Узбекистан продолжит работу по полной реализации лидерского потенциала женщин

История Узбекистана богата рассказами о мужестве и грамотности, благородности и активности наших женщин, их достоинстве и роли в управлении государством и обществом. Среди них Тумарис, Сароймулкханум, Гавхаршадбегим, Надирабегим, Увайсий, Анбаротин, которым не было равных в государственном управлении, военном деле, образовании и воспитании, литературе, религиозной грамотности. Они жили в период Бухарского эмирата, Кокандского и Хивинского ханств, занимались благотворительной деятельностью и вкладывали свои богатства в развитие медресе, школ и на другие благородные просветительские мероприятия, о чем свидетельствуют документы, хранящиеся в Национальном архиве Узбекистана.  

Особое место в истории страны занимают женщины-джадиды, которые в свою эпоху являлись первопроходцами, мыслящими по-новому. К примеру, Нозимахоним (1870-1924),первая женщина-публицист, журналист джадидской эры. Как отмечал историк Бегали Косимов, Нозимахон оставила большой след в стремлении женщин Узбекистана либерализировать свою роль в обществе. В своих стихах она отстаивала право женщин на образование и участие в общественной жизни Туркестана, а также подвергала сомнению неравенство в семейных отношениях.

Об образовании девочек, отказе от паранджы, выходе на работу, борьбе против консервативных взглядов писала в своих статьях журналист Собира Холдарова (1907). А Башорат Мирбабаева (1916–2010) была первой женщиной-машинистом, в первые годы Второй мировой войны доставляла из Узбекистана продукцию на прифронтовую территорию.

Отрадно, что сегодня в нашей стране большое внимание уделяется женщинам, создаются все условия для их активного участия в различных сферах общества. Под руководством главы государства особое внимание уделяется повышению социально-политической активности женщин, охране их здоровья, поддержке их инициатив, созданию достойных условий труда и жизни.

Одними из приоритетных направлений государственной политики Узбекистана являются достижение гендерного равенства, обеспечение прав, свобод и законных интересов женщин, усиление их роли в общественной и государственной жизни.

Примечательно что Узбекистан присоединился ко всем основным международным договорам, предусматривающим правовую, социальную и экономическую защиту женщин от любых форм дискриминации и притеснений.

В частности, одной из главных целей Программы устойчивого развития до 2030 года, принятой генеральной Ассамблеей ООН, является достижение гендерного равенства. В целях их реализации и достижения, Узбекистан разработал задачи по обеспечению гендерного равенства и расширению прав и возможностей всех женщин и девочек. В соответствии ними к 2030 году поставлена цель по повсеместному достижению ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и девочек, обеспечению гендерного равенства, всестороннего и эффективного участия женщин и созданию равных для них возможностей для активного участия в политико-правовой, социально-экономической и культурно-гуманитарной жизни.

Кроме того, в Стратегии действий на 2017-2021 годы изложены приоритетные задачи по повышению социально-политической активности женщин, укреплению их роли в правительстве и обществе, обеспечению занятости женщин, их широкого участия в предпринимательстве и дальнейшем укреплении основ семьи.

Продолжение политики обеспечения гендерного равенства, повышения социально-политической активности женщин, реализации реформ по их поддержке, в качестве одной из целей, определено в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы.Также принята Национальная программа по повышению активности женщин во всех сферах экономической, политической и социальной жизни страны на 2022-2026 годы. Документ нацелен на дальнейшее усиление системы социальной защиты женщин, достижение гендерного равенства, повышение эффективности поддержки женщин в реализации их прав и интересов, укрепление их здоровья, создание необходимых условий для образования и воспитания девочек и девушек, повышение их научного потенциала, а также социально-экономической и политической активности женщин, укрепление их роли в обществе и активизацию их участия в государственном управлении.

Также и в  Стратегии «Узбекистан – 2030» одной из целей является усиление системы поддержки женщин, обеспечение их прав и законных интересов, повышение социальной, экономической, политической активности женщин и обеспечение гендерного равенства. Результатом данной цели намечено увеличение доли женщин на руководящих должностях до 30 процентов путем продолжения политики обеспечения гендерного равенства, повышения социально-политической активности женщин.

А для обеспечения равного и качественного образования для всех, создания для девочек из сельской местности возможностей получения высшего образования, достижения гендерного равенства женщин и предупреждение насилия разработана Стратегия достижения гендерного равенства в Республике Узбекистан до 2030 года.

Принятые законодательные акты в республике также направлены на укрепление гарантий равного участия женщин и мужчин в государственном управлении и всех сферах общественной жизни. В частности, за последние годы в Узбекистане было принято более 50 законодательных актов по обеспечению прав, свобод и законных интересов женщин. В частности, в сентябре 2019 года приняты Законы «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин» и «О защите женщин от притеснения и насилия». Также создана Республиканская комиссия по вопросам повышения роли женщин в обществе, гендерного равенства и семьи.

Более того, данный вопрос закреплен на конституционном уровне. Так, статья 58 Конституции Республики Узбекистан в новой редакции предусматривает равные права женщин и мужчин, государство обеспечивает равные права и возможности женщинам и мужчинам в управлении обществом и государственными делами, а также в других сферах общественной и государственной жизни.

