Реформирование судебной системы Нового Узбекистана: от кого зависят судьи

Обеспечение верховенства закона и дальнейшее реформирование судебно-правовой системы являются вторым приоритетным направлением Стратегии “Узбекистан – 2030” и предусматривает независимость судебной власти, гарантию надежной защиты прав и свобод граждан, укрепление законности в судебно-правовой системе.

С 2017 по 2021 годы пересмотрена судебно-правовая система, проведена реформа правоохранительных органов, направленная на обеспечение надежных гарантий защиты прав и свобод граждан, прежде всего от преступных посягательств, а также недопущение ущемления их чести и достоинства, ограничения законных интересов. В основу проводимых судебно-правовых реформ заложены такие конституционные принципы, как верховенство закона, приоритет прав и свобод человека, равенство граждан перед законом, гуманизм, справедливость и презумпция невиновности.

Так, реализованы широкомасштабные меры по обеспечению подлинной независимости судебной власти, повышение авторитета суда, демократизация и совершенствование судебной системы.

В реализации норм Стратегии создан единый Верховный суд, высший орган судебной власти в сфере гражданского, уголовного, административного и экономического судопроизводства, что укрепило судебную власть и создало условия для единообразия судебной правоприменительной практики.

Важнейшим значимым нововведением в судебной системе нашей страны стало введение нового института – Высшего судейского совета Республики Узбекистан, являющегося органом судейского сообщества и оказывающего содействие в обеспечении соблюдения конституционного принципа независимости судебной власти. В его состав входят судьи, адвокаты, представители юридической и научной общественности.

Данный орган был образован, в том числе с учетом рекомендаций Киевской конференции по вопросам независимости судебной власти Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Именно Совет наделен полномочиями по отбору и формированию высококвалифицированного судейского корпуса.

Судьи теперь назначаются либо избираются на первоначальный пятилетний, последующий десятилетний и бессрочный период пребывания в должности, что обеспечивает стабильность судейского корпуса и укрепляет независимость судей.

Данное нововведение полностью отвечает требованиям современного международного и зарубежного опыта. В соответствии со статьей 12 Основных принципов независимости судебных органов ООН от 29 ноября 1985 года судьи, назначаемые или выборные, имеют гарантированный срок полномочий до обязательного выхода на пенсию или истечения срока полномочий, где таковой установлен. На деле это означает, что за судьей сохраняется занимаемая им должность до достижения им предельного возраста.

Реализованы комплексные меры по повышению открытости и прозрачности деятельности судебных органов, налаживанию открытого диалога с населением и усилению роли общественности в отправлении правосудия. 

С учетом положений новой редакции Конституции важнейшим направлением реформ в этой сфере является последовательное расширение прав участников уголовного процесса. Так, согласно статье 28 Конституции, все сомнения в виновности, если исчерпаны возможности их устранить, должны разрешаться в пользу подозреваемого, обвиняемого, подсудимого или осужденного.Подозреваемый, обвиняемый или подсудимый не обязан доказывать свою невиновность и в любое время может воспользоваться правом хранить молчание. При этом, никто не обязан свидетельствовать против себя самого и близких родственников.

Также новаций является положение о том, что лицо не может быть признано виновным или подвергнуто наказанию, если признание им своей вины является единственным доказательством против него.

Лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение чести и достоинства, присущих человеческой личности.

Судимость лица и вытекающие из этого правовые последствия не могут быть основанием для ограничения прав его родственников.

В УПК внедрены норма о том, что задержанное лицо имеет право обжалования в судебном порядке определения о применении меры пресечения в виде заключения под стражу. Защитник наделен правом собирать и представлять доказательства по уголовному делу, которые подлежат приобщению к материалам уголовного дела, а также обязательной проверке и оценке в ходе проведения дознания, предварительного следствия и рассмотрения уголовного дела в суде.

Также введен механизм обязательного стенографирования судебного разбирательства.

В новой редакции были приняты Гражданский процессуальный, Экономический процессуальный кодексы, а также Кодекс Республики Узбекистан об административном судопроизводстве, которые в полной мере отражают суть и содержание осуществляемых в нашей стране демократических преобразований в судебно-правовой сфере.

