Республика Каракалпакстан

Исторический обзор

Территория Каракалпакстана была заселена с глубокой древности. Так, самыми ранними поселениями являются временные стоянки эпохи палеолита, неолита и бронзового века, использовавшиеся охотниками и рыболовами, которые вели простой образ жизни в подножиях Султануиздагского хребта и вдоль берегов Амударьи.

Помимо этого, существует гипотеза о миграции палеолитического населения со стороны Северного Кавказа и приграничных ему территорий. Предполагается, что миграция могла происходить в периоды, когда уровень Каспийского моря сильно понижался и осушалась его северная часть, устанавливая прямую сухопутную связь Северного Кавказа с Мангышлаком и Устюртом.

Первые стоянки, относящиеся к эпохе неолита, датируются примерно IV тыс. до н.э. В эту эпоху выделяются два района, различавшиеся по природным условиям, образу жизни и культуре. Первый район — это древняя дельта Амударьи (Южная дельта Акчадарьи) на юге Каракалпакстана, второй — обширные просторы плато Устюрт.

Дельта Акчадарьи представляла собой обильно обводнённую равнину с озерами, островами и болотами, изобиловавшую рыбой, дикими животными и птицами. В этой природной среде возникла так называемая неолитическая «кельтеминарская культура» древних рыболовов и охотников (IV–III тыс. до н. э.). Для нее были свойственны уже целые поселки, каждый являлся матриархальным родовым поселением.

В эпоху бронзы в Южном Приаралье шли активные процессы смешения племён и культур различного происхождения, на базе которых в более позднее время сложилась народность, известная как «хорасмии».

В VI в. до н.э. возникают первые хорасмийские города, которые находятся на территории Хорезмской области Узбекистана и Ташогузской области Туркменистана. В это время Хорезм входит в состав государства Ахеменидов. Согласно Геродоту, Хорезм являлся частью 16 сатрапии Персидской империи, а хорезмийцы упоминаются в составе войск ахеменидской армии и принимают участие в строительстве Персеполя.

На рубеже V–IV в. до н.э. появляется государственное объединение Древний Хорезм, большая часть памятников которого расположена в пределах границ современного Каракалпакстана. В этот период было построено множество укрепленных городов в виде единой системы крепостей.

Первые века нашей эры истории древнего Хорезма принято считать «кушанским периодом», хотя до сих пор неизвестно, был ли Хорезм формальной частью этой империи.

Начиная с IV в. н.э. в Хорезме правила династия афригидов, которая просуществовала до конца Х в. С приходом арабов Хорезм был разделен на две части: в Кяте (правобережье) правили афригиды, а в Гурганже восседал арабский наместник — эмир.

В конце VI – начале VII вв. в Приаральской дельте Амударьи зарождается Кердерская культура, которая отличалась чеканкой собственных монет, своеобразной лепной керамикой и новой планировкой городищ. Её центром был город Кердер, который располагался на месте городища Хайван-кала в Нукусском районе.

В XI в. на территории Древнего Хорезма образуется государство хорезмшахов, которое прекратило свое существование в результате монгольского завоевания в XIII в. Несмотря на большие разрушения земли на западном берегу Амударьи смогли восстановиться в эпоху правления Золотой Орды. Так, в XIV в. Хорезм становится самой богатой и культурной областью Золотой Орды и играет значительную роль в крупной международной торговле на территории от Китая до Рима и от Балтийского моря до Индии.

В XIX в. территория современного Каракалпакстана находилась в составе Хивинского ханства, а в 1924 г. была образована Каракалпакская автономная область с центром в г. Турткуль. В 1992 г. Каракалпакстан преобразован в Республику Каракалпакстан в составе Узбекистана.

Флора

Территорию Каракалпакстана можно поделить на 4 ботанико-географических района: Устюрт, Кызылкумы, низовья Амударьи и высохшая часть Аральского моря, на которых в настоящее время произрастают около 1000 видов высших растений. Многих из этих растений обладают полезными свойствами, например, они широко использовались в медицине с древних времен по настоящее время.

На Устюрте широко распространены кормовые растения, что позволяет здесь круглогодично пастись скоту. Среди них — биюргунники, полынники, саксаульники, кереушники, эфемеры и эфемероиды.

В песках Кызылкумов произрастают белые саксаульники, джузгунники, полынники, черкезники, биюргунники, злаковые, илаковые, эфемеры и эфемероиды: эфедра, полыни, се лин и др. Многие из этих растений являются кормом для рогатого скота, а также используются в медицине (ферула, эфедра, полынь).

