В рамках построения и развития Нового Узбекистана были приняты важные стратегические документы, такие как «Цифровой Узбекистан – 2030», «Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы» и Стратегия «Узбекистан – 2030», в которых определены цели и задачи по цифровой трансформации всех регионов и отраслей, широкому внедрению цифровых технологий, дальнейшему развитию цифровой инфраструктуры, а также достижению к 2030 году показателя вхождения в топ-30 стран мира по рейтингу ООН по электронному правительству,превращению страны в региональный IT-хаб и другие.
В действительности цифровая трансформация открывает множество возможностей для модернизации общества, улучшения благосостояния населения и повышения конкурентоспособности национальной экономики. Эффективная реализация цифровой трансформации предоставляет большое количество преимуществ, включая создание удобных условий для всехграждан, доступ к мировому рынку товаров и услуг, а также полную цифровизацию государственных услуг.С этой точки зрения реформы, проводимые в нашей стране, а также стратегии развития Нового Узбекистана нацелены на достижение цифровой трансформации во всех ключевых сферах.
В последние годы в Узбекистане уделяется значительное внимание развитию цифровой инфраструктуры и услуг. За короткое время были достигнуты значительные результаты. В частности, в основной системе электронного правительства страны – Едином портале интерактивных государственных услуг («My.gov.uz») – внедрены новые технологии и проведена цифровизация множества государственных услуг. По состоянию на октябрь 2024 года, более 60% государственных услуг предоставляются через портал «My.gov.uz», а количество государственных услуг на этой платформе достигло 675. Также в этом году количество пользователей мобильного приложения электронного правительства превысило 2,5 миллиона. С 2013 по 2023 годы на портал «My.gov.uz» поступило более 100 миллионов заявок. Вместе с тем, к 2024 году общее число интернет пользователей в Узбекистане достигло 31 миллион.
Достижения в этой области признаны международным сообществом, в частности, в рейтинге ООН по развитию электронного правительства. Согласно рейтингу, который выпускается раз в два года Департаментом по экономическим и социальным вопросам ООН (UN Department of Economic and Social Affairs), Узбекистан поднялся на шесть позиций и впервые вошел в группу стран с «очень высоким» показателем индекса развития электронного правительства. В рейтинге анализируются такие важные аспекты цифровой трансформации, как уровень интеграции цифрового правительства, эффективная цифровая политика и обеспечение электронных услуг в 193 государствах-членах ООН.
Если по результатам 2022 года, Узбекистан занял 69-е место в этом международном рейтинге с индексом 0,7265, то в 2024 году страна поднялась на 63-е место с индексом 0,7999, что превышает целевой показатель 0,75 на 2025 год, установленный в стратегии «Цифровой Узбекистан – 2030».
Кроме того, в последнем исследовании Всемирного банка по индексу зрелости GovTech (2022 год) были высоко оценены возможности Узбекистана в цифровизации государственного управления и в доступе населения к электронным правительственным и цифровым услугам. Узбекистан поднялся на 37 позиций по сравнению с 2020 годом, заняв 43-е место из 198 стран и войдя в группу «А» с наивысшими показателями зрелости GovTech. Также согласно индексу «GovTech Enablers», Узбекистан вошел в число четырех ведущих стран мира по цифровым навыкам и инновациям в государственных услугах.
Несмотря на достигнутые успехи,продолжаются усилия по развитию электронного правительства, цифровизации государственного управления, а также расширению возможностей граждан и предпринимателей по использованию цифровых услуг.
В частности, в рамках программ «Цифровое правительство» и «Цифровой регион» на 2023-2024 годы утверждены 300 приоритетных проектов, из них 112 – по цифровизации государственного управления, 51 – по цифровизации реального сектора экономики и 137 – по цифровой трансформации регионов. Планируется обеспечить качественной цифровой инфраструктурой все населенные пункты, полностью покрыв их сетями широкополосной мобильной связи и передачи данных до конца 2024 года.
