Коррупция оказывает всестороннее негативное влияние на общество, затрагивая качество жизни, усиливая социальное неравенство, подрывая доверие к государственным институтам, способствуя росту преступности, деморализуя общество и препятствуя проведению необходимых реформ. Борьба с коррупцией требует комплексного подхода, включающего правовые, институциональные и образовательные меры.
Именно поэтому вступив в должность Президента Узбекистана в январе 2017 года ШавкатМирзиёев первым делом инициировал принятие Закона «О противодействии коррупции», согласно которому преодоление коррупции определено одним из главных направлений государственной политики.
Наряду с этим, Ш.Мирзиёев на церемонии вручения высокой Международной премии в области борьбы с коррупцией, прошедшей в текущем году в Ташкенте, заявил о разработке и реализации Национальной стратегии по борьбе с коррупцией до 2030 года.
Как отмечалось, в документе особое внимание будет уделено дальнейшему обеспечению прозрачности деятельности и повышению подотчётности государственных органов, совершенствованию системы открытых данных, укреплению правовых основ и институциональных механизмов в области борьбы с коррупцией.
Кроме этого, представителям научных организаций и высших учебных заведений, а также независимым экспертам предоставлено право проводить научную и независимую антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов и их проектов.
В стратегии «Узбекистан-2030» борьба с коррупцией определена как один из важнейших приоритетов государственной власти. В этом программном документе особое внимание уделено неукоснительной реализации комплекса задач по повышению эффективности системы устранения коррупционных факторов и продолжению формирования бескомпромиссного отношения к коррупции в обществе.
Следует
подчеркнуть, что за последние семь лет — 2016-2023
гг.
в Узбекистане проведен ряд фундаментальных реформ в области противодействия
коррупции.
Во-первых,приняты и реализуются более 90 нормативно-правовых актов, направленных на формирование антикоррупционной политики и повышение её эффективности.
В целом, на сегодняшний день в Узбекистане сформирована нормативно-правовая база по борьбе с коррупцией, создана прочная институциональная основа (симбиоз превентивных и уголовно-правовых мер), включающая новые антикоррупционные инструменты.
Во-вторых, в целях совершенствования институциональной базы противодействия коррупции осуществляются следующие меры:
- в 2017 году создана Республиканская межведомственная комиссия по противодействию коррупции, а в 2019 году – Агентство по развитию государственной службы;
- для реализации государственной политики создан новый орган – Агентство по противодействию коррупции – направленный на предупреждение и противодействие коррупции;
- функционирует Национальный совет Республики Узбекистан по противодействию коррупции и его Территориальные советы;
- в 2020 году создан Высший совет судей Республики Узбекистан, усовершенствована система отбора и назначения судей. В рамках повышения эффективности профилактики коррупции в судебной системе создана Судебная инспекция по обеспечению неприкосновенности судей и предупреждению коррупции.
В 2020 году в палатах ОлийМажлиса Республики Узбекистан созданы комитеты по противодействию коррупции и судебно-правовым вопросам;
- продолжается
работа по координации деятельности министерств и ведомств в сфере борьбы с
коррупцией; организации внедрения
и эффективного функционирования системы внутреннего антикоррупционного контроля («комплаенс-контроль») во всех органах государственного и хозяйственного управления;
В-третьих,Комитетами Сената ОлийМажлиса и Законодательной палаты проведены работы по парламентскому контролю в сфере противодействия коррупции.
Палатами
парламента страны рассмотрены и одобрены более
10 проектов нормативно-правовых актов в
сфере противодействия коррупции (о
конфликте интересов, антикоррупционной экспертизе нормативных правовых
документов и т.д.).
В рамках парламентского контроля заслушаны отчеты Комитета Сената ОлийМажлиса по судебному праву и противодействию коррупции и Агентства по противодействию коррупции о работе, проводимой должностными лицами государственных органов в регионах, по итогам которой было принято решение местных Советов.
В рамках Закона «О противодействии коррупции» были заслушаны отчеты руководства Государственного налогового комитета о реализации проектов «Сфера, свободная от коррупции», а также руководителей министерств здравоохранения и высшего и среднего образования.
В-четвертых,особое значение приобретают принципы открытости и прозрачности в деятельности государственных органов. В связи с чем, реализуется ряд мер государственного значения.
Так Агентством по противодействию коррупции РУз проанализированы недостатки в обеспечении открытости деятельности госорганов и организаций в 2022 г. и на основе целевых индикаторов сформирован «Индекс открытости».
Индексом
охвачена деятельность 86 министерств,
ведомств
и учреждений, открытость которых оценивалась по шкале от 0 до 100
баллов. Согласно оценке, деятельность 15
государственных органов вошла в «зеленую» категорию (71-100 баллов), деятельность
44 организаций получила «желтую» оценку (55-71 балл) и несколько организаций
были отнесены к «красной» категории (ниже
55 баллов).
Система
оценки «Индекса открытости» была полностью оцифрована, широкой общественности
предоставлена возможность отслеживать эффективность и результативность работы
госорганов
в режиме реального времени через платформу «Open. index».
В целях снижения «человеческого фактора» развернута работа по широкому внедрению ИКТ во всех отраслях. В частности, в рамках стратегии «Цифровой Узбекистан-2030» реализовано 369 проектов, связанных с цифровизацией деятельности органов государственного и хозяйственного управления.
В социальной сфере создана «электронная трудовая книжка», «система электронное здравоохранение», «информационная система управления процессом высшего образования» (HEMIS), «система электронный дневник» в общеобразовательных школах, система «Единый реестр социальной защиты», позволяющая обеспечить прозрачность в распределении пособий и материальной помощи.