Другой район Каракалпакстана — Низовье Амударьи — представляет собой однообразную равнину со слабым уклоном к Аральскому морю. Он характерен большой концентрацией тугайных древостоев, произрастающих в районе современной и древней дельты Амударьи, и считается основным районом распространения тугаев в Центральной Азии. Другая растительность Низовья Амударьи представлена тростниковыми, кормовыми, лекарственными, красильными и эфиромасличными растениями.

Растительность высохшего дна Аральского моря, которую вновь начали осваивать в недавнем времени, немногочисленна. В основном она представлена галофитами: видами гребенщика, джузгуна, солянок, селина и др. Одними из важнейших древовидных растений являются виды саксаула — черного и белого.

Фауна

Животный мир Каракалпакстана довольно богат и многообразен. Он представлен 498 видами позвоночных животных, включая млекопитающих — 68, птиц — 307, пресмыкающихся — 33, земноводных — 2 и рыб — 49.

Фауна Каракалпакстана имеет свои особенности. Так, пустынные обитатели считаются самыми лучшими бегунами. Например, ежи, которые являются относительно медленно передвигающимися животными, здесь представленны ушастым и длинноиглым видами, имеющими конечности заметно длиннее, чем у европейского ежа.

Среди млекопитающих наиболее распространенными считаются тонколапый суслик, тушканчик, волк, кабан, лисица и заяц; из птиц — саксаульная сойка, пустынный воробей, сорока; из пресмыкающихся — ящерки, песчаный удавчик, из рыб — белый амур, амударьинская форель, сазан, судак, змееголов, обыкновенный толстолобик и др.

Из беспозвоночных видов, которых приблизительно в 7 раз больше, чем позвоночных, распространены фаланги, скорпионы, песчаный тарантул, жуки. Стоит отметить, что насекомые здесь представлены большим разнообразием видов — 1392.

В последние десятилетия численность видов животных сократилась. Так, 63 вида были внесены в Красную книгу Узбекистана (2003 г.). Знаменитые азиатский гепард и туранский тигр внесены в Красный список Международного союза охраны природы (МСОП) как исчезнувший вид млекопитающих. А такие млекопитающие, как индийский медоед, туркменский каракал, туркменский кулан, устюртский баран, внесены в МСОП как виды, находящиеся на грани полного исчезновения. В МСОП также внесены несколько исчезающих видов птиц (мраморный чирок, стерх и др.) и рыб (большой и малый амударьинские лжелопатоносы и др.).

Реки и озера

Водные ресурсы Каракалпакстана представлены крупными и мелкими реками и озерами, среди которых знаменитые река Амударья и Аральское море.

Амударья, являясь крупнейшей рекой Центральной Азии, формируется в горных районах Гиндукуша и Памира. Истоком Амударьи считается р. Вахджир, берущее начало из ледника Вревского на северном склоне Гиндукуша на высоте около 4900 м над уровнем моря. Название «Амударья» река получает после слияния Пянджа с Вахшем. Общая длина от истоков р. Пяндж до Аральского моря — 2574 км, а от слияния с рекой Вахш — 1415 км.

Бассейн Амударьи делится на три участка: верхнее течение (выше гидропоста Келиф — граница между Туркменистаном и Узбекистаном); среднее течение (между гидропостом Келиф и Туямуюном) и нижнее течение (ниже Туямуюна). По территории Каракалпакстана она проходит нижним течением, и её протяженность когда-то составляла 460 км. В настоящее время Амударья не имеет прямого выхода в Аральское море из-за блокирования дамбами ее русла с 1977 г.

Крупнейшими озерами Каракалпакстана являются Аральское море, система озер Судочье с примыкающей к ней Ходжакульско- Караджарской системой озер, а также ряд, искусственно созданных водоемов.

В центральной части дельты Амударьи и в правобережье находятся основные озера и искусственные водоемы Каракалпакстана: Междуреченское водохранилище, оз. Макпалколь, система Майпост-Домалак, а также заливы Муйнак, Рыбачий, Жылтырбас. Все водоемы Каракалпакстана используются для добычи рыбы, т.е. являются рыбохозяйственными. Все эти озера подпитываются водами Амударьи или же возвратными дренажными водами с полей орошения.

Аральское море

Аральское море расположено в центре среднеазиатских пустынь на высоте 53 м над уровнем океана. Еще до 1960-х гг. оно являлось четвертым по площади озером мира (64,5 тыс. км²) и имело среднюю глубину — 16 м и наибольшую глубину — 68 м.

За свою историю существования, Арал претерпел существенные колебания уровня моря. Так, на его дне были обнаружены остатки деревьев, а в кайнозойскую эру он был соединен с Каспием.

Море питалось водами двух крупнейших рек Центральной Азии — Амударьи и Сырдарьи. Нерациональное использование вод этих рек, а также блокирование выхода Амударьи в Аральское море в 70-е гг. ХХ в. стало причиной высыхания Арала.

