательства со стороны высших органов власти для того чтобы предотвратить застой в развитии в той или иной отрасли, а также дать импульс для дальнейшего развития.
Таким своеобразным импульсом стало проведение диалога предпринимателей с Президентом, который проводится ежегодно, и предприниматели получают возможность непосредственно общаться с главой государства.
Возможность быть выслушанным дается каждому предпринимателю в каждом регионе страны путем проведения встреч. После анализа и обобщения наиболее актуальные и обоснованные предложения вносятся главе государства для принятия соответствующих решений. Кроме того, в день открытого диалога выслушиваются предложения и жалобы сотни предпринимателей.
На протяжении прошлых трех лет в ходе открытых диалогов от предпринимателей поступили более 33 тысяч обращений и предложений. По итогам диалогов были выдвинуты более 150 инициатив, направленных на устранение препятствий в развитии предпринимательства, а также дальнейшее ее развитие.
В частности, если анализировать инициативы, выдвинутые после диалога в 2021 году, реформы были направлены на смягчение последствий пандемии, продление налоговых и таможенных льгот и предоставление отсрочки по налогам и обязательным платежам.
Диалог 2022 года выделился поддержкой представителей бизнеса в разных направлениях, начиная с такими налоговыми реформами, как уменьшение процентов НДС до 12%, сокращение срока возврата НДС до 7 дней, введение единой ставки налога в размере 4% вместо действующего налога с оборота в размере от 4 процентов до 25 процентов.
Кроме того, расширены механизмы обеспечения прав предпринимателей путем введения порядка отмены решения о выделении земельных участков или имущества только в судебном порядке.
По итогам диалога была устранена еще одна проблема, волновавшая предпринимателей, касательно применения повышенных ставок налога из-за неиспользования пустующего здания или земельного участка. Данных механизм был не только отменен, но и были списаны задолженности предпринимателей в размере 2 триллионов сумов, образовавшиеся в результате уплаты налогов по повышенной ставке.
В прошлом году по итогам диалога были кардинально пересмотрены механизмы финансирования предпринимательства, создан Банк развития бизнеса, внедрены налоговые реформы, направленные на защиту прав предпринимателей.
Стало традицией предпринимателям каждый год с нетерпением ждать дату «20 августа – день предпринимателей». Именно на кануне этого дня, в ходе диалога объявляются новые инициативы в поддержку бизнеса.
Цифровизация защиты бизнеса как гарантия обеспечения необоснованного вмешательства в деятельность предпринимателей
Одной из тем, наиболее волнующих предпринимателей является тема проверок. В этой области важно обеспечения защищенности предпринимателей.
Цифровой мониторинг проводимых в деятельности предпринимателей проверок со стороны государственных органов осуществляется Бизнес-омбудсманом.
Информационная система «Единый государственный контроль» позволяет регистрировать проверки, проводимые в деятельности предпринимателей, их результаты, а также вносить жалобы в случае допущения нарушений со стороны проверяющих органов.
Государственным органам запрещается проводить проверки, не зарегистрировав их в данной системе. В противном случае это послужит основанием для привлечения к административной ответственности.
В целях обеспечения прозрачности проводимых проверок и обеспечения прав субъектов предпринимательства в новой системе «Единый государственный контроль» обеспечен полный доступ также и для субъектов предпринимательства.
Так в новой системе «Единый государственный контроль» были добавлены ряд функций, как Электронная книга регистрации проверок, обеспечивающая полный надзор проверок со стороны Уполномоченного органа.
В целях противодействия коррупции и незаконных проверок в системы «Единый государственный контроль» была составлена электронная база данных всех должностных лиц с правом на проведения проверки Это в свою очередь исключает возможность фальсификации данных удостоверения с правом на проведения проверок. Предприниматели могут проверить данные спец удостоверения инспекторов и при несоответствии с системой имеют право не допускать их на свою территорию.
Более того, для субъектов предпринимательства были составлены реестры государственных контрольных функций и обязательных требований, что дает возможность ознакомления с контрольными функциями государственных инспекций и обязательными требования по отношению к ним.
По итогам внедрения системы «Единый государственный контроль», Уполномоченному органу стало намного легче выявлять факты правонарушений в государственном контроле.
Стратегия «Узбекистан – 2030» – перспективы развития бизнеса в будущем
Узбекистан не останавливается на достигнутом. Стремительные шаги к дальнейшей поддержке бизнес сферы также закреплены в Стратегии «Узбекистан – 2030».
Эффективное использование местной сырьевой базы и развитие основанной на передовых технологиях промышленности, последовательный перевод монопольных сфер на рыночные принципы, повышение доли частного сектора в экономике, создание наиболее благоприятных условий для свободной деятельности предпринимателей все ещё остаются актуальной темой.
Кроме того, планируется полная цифровизация и упрощение налоговой системы, а также создание равных возможностей для всех предпринимателей для того, чтобы официальный сектор стал предпочтительнее и выгоднее, чем нелегальная деятельность.
Для этого будет создана упрощенная и компактная законодательная система, удобная для населения и субъектов предпринимательства.
Дилмурод Касимов,
уполномоченный по защите прав и законных интересов
субъектов предпринимательства