Инициированы проекты «Сфера без коррупции» в области строительства, государственных закупок, образования, здравоохранения и банковской сфере, а также «Территория без коррупции» и «Открытая и прозрачная территория».
В-пятых,продолжается работа по повышению правосознания
и правовой культуры населения, формированию в обществе нетерпимого отношения к
коррупции:
— в течение 2023 г. 29,9 тыс. госслужащих прошли специальную подготовку по борьбе с коррупцией;
Масштабные реформы по борьбе с коррупцией уже сегодня начали приносить результаты. Мировое сообщество признает эффективность проводимых антикоррупционных мер в Узбекистане. Наблюдается рост показателей в следующих международных рейтингах:
— в рейтинге Индекс восприятия коррупции «TransparencyInternational» в 2023 г. Узбекистан занял 121 место среди 180 стран, поднявшись на пять позиций по сравнению с 2022 г;
Для информации. В 2021 г. Узбекистан находился на 140-м месте, в 2020 — на 146-м. На 2019 г. страна заняла 153-е место, в 2017 г. – 157-е место, а в 2016 г. — 156-е место.
— Республика Узбекистан поднялась на 30-е место среди 195 стран в рейтинге открытых данных OpenDataInventory (ODIN) с 70 баллами и сохранила 1-е место в Центральной Азии. Об этом сообщается в отчете OpenDataWatch;
—
матрица взяточничества TraceMatrix (+1 балл)
поднялась
со 131-го места в 2022
г. до 130-го с 58
баллами в 2023 г. (Оценивается от 1 до 100 баллов, 1 балл – самый
положительный);
—
в рейтинге GlobalDataBarometer за 2022 г. Узбекистан
набрал 32 балла и занял 58 место в мире;
—
в рейтинге OpenDataInception в 2022 г. Узбекистан
занял 4-е место в мире по количеству
открытых источников данных среди стран мира.
Строго обеспечивается принцип верховенства закона в процессе привлечения любых государственных чиновников (хокимы, прокуроры, начальники разных госучреждений) за коррупционные преступления.
По
результатам дистанционного мониторинга за соблюдением требований
законодательства о государственных закупках
в министерства и ведомства направлено 110
представлений по устранению причин и условий коррупционных нарушений по
заявленным закупкам.
Вместе с этим, в Узбекистане уделяется особое внимание укреплению международного сотрудничества в области борьбы с коррупцией. В частности, в рамках международного сотрудничества в борьбе с коррупцией получили дальнейшее развитие связи с ПРООН, УНП ООН, Всемирным банком, ОБСЕ, Германским обществом по международному сотрудничеству, МННО «Региональный диалог» и рядом зарубежных стран, таких как США, Франция, Словения, Финляндия, Эстония, Малайзия, Казахстан и другие.
Разработан и утверждён План мероприятий по реализации Меморандума о сотрудничестве между Агентством по противодействию коррупции Узбекистана и Антикоррупционным агентством Франции.
Агентством
по противодействию коррупции совместно с ОБСЕ реализуется второй этап проекта
«Помощь в борьбе с коррупцией
в Узбекистане». Подписаны Меморандумы о взаимопонимании между департаментом
административного надзора и прозрачности государства Катар, центром верховенства закона и борьбы с коррупцией, Корейской комиссией по борьбе с коррупцией
и гражданскими правами, Управлением административного надзора Арабской Республики Египет.
В целом, реформы, реализуемые в сфере борьбы с коррупцией, имеют особое значение, поскольку они направлены на своевременное устранение причин, условий и последствий коррупции. Для дальнейшего укрепления антикоррупционной политики Республики Узбекистан отдельно отмечены эффективное исполнение следующих задач государственной стратегии (Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 г., и Стратегия «Узбекистан-2030»):
— поэтапное внедрение системы декларирования доходов и имущества государственных служащих;
— создание эффективных механизмов по предотвращению конфликта интересов на госслужбе, обеспечение открытости и расширение участия общественности в деятельности по противодействию коррупции.
— внедрение современных информационных технологий, в том числе искусственного интеллекта, в противодействие коррупции;
— достижение обретения не ниже 50-й позиции в Индексе восприятия коррупции, объявляемом международной организацией «TransparencyInternational»;
— налаживание сотрудничества с институтами гражданского общества в противодействии коррупции, поддержка осуществления общественного контроля;
— усиление системных превентивных мер в практике противодействия коррупции;
— обеспечение разработки 100 процентов нормативно-правовых актов на основе принципа «законодательство, свободное от коррупции»;
— внедрение системы непрерывного повышения знаний населения и государственных служащих в сфере противодействия коррупции.
Последним
достижением Узбекистана в сфере противодействия коррупции стало принятия закона
«О конфликте интересов». Данный закон был принят Законодательной палатой
ОлийМажлиса Республики Узбекистан еще 25 октября 2022 года, одобрен верхней
палатой парламента Сенатом
1 июня 2023 года, и подписан Президентом Узбекистана 5 июня 2024 года. Но
официально вступит в силу только с 6 декабря этого года.
Завершить
хочется видением проблем борьбы против коррупции, которое представила на
тренинге в Ташкенте член совета директоров газеты BostonGlobe Рашель Коэн. По
ее словам, первым шагом на пути выработки иммунитета общества к коррупции
является воспитание культуры неприятия этого явления. Спикер напомнила
легендарную фразу, написанную в старейшей газете штата Массачусетс TheBostonGlobe,
выходящей
с 1872 года, в 1913 году судьей Луисом Брэндайсом: «Солнечные лучи – лучшее
лекарство от коррупции».
В солнечном Узбекистане хватит солнечных лучей для того, чтобы их светом наладить воспрепятствование всемирному злу – коррупции.
М.Рахимов,
главный научный сотрудник ИСМИ
при Президенте Республики Узбекистан