За последние пять лет в Узбекистане были введены важные институциональные реформы, направленные на модернизацию и улучшение экономической и конкурентной политики.
Так, после сравнительного анализа международных лучших практик Узбекистан внедрил принцип «Желтых страниц», чтобы уменьшить присутствие государства в экономике. В соответствии с этим принципом запрещено создание государственных предприятий (ГП), если в соответствующей отрасли уже функционируют не менее 5 частных компаний.
Узбекистан достиг этого показателя после тщательного мониторинга рынка, который показал, что наличие 5 компаний свидетельствует о достаточной не концентрированности рынка.
Антимонопольный орган теперь подотчетен напрямую Президенту и Сенату для обеспечения независимости в принятии решений и избежание конфликта интересов.
Государственные предприятия и органы обязаны соблюдать инструменты обеспечения соблюдения антимонопольного законодательства, чтобы предотвратить нарушения на ранней стадии.
Эти инструменты включают набор принципов надлежащего управления (например, этические кодексы, правила корпоративного управления, механизмы надзора), обязательные для ГП и госорганов и добровольные для частных компаний.
Каждая компания, обязана ежегодно назначать внутреннего ответственного для предоставления отчетов правительству, что увеличивает прозрачность и подотчетность. Эти меры, наряду с увеличенными штрафами за несоблюдение, доказали свою эффективность в предотвращении антиконкурентных действий.
В то же время, ГП больше не могут участвовать в государственных закупках для устранения конфликтов интересов и повышения прозрачности. Были введены требования к раскрытию информации о бенефициарах.
Предварительные оценки воздействия на регулирование (RIA) и конкуренцию стали обязательными для всех проектов нормативных актов для снижения регуляторной нагрузки на бизнес.
Государственная помощь и конкуренция
Узбекистан взял на себя обязательство пересмотреть и отменить положения о государственной помощи, которые могут искажать конкуренцию. Узбекистан постепенно устраняет индивидуальные привилегии, налоговые льготы и эксклюзивные права. Уже отменены налоговые и таможенные льготы в 24 секторах, индивидуальные льготы в 4 секторах и эксклюзивные права в 13 секторах (например, поставка сжиженного газа, обязательное государственное страхование работников налоговых органов и т.д.).
Кроме того, отменено 130 видов лицензий и разрешений, которые раньше требовались для ведения бизнеса. Вместо 33 видов лицензий введена процедура уведомления.
Президент Узбекистана утвердил Стратегию развития конкуренции на 2020-2024 годы. Основная цель Стратегии — способствовать экономическому развитию и инновациям, привлечению инвестиций, созданию рабочих мест и повышению благосостояния потребителей путем обеспечения равных условий для всех участников на рынке.
В июле 2023 года был принят новый Закон о конкуренции, который вступил в силу в октябре 2023 года. Закон внедряет новые инструменты для предотвращения антиконкурентного поведения и действий, включая злоупотребление доминирующим положением и картельные соглашения, а также эффективный контроль за государственной помощью и присутствием государства в экономике.
Помимо введения более жестких санкций для сдерживания антиконкурентного поведения, закон опирается на многие из «умных» регуляторных принципов, упомянутых ранее, включая положения, облегчающие регуляторную нагрузку на малые и средние предприятия (МСП). Также в законе представлена основа для регулирования цифровых рынков, что является новаторским шагом для региона.
Обязательства Узбекистана
Узбекистан взял на себя обязательство продолжить содействие справедливой конкуренции на рынке и создание благоприятных условий для частного сектора, чтобы обеспечить «равные условия» и сократить присутствие государства в экономике.
С этой целью Узбекистан обязался ликвидировать 17 видов государственных монополий к 2030 году в ряде секторов, включая энергетику, нефть и газ, водоснабжение, дорожное строительство, железнодорожный транспорт и аэропортовые услуги. Поставка этих услуг будет передана в частный сектор, что приведет к шестикратному сокращению числа государственных предприятий.
Кроме того, в стране началось реформирование системы государственного управления в инфраструктурных секторах. К 2025 году будут созданы независимые экономические регуляторы в ряде секторов, включая энергетику, железные дороги, гражданскую авиацию, аэропортовые услуги, телекоммуникации, строительство дорог и водоснабжение. Первый регулятор в энергетическом секторе уже был создан в этом году.
