Как Узбекистан решает проблемы обеспечения продовольственной безопасности

В условиях ухудшения климата, сложной геополитической обстановки в мире и следующей за ней санкционной политикой отдельных государств в отношении других, а также растущего дисбаланса на глобальном энергетическом рынке, развитиеаграрной отрасли и обеспечение продовольственной безопасности приобретает актуальный характердля многих государств, в том числе и для Республики Узбекистан.

I. Развитие сельского хозяйства. Сельское хозяйство является одной из ключевых отраслей экономики нашей страны. По видам экономической деятельности удельный вес занятых в сельском хозяйствесоставляет 24,2% (около 3,5 млн. чел.). Реализация сельхозпродукции на внешние рынки приносит Узбекистану до 20-25% всей его экспортной выручки. Благоприятные природно-климатические условия, которыми обладает Узбекистан, а также глубоко продуманная стратегия государства в этом направлении способствуют динамичному развитию аграрного сектора.

Эта отрасль играет важную роль в хозяйственном комплексе страны и вносит весомый вклад в рост экономики и обеспечение продовольственной безопасности нашей страны. Доля сельскохозяйственного сектора ВВП страны достигает 25%.При этом, приоритетными направлениямипродовольственной политики Узбекистана, являются насыщение внутреннего рынка продуктами питания, достижение самодостаточности в области их производства.

Необходимо отметить, что за годы независимости аграрная политика Узбекистана претерпела серьезные изменения. Были упразднены сельхозпредприятия госсекторов, созданы фермерские хозяйства, внедрившие в условиях отсутствия административно-командных методов управления передовые технологии,оптимизированы посевные площади и увеличено производствопродовольственных культур. Это позволило диверсифицировать аграрную отрасль, развить все ее сферы.

1. Динамика производства. Узбекистан издревле славится высокой культурой земледелия исельского хозяйства. Спервых лет независимости встране принимаются необходимые меры по увеличению производства сельскохозяйственной продукции.В 2017–2023 гг. в результате интенсивного развития отрасли и внедрения в нее рыночных механизмов достигнут стабильный рост объемов производства всех видов сельхозпродукции.

Так, за последние 6 лет объем производства сельхозпродукции увеличился на 16% (среднегодовой прирост – 2,6%) и по итогам 2023 г. достиг 426,3 трлн. сумов. При этом, 61,7% продукции было произведено фермерами и приусадебными хозяйствами, 31,4% фермерскими хозяйствами и 6,9% сельхозпредприятиями.

В области растениеводства в 2023 г. было выращено 8,4 млн. тонн зерновых культур (рост на 16% по сравнению с 2017 г.), 11,6 млн. тонн овощей (13%), 3,6 млн. тонн картофеля (27,9%), 3,1 млн. тонн фруктов и ягод (19,4%), 1,7 млн. тонн винограда (6,9%), 0,3 млн. тонн рисовых культур (19%).В области животноводства в 2023 г. было произведено 2,83 млн. тонн мяса (рост к 2017 г. –20%), 11,9 млн. тонн молока (около 16%), 8,4 млрд. яиц (28,5%).

Оптимизация посевных площадей и сокращение площадей технических культур (хлопчатника) на 200 тыс. га в пользу увеличения производства продовольственных культур также позволило обеспечить 2,2 млн. сезонных и постоянных рабочих мест, обеспечить производство дополнительно 5 млн. тонн продуктов.

2. Переработка сельхозпродукции и развитие инфраструктуры. В условиях модернизации национальной экономики глубокая переработка плодоовощной продукции является одним из основных направлений сельского хозяйства. За последние 10 лет объем переработки плодоовощной продукции вырос в 3,5 раза, в том числе объем производства плодоовощных консервов поднялся в 2,5 раза, сухофруктов – в 4 раза, натуральных соков – в 7 раз. 

Согласно данным Минсельхоза, в Узбекистане в 2023 г. более 22 млн. тонн плодоовощной продукции. Если в 2016 г. переработка составляла лишь 8% от общего объема производства, то к настоящему моменту она составляет 15% (3,3 млн. тонн). Согласно «Стратегии развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020 – 2030 годы», к 2030 г. планируется довести глубокую переработку до 25%.