За последние 30–40 лет площадь моря существенно сократилась. Еще в начале 50–60 гг.

XX в. уровень моря находился на отметке 53,5 м (по Балтийской системе высот). Изменения уровня воды начали хорошо прослеживаться в 1970 г., когда он упал на 2,4 м. По данным 2009 г. произошло полное пересыхание центральной части Арала. К этому моменту его площадь составила уже 11,8 тыс. км², а общий объем воды — 10% от объема воды в 1960 г. Ныне Аральское море разделено на три акватории: Малое море на севере, Западный и Восточный бассейны Большого моря.

Растущая соленость вод Арала вызвала резкое сокращение морской живности, а его обмеление — опустынивание территории и изменение климата.

В Арале до 1970-х гг. обитали 34 вида рыб, 20 из них имели промысловое значение. Однако еще в начале 80-х гг. XX столетия из-за высыхания моря рыбный промысел был свернут. Несмотря на это, современное состояние воды моря создает благоприятные условия для размножения ракообразных — артемии.

Биосферный резерват

Нижне-Амударьинский государственный биосферный резерват (ранее — Государственный заповедник «Бадай-Тугай») расположен в правобережье реки Амударьи у подножия хребта Султан Уиздаг и на правой стороне хребта Каратау. Его общая площадь составляет 68717,8 га.

Территория разделена на 3 зоны. Заповедная зона предназначена для сохранения естественных тугайных лесов, редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений с сохранением биоразнообразия зоны. В этой зоне запрещается хозяйственная деятельность и разрешается только проведение научных исследований и мониторинга. Буферная зона окружает заповедную зону и обеспечивает ей буфер с территорией интенсивного использования ресурсов. Переходная зона примыкает к западной и буферной зонам и предназначена для развития устойчивого природопользования и предусматривает наличие сельского населения, исключает крупные населенные пункты и вредные и опасные объекты производства.

В НАБРе зарегистрировано 356 видов позвоночных животных, включая 36 видов млекопитающих.

Одна из заслуг НАБРа — сохранение популяции бухарского оленя, занесенного в Красный список Международного союза охраны природы (МСОП) и Красную книгу Узбекистана. В 1978 г. в Резервате насчитывалось 16 бухарских оленей, а в 2010 г. их количество превысило 500, а в 2014 г. — около 700. По мнению ученых, резервату удалось стать самым большим пристанищем для популяции бухарского оленя в мире.

В настоящее время флористический состав НАБР состоит из 419 видов высших растений, среди которых 320 кормовых, 68 лекарственных, 73 алкалоидных, 47 дубильных, 20 красильных, 56 ядовитых, 11 волокнистых, 40 медоносных, 25 эфиромасличных растений.

Культурное наследие

Каракалпакстан обладает уникальным и богатым культурным наследием. Оно представлено древними памятниками археологии и архитектуры, своеобразным устным народным творчеством, исполнительским искусством, обрядами и обычаями, традиционными ремеслами.

Так, на территории Каракалпакстана расположено множество археологических и архитектурных памятников, которые, в основном, представлены сооружениями оборонного значения, включая ряд впечатляющих крепостей вдоль границ заселенных земель. Большинство самых ранних из них датированы IV в. до н.э. — временем выхода Древнего Хорезма из состава Ахеменидской империи.

К началу I в. н.э. Древний Хорезм попал под влияние культуры, расширявшейся в размерах Кушанской империи, что нашло наиболее яркое отражение в строительстве великолепной крепости и городка Топрак-кала. В этот период появились новые модели строительства, включавшие меньшие по размеру крепости внутри заселенных территорий.

Древний Хорезм также является родиной зороастризма. Об этом свидетельствуют сохранившиеся многочисленные археологические памятники: дахмы, храмы огня, некрополи с оссуариями и т.д. С приходом ислама в VIII в. н.э. меняются не только образ жизни, религия, но и архитектура. Появляется жженый кирпич, из которого были построены причудливые мавзолеи, мечети, ханака с куполами, украшенными прекрасными образцами архитектурного декора и эпиграфическими надписями.

Приаралье на протяжении тысячелетий находилось на перекрестке культур: через плато Устюрт пролегал Великий Шелковый путь, который сыграл большую роль в развитии культурных и экономических связей народов Европы, Кавказа, Передней Азии, Центральной Азии и Китая. Одна из ветвей Шелкового пути, вероятно, шла через крупный античный город Танаис, расположенный в низовьях Дона, пересекала южнорусские степи, Нижнее Поволжье, Приаралье, а затем через Южный Казахстан выходила на Алтай и в Восточный Туркестан, где, вероятно, соединялась с основной трассой Великого Шелкового пути. Одно из ответвлений этой дороги от Северного Приаралья через Хорезм шло в Согдиану и далее на юг. Таким образом, несколько тысяч историко-архитектурных памятников, связанных с историей Великого Шелкового пути, расположены на территории от оазисов Ферганской долины до пустынного побережья Аральского моря.

