Борьба с коррупцией – приоритетное направление государственной политики Узбекистана

Коррупция оказывает всестороннее негативное влияние на общество, затрагивая качество жизни, усиливая социальное неравенство, подрывая доверие к государственным институтам, способствуя росту преступности, деморализуя общество и препятствуя проведению необходимых реформ. Борьба с коррупцией требует комплексного подхода, включающего правовые, институциональные и образовательные меры.

Именно поэтому вступив в должность Президента Узбекистана в январе 2017 года ШавкатМирзиёев первым делом инициировал принятие Закона «О противодействии коррупции», согласно которому преодоление коррупции определено одним из главных направлений государственной политики.

Наряду с этим, Ш.Мирзиёев на церемонии вручения высокой Международной премии в области борьбы с коррупцией, прошедшей в текущем году в Ташкенте, заявил о разработке и реализации Национальной стратегии по борьбе с коррупцией до 2030 года.

Как отмечалось, в документе особое внимание будет уделено дальнейшему обеспечению прозрачности деятельности и повышению подотчётности государственных органов, совершенствованию системы открытых данных, укреплению правовых основ и институциональных механизмов в области борьбы с коррупцией.

Кроме этого, представителям научных организаций и высших учебных заведений, а также независимым экспертам предоставлено право проводить научную и независимую антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов и их проектов. 

В стратегии «Узбекистан-2030» борьба с коррупцией определена как один из важнейших приоритетов государственной власти. В этом программном документе особое внимание уделено неукоснительной реализации комплекса задач по повышению эффективности системы устранения коррупционных факторов и продолжению формирования бескомпромиссного отношения к коррупции в обществе.

Следует подчеркнуть, что за последние семь лет — 2016-2023 гг.
в Узбекистане проведен ряд фундаментальных реформ в области противодействия коррупции.

Во-первых,приняты и реализуются более 90 нормативно-правовых актов, направленных на формирование антикоррупционной политики и повышение её эффективности.

В целом, на сегодняшний день в Узбекистане сформирована нормативно-правовая база по борьбе с коррупцией, создана прочная институциональная основа (симбиоз превентивных и уголовно-правовых мер), включающая новые антикоррупционные инструменты.

Во-вторых, в целях совершенствования институциональной базы противодействия коррупции осуществляются следующие меры:

  • в 2017 году создана Республиканская межведомственная комиссия по противодействию коррупции, а в 2019 году – Агентство по развитию государственной службы;
  • для реализации государственной политики создан новый орган – Агентство по противодействию коррупции – направленный на предупреждение и противодействие коррупции;
  • функционирует Национальный совет Республики Узбекистан по противодействию коррупции и его Территориальные советы;
  • в 2020 году создан Высший совет судей Республики Узбекистан, усовершенствована система отбора и назначения судей. В рамках повышения эффективности профилактики коррупции в судебной системе создана Судебная инспекция по обеспечению неприкосновенности судей и предупреждению коррупции.

В 2020 году в палатах ОлийМажлиса Республики Узбекистан созданы комитеты по противодействию коррупции и судебно-правовым вопросам;

  • продолжается работа по координации деятельности министерств и ведомств в сфере борьбы с коррупцией; организации внедрения
    и эффективного функционирования системы внутреннего антикоррупционного контроля («комплаенс-контроль») во всех органах государственного и хозяйственного управления;

В-третьих,Комитетами Сената ОлийМажлиса и Законодательной палаты проведены работы по парламентскому контролю в сфере противодействия коррупции.

Палатами парламента страны рассмотрены и одобрены более
10 проектов нормативно-правовых актов в сфере противодействия коррупции (о конфликте интересов, антикоррупционной экспертизе нормативных правовых документов и т.д.).

В рамках парламентского контроля заслушаны отчеты Комитета Сената ОлийМажлиса по судебному праву и противодействию коррупции и Агентства по противодействию коррупции о работе, проводимой должностными лицами государственных органов в регионах, по итогам которой было принято решение местных Советов.

В рамках Закона «О противодействии коррупции» были заслушаны отчеты руководства Государственного налогового комитета о реализации проектов «Сфера, свободная от коррупции», а также руководителей министерств здравоохранения и высшего и среднего образования.

В-четвертых,особое значение приобретают принципы открытости и прозрачности в деятельности государственных органов. В связи с чем, реализуется ряд мер государственного значения.

Так Агентством по противодействию коррупции РУз проанализированы недостатки в обеспечении открытости деятельности госорганов и организаций в 2022 г. и на основе целевых индикаторов сформирован «Индекс открытости».

Индексом охвачена деятельность 86 министерств, ведомств
и учреждений, открытость которых оценивалась по шкале от 0 до 100 баллов. Согласно оценке, деятельность 15 государственных органов вошла в «зеленую» категорию (71-100 баллов), деятельность
44 организаций получила «желтую» оценку (55-71 балл) и несколько организаций были отнесены к «красной» категории (ниже 55 баллов).

Система оценки «Индекса открытости» была полностью оцифрована, широкой общественности предоставлена возможность отслеживать эффективность и результативность работы госорганов
в режиме реального времени через платформу «Open. index».

В целях снижения «человеческого фактора» развернута работа по широкому внедрению ИКТ во всех отраслях. В частности, в рамках стратегии «Цифровой Узбекистан-2030» реализовано 369 проектов, связанных с цифровизацией деятельности органов государственного и хозяйственного управления.

В социальной сфере создана «электронная трудовая книжка», «система электронное здравоохранение», «информационная система управления процессом высшего образования» (HEMIS), «система электронный дневник» в общеобразовательных школах, система «Единый реестр социальной защиты», позволяющая обеспечить прозрачность в распределении пособий и материальной помощи.