За прошедшие годы уголовное и уголовно-процессуальное законодательство претерпело значительные изменения, направленные на совершенствование его норм, имплементацию передовых международных стандартов и зарубежных практик с целью безусловного обеспечения прав и свобод граждан, привлекаемых к участию в уголовном процессе.

Реализованы комплексные меры по расширению сферы применения института «Хабеас корпус», внедрению упрощенного порядка производства по уголовным делам, а также дальнейшему усилению гарантий прав и свобод граждан в судебно-следственной деятельности.

В рамках применения принципов института “Хабеас корпус” полномочия по проведению следственных действий по аресту почтово-телеграфных отправлений и эксгумации переданы с прокуроров в суды.

В судах начали активно пользоваться современными информационно-коммуникационного технологиями, направленные на повышение эффективности судебного разбирательства и повышение осведомленности общественности о правосудии. Теперь граждане могут обращаться в суд удаленно и участвовать в судебных заседаниях с помощью системы видеоконференцсвязи. Также налажена практика размещения судебных решений в сети Интернет.

Введен институт предварительных слушаний в уголовных судах с целью дальнейшего усиления гарантий прав человека в судопроизводстве и реализации принципа состязательности судопроизводства. В этом случае суду было предписано вынести окончательное решение при наличии достаточных оснований для приостановления и прекращения дела без возвращения дела в прокуратуру предыдущее следствие.

С 2021 года суды областного уровня по гражданским, экономическим и уголовным делам были объединены в качестве единого суда.

В результате установления такого порядка путем принятия окончательного решения по каждому делу в суде обеспечивается стабильность судебных решений, предотвращение волокиты и блужданий граждан по судам.

Для обеспечения законности, обоснованности и справедливости судебных решений был введен ревизионный порядок пересмотра судебных дел.

Проведенные за прошедшие годы реформы судебно-правовой системы Узбекистана уже дают свои положительные результаты.

В частности, за эти годы были оправданы 2,3 тыс. граждан, которые ранее были несправедливо обвинены. Более 3,5 тысячи молодых людей и женщин, могущие получат наказания в виде лишения свободы, получили более мягкие наказания с учетом гарантий органов самоуправления граждан и общественных организаций.

Целью проводимых реформ судебно-правовой системы стала превращения судов разных уровней в действительные органы, обеспечивающие защиту прав и законных интересов граждан. Суд должен стать действительной опорой для граждан. Судебные органы должны стать действительно независимыми, ко всем относиться одинаково, с позиции верховенства закона — будь он обычный гражданин или чиновник. За прошедший период осуществлена огромная работа по превращению судебной власти из органа наказания в орган защиты прав, свобод и интересов граждан.

В настоящее время реализуется Концепция совершенствования уголовно-исполнительного законодательства, в том числе направленная на гуманизацию условий содержания лиц в местах лишения свободы, ведется работа по разработке новой редакции Уголовно-исполнительного кодекса Республики Узбекистан.

Как отмечалось в Послании 2023 года Президента Республики Узбекистан Ш. Мирзиёева парламенту, в части обеспечения правосудия есть вопросы, ждущие своего решения. К сожалению, все еще наблюдаются низкое качество следствия, волокита в судах, случаи неисполнения судебных решений, поэтому, безусловно, решение этих проблем и далее будет в центре внимания государства и общества. Обеспечение неотвратимости ответственности за вмешательства в деятельность судебных органов и за нарушение конституционных норм о независимости правосудия является гарантией достижения поставленных целей в данной сфере.

В заключение стоит подчеркнуть, что по международным стандартам все суды должны быт независимыми от исполнительной и законодательной власти, а также от сторон судебного разбирательства. Это означает, что ни судебная система, ни составляющие ее судьи не должны зависеть от других ветвей государственной власти или сторон в судебном процессе.

Шухрат Мирзаев,

главный научный сотрудник

Института законодательства и правовой политики

при Президенте Республики Узбекистан