Самобытность каракалпаков хорошо отражена в фольклоре, танцах, музыке, обрядах, которые по сей день являются неотъемлемой частью жизни народа. Так, большой популярностью пользуются музыканты-певцы жырау и баксы, эпосы «Алпамыс» и «Кырык кыз» и др.

Традиции каракалпаков также хорошо представлены в ремесленничестве. Простые узоры и формы старинных изделий каракалпаков указывают на их связь с искусством античных и средневековых кочевников Центральной Азии. Традиционные ремесла каракалпаков развивались в ареале древнего типа жилища — юрты, необходимых предметов быта и доступных материалов: шерсти, кожи, кости, дерева, хлопка. Ещё в начале XX в. для убранства юрты женщины изготовляли декоративные циновки, полихромную кошму, ткали коврики, узорные дорожки и паласы, занимались лоскутным шитьем. Всё взрослое женское население владело мастерством вышивания. Мужчины занимались более сложными ремеслами — изготовлением юрты и музыкальных инструментов, резьбой по дереву, ювелирным делом, обработкой кожи и др.

Фольклор

Богатейший каракалпакский фольклор развивался на протяжении многих веков. Его основу составляют все жанры устного народного творчества: сказки, пословицы, поговорки, легенды, поэмы и др.

Наиболее характерным и самобытным для каракалпакского устного народного творчества является эпос или эпическая поэма (дастан), которых насчитывается около пятидесяти: героические, лирические, социально-бытовые, историко-легендарные, сказочно-романтические и др. Они исполняются сказителями-певцами — баксы и жырау под аккомпанемент музыкальных инструментов — кобыз или дутар. Особое место в фольклоре занимают эпосы XI–XVIII вв.: Шарьяр, Коблан, Едиге, Ер Шора, Алпамыс, Курбанбек, Ер Зиуар, Кырк-кыз и др. В героическом эпосе Алпамыс главными идеями являются объединение разоренных племен, дружба и патриотизм. Эпос Кырк-кыз, который является выдающимся памятником и шедевром культуры каракалпаков, повествует о девушках-защитницах и патриотичных богатырях, вместе боровшихся с иноземными захватчиками. Подобный эпос не встречается ни у одного другого народа.

Элементы юмора и сатиры часто проявляются во многих жанрах каракалпакского фольклора, например, в устной народной прозе — анекдоте. Или в форме насмешливых песен-диалогов (айтыс или жуап). Они исполняются во время словесных состязаний, чаще между молодыми мужчинами и девушками. Жуап строится на уменьи задавать в сжатой, отточенной, образной и рифмованной форме вопросы и быстро, не теряясь, сочинять остроумные ответы. Он исполняется без музыки, но речитативом, с ритмическими переходами. Известны также словесные состязания в прошлом между народными поэтами.

Музыка

Традиционная музыкальная культура каракалпаков базируется на богатейшей мифологической, мифопоэтической, эпической традициях как Хорезмского оазиса, так и в целом среднеазиатского и средневосточного регионов. В ее древнейшем пласте прослеживаются связи с общетюркскими, в том числе шаманистскими, элементами, переосмысленными в национальной художественной практике. Так, для народов, проживающих в низовьях Амударьи — туркмен, хорезмских узбеков, каракалпаков — характерно распространение дастанов «Гарипашык и Шахсанем», «Горуглы», «Саятхан и Хамра» и др.

Поэтическое творчество каракалпаков неразрывно связано с музыкой. Реальное существование во времени любого поэтического произведения могло быть обеспечено только посредством его музыкального воспроизведения. Выдающиеся каракалпакские поэты прошлого одновременно являлись музыкантами-певцами — жырау либо баксы, которые владели игрой на различных музыкальных инструментах. Традиционным музыкально-поэтическим сочинением является косык (песня), основанная на простом стихотворении. Сама мелодия песни, инструментальная мелодия или напев из дастана обозначаются термином нама.

С музыкальным наследием каракалпаков связана одна легенда, которая отражает их устное и музыкальное творчество: «Песнь, путешествуя по миру, однажды остановилась ночевать в стойбищах каракалпаков. Весть о прибытии невиданной и неслыханной гостьи разнеслась во все стороны. Бесчисленное множество каракалпаков, собравшись в счастливом ауле, слушали дивную гостью с вечера и до утренней зари, пока наконец Песня не легла спать. После этого тысячи рассказов, повестей, песен и историй голосистой гостьи сохранились в памяти у каракалпаков».