Также необходимо привести деятельность своих государственных торговых предприятий (ГТП) в соответствие с правилами ВТО. В рамках этой работы будет создан высокоуровневый Совет, который проведет всесторонний пересмотр исключительных прав, предоставленных ГТП, и разработает меры для приведения их операций в соответствие с правилами ВТО.
Стоит вспомнить, что с 2019 года были либерализованы 13 типов регулируемых цен, включая цены на социально значимые товары, такие как пшеница, хлеб, хлопок и топливо.Кроме того, с октября 2023 года Узбекистан постепенно отменяет субсидирование регулируемых цен на природный газ, электроэнергию и другие услуги.
Отмена эксклюзивных прав, равные условия и ВТО
В соответствии с присоединением Узбекистана к Всемирной торговой организации (ВТО) были приняты меры по отмене эксклюзивных прав, ранее предоставленных отдельным государственным предприятиям (ГП), и по созданию равных конкурентных условий в ключевых секторах экономики. Эти реформы направлены на создание равных условий для частных и государственных компаний и приведение национального законодательства в соответствие с принципами ВТО.
Так, согласно Указу Президента Узбекистана, вступившему в силу в июне 2024 года, предусмотрены следующие меры для обеспечения равных условий и свободной торговли.
С 1 января 2025 года будут отменены несколько эксклюзивных прав, принадлежащих крупным государственным предприятиям. Эти права включают:
— право АО «Uzmetkombinat» на закупку лома и отходов черных металлов на территории республики.
— право АО «Uzvtorcvetmet» на закупку и экспорт лома и отходов цветных металлов.
— право АО «Uztrade» на экспорт муки и пшеницы без необходимости предоставления банковской гарантии или страхового полиса.
— право ООО «Uzkhimyoimpeks» быть единственным экспортером химической продукции, производимой предприятиями под управлением АО «Uzkimyosanoat».
С 1 января 2026 года будут сняты ограничения на экспорт катодной меди и медных прутков.
С 1 июля 2026 года будут отменены исключительные права АО «UzGasTrade» на централизованную закупку и экспорт природного газа, а также исключительные права АО «Uzenergotsotish» на экспорт и импорт электроэнергии.
Эти шаги направлены на сокращение рыночных искажений, стимулирование участия частного сектора и содействие конкурентной нейтральности в поставках жизненно важных товаров и услуг. Ликвидация монополий и внедрение рыночных регуляторных рамок на основе конкуренции позволят Узбекистану соблюдать правила ВТО.
Это, в свою очередь, поддержит интеграцию экономики Узбекистана в мировые торговые сети, повысит приток иностранных инвестиций и улучшит конкурентоспособность отечественных отраслей.
Для содействия этим реформам с января 2025 года будут внедрены процедуры лицензирования для сбора, переработки и продажи металлического лома, а также для оптовой и розничной торговли природным газом и электроэнергией. Эти меры, наряду с постепенной отменой государственных монополий в ключевых инфраструктурных секторах, гарантируют создание прозрачных и справедливых рыночных условий в соответствии с международными торговыми стандартами.
Результаты на текущий момент
Конкуренция значительно улучшилась в 17 ранее высококонцентрированных отраслях, и контроль государственных монополий был ликвидирован. Доминирование ГП прекращено в таких отраслях, как производство хлопка, пшеницы и цемента. Узбекистан завершил реструктуризацию в секторах энергетики, гражданской авиации и аэропортовых услуг и начал процесс разделения в железнодорожной отрасли.
Примером успешной реформы может служить то, что с 2019 года в Узбекистане увеличилась конкуренция в секторе гражданской авиации благодаря внедрению режима «открытого неба» для 9 крупнейших направлений. Также практически устранена монополия государственного предприятия Uzbekistan Airways на международных рейсах. В целом, число государственных предприятий сократилось на 40% с 2019 года.
Следует отметить, что за последние 5 лет доля государственного участия в экономике снизилась до 37% с более 55%, государственная помощь сократилась до 12% с более 22%, а число малых и средних предприятий увеличилось на 25%.
Халилилло Турахужаев
Председатель Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей Республики Узбекистан