Мощность переработки мяса составила 458 тыс. тонн (рост на 140% по сравнению с 2016 г.), молока – 3,1 млн тонн (146%), производства муки – 6 млн тонн (120%), производства растительного масла – 1,8 млн тонн (121%). Количество предприятий пищевой промышленности выросло с 9,4 тыс. в 2016 г. до 22,5 тыс. в 2023 г. (в 2,4 раза), количество занятых увеличилось с 85 тыс.
до 110,5 тыс. (130%), объем производства увеличился с 23,2 трлн. сумов до 86 трлн. сумов (в 3,7 раза).

Сферапроизводства и переработки сельхозпродукций тесно взаимосвязана развитиемее инфраструктуры. Следует признать, что из-за недостаточного уровня холодильных складов, агрологистических центров, транспортировки, потеря продукции в процессе сбора, хранения и транспортировки достигает
не менее 30%.

Тем не менее, это направление за последние несколько лет также получает свое развитие. Если в 2019 г. в стране функционировали 31 агрологистический центр и 1,5 тысячи холодильных складов, то к настоящему моменту их количество достигло 78 агрологистических центров и около 2 тыс. холодильных складов с мощностью хранения до 1,25 млн. тонн в год. К 2030 г. планируется увеличить число агрологистических центров до 100, а объемы хранения – свыше 2,5 млн. тонн.

Наиболее активно в этом направлении осуществляется сотрудничество с французскими и китайскими компаниями. Так, в 2020 г.достигнута договоренностьс французской компанией «RungisSemmaris» о создании в регионах страны 8 крупных агрологистических центров общей площадью свыше 80 га. В настоящее время ведутся работы по строительству
3 логистических центров, общая стоимость которых составляет $197 млн., а суммарная мощность – 1,7 млн. тонн.

Одна из крупнейших государственных инвестиционных корпораций КитаяCITIC GROUP планирует инвестировать $50 млн. в создание крупного агрологистического парка в Сырдарьинской области на территории площадью 32 га со складами емкостью 50 тыс. тонн, товарооборотом 300 тыс. тонн сельхозпродукции, включая сортировку, переработку, хранение и упаковку.

3. Важным аспектом развития аграрной отрасли является привлечениепрямых иностранных инвестиций (ПИИ).С 2016 г. в эту сферу были вложены прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в размере $8,5 млрд. ПоданнымЦентробанка, объём ПИИ в экономику Узбекистанав 2023 г.достиг$7,2 млрд, что вдвое больше, чемв 2022 г. При этом, 7% этих вложений пришлось на этот сектор. В сентябре т.г. в Республике Узбекистан принята Стратегия «Узбекистан–2030». Согласно данному документу, к 2030 г. планируется привлечь $15 млрд. ПИИ в отрасль с целью повышения ее производительности и рентабельности.

4. Внедрениеинновационных технологий в аграрный сектор способствует увеличению его производительности.На местах применяются ресурсосберегающие технологии и агротехнические мероприятия, основанные на современной науке и инновациях.

В частности, в течение 2019–2023 гг. в рамках государственных научных программ профинансировано 100 научных проектов общей стоимостью 124,3 млрд. сумов, создано 62 новых сорта и 61 разработка, получено 87 патентов, коммерциализировано 8 проектов, в госреестр включены 15 сортов пшеницы, 2 сорта риса, 4 сорта картофеля, 17 сортов овощных и 12 сортов плодовых деревьев. В результате этого в 2017-2023 гг. производство пшеницы выросло
на 35%, овощей на 125%, бахчевых культур – на 120%, фруктов – на 115% и винограда – на 114%.

В инновационном развитии отрасли наряду с наукой важно и внедрение цифровых технологий. В настоящее время внедрены 14 информационных систем в сфере ветеринарии, 4 – в направлении карантина и 4 – в деятельности агроинспекции. Полностью цифровизировано более 100 сложных процессов, таких как выделение земли, планирование посевов, финансирование выращивания продукции, регистрация техники, выдача сертификатов по экспорту и импорту, выделение 45 видов субсидий.

II. Государственная политика в области обеспечения продовольственной безопасности. Государственная продовольственная стратегия нашей страны, главным образом, направлена на то, чтобы обеспечить ее безопасность за счет собственного производства.