Танец

Танцевальному искусству каракалпаков свойственны свои характерные особенности. Оно тесно связано с пластическим выражением настроений и чувств, которые передаются через каракалпакский танец. Он характерен трепетным движением корпуса тела, включая виртуозные движения ног, изощренные и сложные орнаментальные движения рук и необычные движения плеч и головы.

Еще в XIX в. персидский дипломат Риза-кули Мирза, посетивший Хиву, описывая народы ханства, подчеркивал, что каракалпаки, особенно мужчины, очень любят танцевать в дни празднеств. В мужских танцах зритель «заряжается» энергией танца; сила мужского «ҳу» и «ҳа» — звуковых сопровождений, не только подбадривает танцоров, но и возбуждает зрителя, усиливает сердечные ритмы и импульс жизни.

В XX в. каракалпакский народный танец «поднимается» на профессиональный уровень и начинает демонстрироваться на сцене. Многие хореографические постановки, такие как «Айқулаш» (Лунная ночь), «Шағала» (Чайка), «Арал жигитлери» (Джигиты с Арала), «Шопанлар» (Чабаны), «Қараүй» (Юрта), «Кийиз басу» (Выделка кошмы), «Суўғабарған қыз» (Девушка пришла за водой) и др., связаны с этнографическими мотивами — ритуальными, обрядовыми, характерными для народа эмоциональными действиями.

К примеру, в танце «Выделка кошмы» нашел отражение весь процесс выделки кошмы, и хотя танец построен на иллюстрированных «трудовых» движениях, почти досконально повторяющих движения подлинного трудового процесса, он получился поэтическим.

В танце же «Айқулаш» демонстрируется народная традиция гулянья молодёжи в лунную ночь, когда зарождаются первые чувства любви.

Обряды и обычаи

Обычаи и обряды каракалпаков берут начало в культурах саков, печенегов и огузов. Они нашли свое отражение во многих аспектах жизни каракалпаков, например, в гостеприимстве. Так, при приеме гостей, самое почетное место отводится гостю. Ему также преподносится определенная часть традиционного блюда из жертвенного животного (голова или другая часть).

После трапезы происходит церемония «принятия» подносов с рук гостей молодой невесткой или женой хозяина дома, при котором хозяйка делает низкий поклон с подносом, а затем, пятясь, забирает его. Затем почетный гость произносит речь с благими пожеланиями для всех присутствующих и особыми пожеланиями для хозяев дома. После этого молодой представитель семьи (младший сын — мужчинам или невестка — женщинам) поливают воду из кумгана, чтобы гости смогли помыть руки.

Интересен у каракалпаков свадебный обряд, включающий до- и послесвадебные ритуалы. Например, в доме невесты отмечают большое торжество и устраивают пир, в котором принимают участие её семья, весь род, а также соседи. Сторона жениха в этот день привозит в дом невесты барана или теленка (иногда быка), а для ближайших родственников невесты — подарки.

На подступе к дому невесты женщины (обычно соседки) берут выкуп у жениха. Все это время его сопровождают молодые парни и т.н. «посаженный отец», которые оплачивают выкуп вместо жениха. Выкуп у жениха также берут после окончания праздничной трапезы, который кладется на тарелку. Затем следует откупиться у свах невесты, которые входят в комнату гостей с посудой, наполненной водой и «угрожая» облить сватов водой. При отъезде жениха свахи невесты также требуют у него новый выкуп. Все эти действия проходят в шуточной форме.

Кухня

В национальной кухне каракалпаков много мучных и крупяных блюд. Среди них бесбармак — клецки из джугарной муки с мясом. Из джугарной муки, соли, горячей кипяченой воды делают тесто. Из него лепят продолговатые клецки, на которых отпечатывается форма пальцев. Их варят в мясном бульоне. В готовые клецки добавляют сверху мясо и луковый соус.

Из пшеничной муки пекут лепешки. Тесто замешивают в больших мисках и раскатывают скалкой. Из этого же теста делают бауырсак — тонко раскатанные и мелко нарезанные четырехугольные кусочки теста, обжаренные в масле, и созбан — большие жареные лепешки, тесто для него растягивают руками. Из этой муки также делают лапшу двух видов: кеспас и кайсас. Кеспас — очень тонкая лепешка сворачивается в трубку и мелко нарезается в лапшу. Заправляют пресным и кислым молоком. Кайсас готовится так же, но заправкой служит масло.

Для приготовления ак саулака тесто из пшеничной муки раскатывают на очень тонкие большие лепешки и пропекают на раскаленном казане. Заправкой для лепешек служит кислое молоко или сливочное масло. Ак саулак заранее заготовляют и сушат перед торжествами и потом добавляют в блюдо с бульоном и мясом.