Благодаря политике проводимой главой нашего государства, сегодня женщины вносят достойный вклад в социально-экономическое развитие страны, они представлены во всех сферах социально-экономической, политической и культурной жизни общества, принимают активное участие в работе органов государственной власти и общественных организаций, вносят вклад в воспитание подрастающего поколения, охрану здоровья, социальную сферу, развитие промышленности, сельского хозяйства и других сфер.

Согласно опросу, проведенному Республиканским Центром изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр» в марте 2023 года, 78,3% респондентов (представители различных национальностей, социальных групп, проживающие как в городской, так и в сельской местности) отметили о возрастании роли женщин во всех сферах жизни общества и государства. Еще 89,6% респондентов в возрасте от 18 до 24 лет отметили, что мужчины и женщины имеют равные избирательные права, то есть могут реализовать гарантированное Конституцией Республики Узбекистан право избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти. 79,4% опрошенных ответили, что девушки и юноши имеют равные права на образование. Это также отметили большинство опрошенных всех возрастных групп, во всех регионах страны, проживающие в городах и в сельской местности.

На сегодня в условиях постоянно растущих изменений в области политики, экономики, экологии потребность в гендерно-чувствительных парламентах и в участии женщин в государственном управлении острее, чем когда-либо.

Говоря о роли женщин в государственном управлении, необходимо подчеркнуть, что в 2017 году доля женщин в сфере управления составляла 27%, а на сегодня достигла 35%. Около 2 тысяч образованных, инициативных и активных женщин занимают руководящие должности в государственных и общественных организациях, в том числе 45 — в министерствах и ведомствах, 39 — в Администрации Президента и Кабинете Министров, 207 — в местных исполнительных органах власти.

В частности, в предыдущих парламентских выборах в 2019 году впервые в истории Узбекистана в Законодательную палату избранные женщины-депутаты составили 32 процента от общего числа избранных депутатов, 25 процентов — членов Сената, доля женщин в рядах политических партий увеличилось с 40% в 2017 году до 47% в 2023 году.

Сегодня в нашей стране уделяется большое внимание превращению парламента в «гендерно-чувствительный парламент». Так, в верхней палате парламента образован Комитет по вопросам женщин и гендерного равенства, основными задачами которого являются разработка предложений по реализации государственной политики, направленной на обеспечение гендерного равенства, совершенствование законодательства и осуществление парламентского контроля в сфере. А под руководством Председателя Сената Олий Мажлиса создана Комиссия по вопросам обеспечения гендерного равенства.

Здесь необходимо отметить особую роль гендерно ориентированного парламента в решении вопросов обеспечения устойчивого развития, устранения рисков, препятствующих глобальному восстановлению после пандемии, а также предотвращения рисков, связанных с технологиями, защиты прав человека и гендерного равенства в мире технологий. Все вышеотмеченное еще раз свидетельствует о принципиально новых подходах и тенденциях в организации деятельности узбекского парламента.

Примечательно также, что в последние годы выросло представительство женщин в выборных органах, в том числе в избирательных комиссиях на всех уровнях. Изменения в составе Центральной Избирательной Комиссии, произошедшие в 2019 году, привели к увеличению количества женщин с 19 до 33 процентов. Более того, в ходе избирательной кампании 2019 года также увеличилось участие женщин в составе избирательных комиссий по выборам депутатов в Законодательную палату Олий Мажлиса, а именно 46% женщин в составе окружных комиссий и 49% процентов в составе участковых избирательных комиссий.

По результатам выборов в 2019 году, Узбекистан получил международное признание.  Повышение роли женщин Узбекистана в политических процессах и расширение их участия в избирательной кампании отразилось в Итоговом отчете миссии БДИПЧ ОБСЕ по наблюдению за выборами.

Осуществляемая в республике работа под руководством Президента Ш.Мирзиёева по повышению роли женщин в политических процессах и расширению их участия в избирательных процессах отражена в совершенствовании законодательства, которое открывает для женщин Узбекистана еще более широкие возможности.

В частности, 18 декабря 2023 года Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на дальнейшее совершенствование порядка проведения выборов и референдума» которым внесены изменения в «Избирательный кодекс Республики Узбекистан» в котором предусмотрено, что участие женщин в выборах должно составлять не менее 40 процентов от числа кандидатов в депутаты от политической партии по одномандатным избирательным округам, а также на основе списка партии. При этом не менее двух из пяти кандидатов по последовательности в списке партии должны быть женщинами.

Так, число женщин среди кандидатов, выдвинутых политическими партиями в предстоящих выборах в Законодательную палату, составило 391, или 44,7 процента. Это самый высокий показатель в истории избирательной системы страны.

В целом, Узбекистан всегда демонстрировал свою приверженность целям и принципам Устава ООН и другим общепризнанным нормам международного права. Поэтому сегодня национальный опыт нашей страны по поддержке женщин получает широкое признание в международном масштабе. Несомненно, Узбекистан продолжит работу по полной реализации лидерского потенциала женщин, обеспечению их современным образованием, профессиональной подготовкой и трудоустройством.

Зухра Шадиева,

депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса

Республики Узбекистан