В октябре 2019 г. Указом Президента была утверждена «Стратегия развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030 годы», которая охватила 9 стратегических приоритетов, первым из которых стало обеспечение продовольственной безопасности населения.

В настоящее время собственное производство полностью обеспечивает потребности населения республики по таким социально-значимым продуктам, как мясные и молочные продукты, овощи, фрукты и бахчевые культуры. По оценкам экспертов Евразийского банка развития, уровень самообеспеченности по базовым видам продукции АПК в Узбекистане в 2021 г. составляет: овощи и бахчевые – 129%, фрукты и ягоды – 122%, яйца – 100%, молоко и молокопродукты – 99%, мясо всех видов – 96%, картофель – 88%, зерно – 73%, растительное масло – 44%, сахар – 0%.

Учитывая, что в 2023 г. объемы производства в республике мяса, мясных продуктов и яйца существенно увеличены,в настоящее время недостаточная обеспеченность внутреннего рынка наблюдается лишь по картофелю, сахару, растительному маслу и зерну.

В данном контексте Узбекистан стремиться покрыть недостаточный объем этих продуктов за счет поставок из зарубежных стран. Так, импорт продовольствия в 2023 г. составил $3,49 млрд (около 11% от общего объема импорта), изних треть пришлась назерновые – 4,04 млн. тонн на $1,12 млрд (из РК), растительное масло – 435 тыс. тонн на $355 млн (из РФ – 66,1%, РК – 25,3%, Украины – 2,55 %), сахар – 129 тыс. тонн на $558 млн (из Бразилии, России), картофеля –516 тыс. тонн на сумму $49,6 млн.(из Пакистана, РК, КР, РФ).

Отдельное внимание уделяетсяактивному развитию пищевой промышленности в целях удовлетворения растущего спроса на качественные пищевые продукты. По имеющимся оценкам, производство продуктов питания в Узбекистане динамично росло последние 6 лет, увеличившись на 31% за этот период. Объемы инвестиций в основной капитал отрасли также заметно увеличились. Если в 2017 году инвестиции составляли около $231 млн,
то в 2022г. этот показатель достиг более $550 млн.

Отрасль пищевой промышленности вносит значительный вклад в развитие экономики страны. За 6 лет занятость в ней увеличилась на 122%, количество предприятий выросло на 224%.

В целом, одним из свидетельств успешности проводимой в Узбекистане продовольственной политики является улучшение позиции Узбекистана в рейтинге стран мира по уровню продовольственной безопасности. Так, согласно Глобальному индексу продовольственной безопасности, по итогам 2022 г. Казахстан занял 32 место (2021 г. – 41), Узбекистан – 73 (2021 г. – 78), Таджикистан 75 (2021 г. – 83) из 113 государств мира. 

Более того, Узбекистан вошел в топ 10 стран с наибольшим прогрессом в обеспечении продовольственной безопасности в 2019-2022 гг. Это позволило Узбекистану перейти в группу с умеренным уровнем продовольственной безопасности. Ранее наша страна, находилась в группе со слабым уровнем продовольственной безопасности.

Принимаемые меры позволили Узбекистану достичь значительного прогресса в достижении Национальных целей и задач в области устойчивого развития на период до 2030 года (Цели в области устойчивого развития  ООН), в частности Цели 2. «Укрепление продовольственной безопасности, улучшение рациона питания и содействие устойчивому развитию сельского хозяйства». На сегодняшний день в Узбекистане ситуация со снижением распространенности недоедания является одной из лучших в Центральной Азии.

Согласно обзору ФАО, в 20202-2022 гг. распространенность недоедания в регионе снизилась до 3,0% при среднемировом уровне 9,2%. В частности, в Узбекистане данный показатель в период 2020-2022 годы составил ниже 2,5%.

Таким образом, устойчивое развитие и модернизация сельского хозяйства является ключевым приоритетом макроэкономической стратегии страны, нацеленной на экономический рост и повышение уровня благосостояния населения. Более того, востребованность данной политики на современном этапе обусловлена ростом актуальности проблемы обеспечения продовольственной безопасности в последние годы. В этих условиях эффективная аграрная и продовольственная политика, осуществляемая Руководством нашей республики, способствует решению многих социальных-экономических проблем.

Уткирбек Сиддиков

Главный научный сотрудник ИСМИ

при Президенте Республики Узбекистан