Знаменитым блюдом каракалпаков является маек борек. Раскатанное тесто нарезают квадратиками, лепят конвертики, куда заливают начинку из взбитых яиц и топленого масла. В казане обжаривают лук на масле и наливают воду. Как только вода закипает, варят маек борек.

В прибрежных районах почти все блюда приготовлялись из рыбы. Среди них — уха с клецками из джугарной или просяной муки или жареная и вяленая рыба.

Дыни, арбузы, тыквы сушатся и употребляются как лакомство.

Юрта и космогония юрты

Юрта

В старину у каракалпаков бытовали обычная юрта кара-уй, покрытая темным войлоком и торжественная юрта отау-уй, покрытая светлым войлоком, максимально украшенная и, в основном, предназначенная для новобрачных. При глинобитных домах строили крытый двор, в котором на зиму устанавливали юрту. Летом юрту ставили близ арыка, в тени деревьев усадьбы. Внутри устраивали воздушный коридор, приоткрывая покрытие стен. В наше время юрту используют только в знойное лето.

Начинают установку юрты с двери. Разные юрты собирают из 6, 8, редко 12 складных частей (канат) и несущей решетки (кереге). Её можно установить или разобрать за несколько часов.

Конструкция юрты каракалпаков имеет свои особенности. Спицы свода прямые и согнуты только к нижнему концу, поэтому крыша имеет вид конуса. Крышу и решетку юрты скрепляют широкими белыми лентами. Затем крышу покрывают войлоком, а стенки — двойным слоем циновки, так как с XIX в. юрту ставят только летом. Издревле вход в юрту каракалпаков был с юга. В этом случае, «почетное место» напротив входа оказывается самой комфортной частью помещения — летом прохладной, зимой теплой. Венец крыши (шанарак) состоит из двух обручей, соединенных пикообразными шпильками. Шанарак своей массой держит каркас юрты, служит световым окном, а в старину, когда в юрте жили зимой, он служил и дымоходом, поэтому очаг ставили в центре помещения. В юрте не должно быть случайных вещей, это древний закон единства пользы и красоты. Так, у каракалпаков каждая тканая узорная дорожка юрты, украшая её, служит для практического скрепления каркаса и покрытия. Дорожками стягивают решетку стенки и спицы свода, фиксируют циновку покрытия стенки (ший) и войлок кровли (кийиз).

Издревле люди отождествляли юрту с моделью космоса, разделяя её помещение на две равные части. Так выражалась идея равновесия противоположных начал, их извечного взаимодействия. Это было представление о миропорядке, бесконечности жизни и незыблемости мироздания. Отсюда деление интерьера на две зоны — мужскую он-жак и женскую сол-жак. Он-жак располагалась слева от входа, здесь держали верхнюю мужскую одежду, музыкальные инструменты, снаряжение для коня, орудия мужского ремесла и охоты. Это место считалось обителью духов-покровителей. В зоне сол-жак располагались тюки с одеждой, подставки (саб-аяк) для крупной посуды и продуктов, котлы, сосуды с водой, предметы женского ремесла. Зонирование интерьера связывалось и с древним 12-летним зодиакальным календарем Мущель.

В юрте сакральными зонами считались: вход босага (порог), центр ошак (очаг) и сектор напротив входа — тор (почетное место). На тор делался декоративный акцент, над ним протягивали сетку бес-кур из красных узорных лент кызыл- кур. Стенка тор украшалась ковриками и паласами, к ней ставили шкафчики для мелкой посуды сандык — со стопкой одеял и ковровых сумок каршин. Тор означал место хозяина дома, в случаях приема почетных гостей это место уступалось им, или распространялось в сторону он-жак.

Венец купола шанарак и очаг воплощали символ солнца и его ипостась — огонь, воспринимались как столп вселенной и родовой знак. К ободу венца подвешивали обереги аяк-бау, которые изготовлялись из пряжи. Они означали луч (нур) и плетку шамана (камшы). Перекрестие венца ориентировали по сторонам света, и оно всегда было открыто, закрываясь лишь в непогоду. Это позволяло наблюдать за звездами и солнцем (часы).

Традиционный текстиль

В старину предметы рукодельного текстиля для юрты составляли приданое невесты, которое она изготовляла к свадьбе под руководством матери в течение 6–8 лет. Палитра текстильного убранства юрты копировала краски родной природы. Она составлялась из спокойной, но вместе с тем насыщенной, гаммы охристых и красно-коричневых цветов с вкраплениями полутонов малинового, желтого, синего, зелёного. Особое место занимали черный и белый цвета, их применяли для основного фона орнамента и в качестве узорных линий.