Инициированы проекты «Сфера без коррупции» в области строительства, государственных закупок, образования, здравоохранения и банковской сфере, а также «Территория без коррупции» и «Открытая и прозрачная территория».

В-пятых,продолжается работа по повышению правосознания
и правовой культуры населения, формированию в обществе нетерпимого отношения к коррупции:

— в течение 2023 г. 29,9 тыс. госслужащих прошли специальную подготовку по борьбе с коррупцией;

Масштабные реформы по борьбе с коррупцией уже сегодня начали приносить результаты. Мировое сообщество признает эффективность проводимых антикоррупционных мер в Узбекистане. Наблюдается рост показателей в следующих международных рейтингах:

— в рейтинге Индекс восприятия коррупции «TransparencyInternational» в 2023 г. Узбекистан занял 121 место среди 180 стран, поднявшись на пять позиций по сравнению с 2022 г;

Для информации. В 2021 г. Узбекистан находился на 140-м месте, в 2020 — на 146-м. На 2019 г. страна заняла 153-е место, в 2017 г. – 157-е место, а в 2016 г. — 156-е место.

— Республика Узбекистан поднялась на 30-е место среди 195 стран в рейтинге открытых данных OpenDataInventory (ODIN) с 70 баллами и сохранила 1-е место в Центральной Азии. Об этом сообщается в отчете OpenDataWatch;

— матрица взяточничества TraceMatrix (+1 балл) поднялась
со 131-го места в 2022 г. до 130-го с 58 баллами в 2023 г. (Оценивается от 1 до 100 баллов, 1 балл – самый положительный);

— в рейтинге GlobalDataBarometer за 2022 г. Узбекистан
набрал 32 балла и занял 58 место в мире;

— в рейтинге OpenDataInception в 2022 г. Узбекистан
занял 4-е место в мире по количеству открытых источников данных среди стран мира.

Строго обеспечивается принцип верховенства закона в процессе привлечения любых государственных чиновников (хокимы, прокуроры, начальники разных госучреждений) за коррупционные преступления.

По результатам дистанционного мониторинга за соблюдением требований законодательства о государственных закупках
в министерства и ведомства направлено 110 представлений по устранению причин и условий коррупционных нарушений по заявленным закупкам.

Вместе с этим, в Узбекистане уделяется особое внимание укреплению международного сотрудничества в области борьбы с коррупцией. В частности, в рамках международного сотрудничества в борьбе с коррупцией получили дальнейшее развитие связи с ПРООН, УНП ООН, Всемирным банком, ОБСЕ, Германским обществом по международному сотрудничеству, МННО «Региональный диалог» и рядом зарубежных стран, таких как США, Франция, Словения, Финляндия, Эстония, Малайзия, Казахстан и другие.

Разработан и утверждён План мероприятий по реализации Меморандума о сотрудничестве между Агентством по противодействию коррупции Узбекистана и Антикоррупционным агентством Франции.

Агентством по противодействию коррупции совместно с ОБСЕ реализуется второй этап проекта «Помощь в борьбе с коррупцией
в Узбекистане». Подписаны Меморандумы о взаимопонимании между департаментом административного надзора и прозрачности государства Катар, центром верховенства закона и борьбы с коррупцией, Корейской комиссией по борьбе с коррупцией и гражданскими правами, Управлением административного надзора Арабской Республики Египет.

В целом, реформы, реализуемые в сфере борьбы с коррупцией, имеют особое значение, поскольку они направлены на своевременное устранение причин, условий и последствий коррупции. Для дальнейшего укрепления антикоррупционной политики Республики Узбекистан отдельно отмечены эффективное исполнение следующих задач государственной стратегии (Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 г., и Стратегия «Узбекистан-2030»):

— поэтапное внедрение системы декларирования доходов и имущества государственных служащих;

— создание эффективных механизмов по предотвращению конфликта интересов на госслужбе, обеспечение открытости и расширение участия общественности в деятельности по противодействию коррупции.

— внедрение современных информационных технологий, в том числе искусственного интеллекта, в противодействие коррупции;

— достижение обретения не ниже 50-й позиции в Индексе восприятия коррупции, объявляемом международной организацией «TransparencyInternational»;

— налаживание сотрудничества с институтами гражданского общества в противодействии коррупции, поддержка осуществления общественного контроля;

— усиление системных превентивных мер в практике противодействия коррупции;

— обеспечение разработки 100 процентов нормативно-правовых актов на основе принципа «законодательство, свободное от коррупции»;

— внедрение системы непрерывного повышения знаний населения и государственных служащих в сфере противодействия коррупции.

Последним достижением Узбекистана в сфере противодействия коррупции стало принятия закона «О конфликте интересов». Данный закон был принят Законодательной палатой ОлийМажлиса Республики Узбекистан еще 25 октября 2022 года, одобрен верхней палатой парламента Сенатом
1 июня 2023 года, и подписан Президентом Узбекистана 5 июня 2024 года. Но официально вступит в силу только с 6 декабря этого года.

Завершить хочется видением проблем борьбы против коррупции, которое представила на тренинге в Ташкенте член совета директоров газеты BostonGlobe Рашель Коэн. По ее словам, первым шагом на пути выработки иммунитета общества к коррупции является воспитание культуры неприятия этого явления. Спикер напомнила легендарную фразу, написанную в старейшей газете штата Массачусетс TheBostonGlobe, выходящей
с 1872 года, в 1913 году судьей Луисом Брэндайсом: «Солнечные лучи – лучшее лекарство от коррупции».

В солнечном Узбекистане хватит солнечных лучей для того, чтобы их светом наладить воспрепятствование всемирному злу – коррупции.

М.Рахимов,

главный научный сотрудник ИСМИ

при Президенте Республики Узбекистан