Как известно, согласно стратегии «Узбекистан – 2030», планируется расширение цифровизации государственных услуг, Внедрение системы «Сервисное государство» для населения путем расширения масштаба цифровизации государственных услуг, устранение бюрократических процедур в отношениях между гражданином и государством, цифровизация услуг на основе принципов Цифровизация государственных услуг на основе принципов «3 шага», «адаптированный к пользователю», «все в одном мобильном приложении». Намечен переход на новый этап «цифрового правительства», при котором все документы и отношения будут представлены в цифровом виде.
Также планируется цифровизация центральных и региональных структур государственного управления, создание электронных точек обслуживания населения в каждой махалле, цифровизация деятельности местных кенгашей народных депутатов, привлечение институтов гражданского общества, 100-процентная цифровизация процессов осуществления около 5 тысяч функций, имеющихся в государственном управлении, и организация работы госорганов на основе принципа «Государство, служащее народу».
Наряду с этим, утвержденнаяПостановлением Президента Республики Узбекистан, Стратегия по развитию технологий искусственного интеллекта до 2030 года предусматривает увеличение доли услуг на Едином портале интерактивных государственных услуг с использованием искусственного интеллекта до 10%.
Для эффективного осуществления стратегии «Цифровой Узбекистан – 2030», включающей цифровую трансформацию всех регионов и отраслей, была разработана методика рейтинговой оценки состояния цифровой трансформации в государственных органах и органах местного самоуправления, базирующаяся на международном рейтинге ООН по электронному правительству. Мониторинг проводится в таких направлениях, как открытость, электронное участие, электронные государственные услуги, информационная безопасность и уровень цифровизации.
Кроме того, в 2023 году с целью улучшения цифровой инфраструктуры страны и расширения точек предоставления государственных услугдля 13 коммерческих банков было внедрено около 30 услуг, онлайн-систем оплаты и мобильных операторов. В рамках цифровой трансформации приоритетных отраслей разработано 100 программных проектов, создано более 500 новых IT-компаний, привлечено 475 миллионов долларов прямых иностранных инвестиций. Экспорт IT-услуг и программных продуктов из Узбекистана продолжает стремительно расти, достигнув 344 миллионов долларов в 2023 году.
Следует отметить, что цифровое будущее страны зависит от молодежи и квалифицированных специалистов в области IT и новых информационных технологий. Поэтому особое внимание уделяется повышению уровня и качества образования в данной сфере. В последние годы число IT-центров в стране превысило 300, а в рамках проекта «Один миллион программистов» обучение прошли 1,2 миллиона молодых людей. В обучающих семинарах по повышению цифровых навыков граждан, предпринимателей и молодежи приняли участие более 20 тысяч человек. В дальнейшем планируется ежегодно отбирать, обучать и готовить к международному рынку труда 5 тысяч талантливых молодых людей.
Таким образом, Узбекистан проводит систематическую работу по цифровизации государственного управления, развитию электронного правительства, улучшению предоставления цифровых услуг населению и осуществлению комплексной цифровой трансформации. Достигнутые положительные изменения являются результатом практических шагов к реализации стратегии «Узбекистан – 2030», направленных на вхождение страны в число 30 ведущих стран по рейтингу развития электронного правительства к 2030 году и достижение других приоритетных целей. Для полной реализации потенциала цифровой трансформации и перехода к системе «цифрового правительства» необходимо продолжать развивать инфраструктуру, расширять доступ граждан к цифровым услугам, повышать цифровую грамотность, обеспечивать кибербезопасность информационных систем государственных органов, поддерживать местные IT-компании, создавать благоприятные условия для инвестиций в эту сферу и ускорять интеграцию на региональные и глобальные рынки цифровых технологий.
Успешная цифровая трансформация Узбекистана не только повысит технологические возможности страны, но и сыграет важную роль в формировании цифровой взаимосвязи в Центральной Азии. В этом контексте Узбекистан посредством обеспечения межведомственного взаимодействия в развитии электронного правительства и цифровых государственных услуг может ускорить сотрудничество в регионе и создать основу для региональной интеграции в Центральной Азии.
Фаррух Хакимов,
начальник отдела Центра «Стратегия развития»