У каракалпаков всегда была популярна техника лоскутной мозаики курак, с заложенной в её основу логикой безотходности (исрапсыз). Лоскутной мозаикой украшали скатерть, вещевую сумку, свадебный полог, одеяла и подушки, обрамление навесной двери юрты из циновки, детскую одежду и др. Узоры составлялись мотивами жез-ший (циновка юрты), саут (кольчуга), калкан (щит) и толкын (волна). Узоры курак служили оберегами и выражали пожелание преумножения рода.

Изделия нарядной кошмы — настильные коврики, кошмы для декора входа в юрту, потник для коня. Кошмы покрывались вываленными узорами. Из них выделялся мотив «бегущей волны» с чередующейся расцветкой (символ небесной влаги). Особенность узора в том, что его фон одновременно читается как узор.

В комплект ворсовых ковриков входили: есик- кас (дверной ламбрекен), каршын (фасад вещевого чехла), керге (сумка для посуды), гилем (ковер), а так же коржын (переметная сумка) и дегде (потник для коня). Самобытный коврик есик-кас украшал вход в юрту изнутри и считался главным оберегом счастья семьи, как и коврик-оберег каршын, который служил лицевым фасадом сумки для хранения мягких вещей (одежды, шерстяной пряжи), а так же коврик керге — фасад подвесной сумки для деревянной посуды.

Множество узорных дорожек для юрты составляли безворсовые ленты (бель-деу, кызыл-кур, ак-кур) и паласы (алаша). Для их изготовления применялись нити из хлопка, шерсти и шёлка.

Самобытны были изделия, сотканные в комбинированной технике с рельефными узорами, их гладкий фон ткался из хлопка, а ворсовые узоры из шерсти: дорожки ак-баскур, жан-бау, коврики ший-онгир, суу-агар.

Своеобразием отличались композиции на самых трудоемких дорожках — ак-баскур, жан-бау, бель-деу. По их длине чередовались самостоятельные узорные группы, разделенные узким поперечным узором (например, газ-мойын — гусиная шея). Эти группы не повторялись или располагались симметрично к середине дорожки. После натягивания на остов юрты, парные эпизоды располагались друг против друга в интерьере, или симметрично в экстерьере. От верха и низа орнаментальных полос до краев дорожки оставлялось белое поле, по которому делали с обеих сторон полоску простого зигзагообразного мелкого узора.

Широкие паласы алаша сшивались из узких узорных дорожек, сотканных на станке ормек. Их вешали на стену юрты и стелили поверх войлочного настила. Каракалпакские алаша имели сходство с ковриками гаджари-гилам кочевых узбеков.

Старые мастерицы насчитывали более 60 видов и наименований узоров-оберегов. Среди них преобладали различные комбинации мотива рогов — символа плодородия и благополучия: кос-муйиз (пара рогов), сегиз-муйиз (восемь рогов), онеки- муйиз (12 рогов) и т.д. Названия других узоров были связаны с животным и растительным миром, с бытовыми предметами: тай- туяк (копыто жеребенка), балык-коз (рыбий глаз), гарга-тырнак (вороний коготь), кус- канат (птичьи крылья), гуль (цветок), ыргак (крюк), тарак (гребень), сырга (серьга), салма (канал) и др.

Музей им. И. Савицкого

Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И. Савицкого является самым притягательным местом в Каракалпакстане. Он носит имя своего основателя и первого директора — художника И. В. Савицкого, который впервые попал в Каракалпакию в составе Хорезмской археолого-этнографической экспедиции. Собирая предметы народно-прикладного искусства, он на всю жизнь «влюбляется» в Каракалпакию. По его инициативе в 1966 году создается музей искусств, для которого Савицкий до конца своей жизни искал и находил новые шедевры. В 2002 г. Савицкий посмертно награжден орденом «Буюк хизматлари учун» («За великие заслуги») Президентом Узбекистана И. Каримовым.

Музей расположен в центре Нукуса. Его коллекция насчитывает около 100000 экспонатов. Экспозиции разделены по трем основным разделам: изобразительное, народно-прикладное искусство Каракалпакстана и искусство Древнего Хорезма.

В музее хранятся около 10000 предметов народно-прикладного искусства конца XIX–XX вв. Это: предметы быта, ковровые изделия, конское снаряжение, изделия из дерева, традиционная одежда и украшения, среди которых знаменитые тобелик и саукеле — традиционные головные уборы каракалпачек. Богато представлены ювелирные украшения каракалпаков, узбеков, казахов и туркмен.

Археологическая коллекция из более чем 15000 единиц хранения наглядно характеризует основные этапы культурной истории Каракалпакстана с эпохи бронзы до возникновения на её территории древнейших государств, одним из которых был Древний Хорезм, вплоть до раннего средневековья и конца XIV в., когда Хорезм вошел в состав государства Темуридов. Это — художественные и бытовые изделия из керамики, алебастра, камня, кости, дерева, металлов, стекла, кожи и тканей.

Наиболее древним экспонатом является образец наскальных рисунков — изображение двугорбого верблюда на куске скалы из горной гряды Букантау (II тыс. до н.э.). Самая ранняя из терракот в археологической коллекции относится к V в. до н.э., изображающая сидящую женщину, одетую в длинное до пят платье и головной убор типа тиары, покрытой сверху покрывалом. Очень интересна скульптура лошади из Туя-муюна, датированная VII–VIII вв. н.э.

Изобразительное искусство представлено десятками тысяч картин, в числе которых образцы русского и туркестанского авангарда XX века, представленные работами Л. Поповой, А. Шевченко, А. Николаева (Усто-Мумин), В. Лысенко, Г. Никитина, Р. Фалька, В. Пестеля, М. Ле-Дантю, Р. Мазеля, А. Волкова, П. Бенькова, М. Курзина, Н. Карахана, Е. Коровай, У. Тансыкбаева и др.

Музей получил мировое признание и популярность благодаря этой уникальной коллекции. Интересна судьба работы мастера Г. Никитина «Портрет Алишера Навои». После смерти художника она была буквально на грани исчезновения. Савицкий выпросил её у вдовы художника и отдал на реставрацию московским реставраторам.

Коллекцию картин составляют также работы местных художников: К. Саипова, К. Бердимуратова, Ж. Куттымуратова. Большую ценность для музея представляет коллекция произведений самого И. В. Савицкого.

Библиотечный фонд музея насчитывает около 10000 книг научного характера по истории, этнографии, археологии, истории искусств, а также различные справочные издания.

Музей и его коллекция поистине считается «жемчужиной» Каракалпакстана. Недаром он признан «одним из самых прекрасных музеев мира» («Гардиан») и местом, которое обязательно нужно посетить («Нью Йорк Таймс»).

Государственный музей истории и культуры Республики Каракалпакстан

Государственный музей истории и культуры Республики Каракалпакстан является одним из старейших музеев Центральной Азии. Его история началась в 1929 году с выставки, организованной обществом краеведов Каракалпакстана в Турткуле. В настоящее время музей находится в Нукусе и насчитывает более 65000 экспонатов, разделенных по трем отделам: природа, археология и этнография, современная история.

В музее представлены окаменевшие останки древних животных и растений, чучела редких и уже исчезнувших птиц и животных Приаралья. Уникален экспонат «Последний туранский тигр». Такие тигры широко обитали от Алтая до Черного моря, однако эти звери были истреблены из-за их красивой шкуры. Последний тигр был убит в дельте Амударьи местными жителями в 1949 году. Узнав об этом, директор Краеведческого музея, принял все меры, чтобы туша тигра попала в музей, и чтобы сохранить его хотя бы в виде чучела.

Археологические экспозиции содержат не имеющие аналогов артефакты и макеты городищ Древнего Хорезма. В частности, капитель в виде животного с рогами овна, но с человеческим лицом, выдолбленная более 2500 лет назад из камней Султануиздагских гор. Уникален бронзовый котел VI–V вв. до н.э., на трех ножках, похожих на ноги животных, его ручка оформлена в виде коня.

В этнографических экспозициях выставлены старинный народный костюм, ювелирные украшения, убранство юрты, ковровые изделия, традиционные музыкальные инструменты, холодное оружие и доспехи, снаряжение коня.

Исторические экспозиции представлены рукописями и старопечатными книгами, монетами, портретами эпических героев и исторических личностей и фотографиями, в которых отображено развитие края с начала XX в.

Музей под открытым небом (Кладбище кораблей)

Музей под открытым небом (Кладбище кораблей) образовалось на месте некогда существовавшего порта г. Муйнак. Заржавевшие от безнадобности рыбацкие судна и баржи, когда-то бороздившие морскую гладь Арала, теперь навечно замерли на дне некогда бурного моря.

История г. Муйнака, основанного в 30-х гг. XX столетия на севере Каракалпакстана, тесным образом связана с рыболовством. Он был расположен на берегу Арала, и сегодня море отдалилось от Муйнака на сотни километров. Город был известен не только крупнейшим рыбным промыслом в Центральной Азии, но и великолепными пляжами и местом отдыха для детей. Теперь на этом месте появилось третье по величине пустынное пространство Аралкумы.

Сегодня на Музей под открытым небом можно увидеть чуть более 10 судов, а когда-то их насчитывалось более 100.