В последние годы мир стал непредсказуемым: появляются новые вызовы и угрозы, геополитические противоречия приводят к военным конфликтам, происходят экологические катастрофы, прогрессирует кризис взаимного недоверия. В столь сложный период все более насущными становятся вопросы национальной государственности, территориальной и региональной безопасности. В связи с этим возникает осознание необходимости установления во взаимоотношениях между государствами и политическими лидерами доверия, взаимопонимания, толерантных отношений.
В этот сложный период Узбекистан становится международной площадкой, объединяющей развивающиеся страны, а глава государства смело акцентирует внимание на актуальных проблемах народов не только региона, но и всего мира, демонстрируя при этом качества лидера нации, выдвигающего передовые инициативы и намечая пути их решения. В последние годы в нашей стране успешно прошли встречи глав государств ШОС, ОТГ, ОИС, СНГ, саммиты многих авторитетных структур, в том числе органов ООН, что признается и на международной арене.
На прошлой неделе в Ташкенте под лозунгом «К экономической стабильности и развитию в сотрудничестве» и председательством Президента Узбекистана состоялся 16-й саммит Организации экономического сотрудничества. Лидеры государств-членов Организации выразили полное единодушие по обсуждаемых темам. Это свидетельствует о том, что вопросы повестки дня были одинаково актуальны для всех стран-участниц.
Глава нашего государства подчеркнул, что для расширения всестороннего сотрудничества имеются хорошие возможности и потенциал, которые в настоящее время задействуются недостаточно полно. Так, показатель торговли между нашими странами составил 85 миллиардов долларов. Это всего 8 процентов от общей внешней торговли государств – членов Организации. Отмечалось, что многолетние попытки заключить соглашение о преференциальной торговле не дают ожидаемых результатов, все еще сохраняется множество ограничений и проблем.
Для наращивания темпов сотрудничества Президент выдвинул предложение разработать в рамках Организации концептуальный документ «Стратегические цели экономического сотрудничества – 2035». Отмечалось, что в этом документе необходимо уделить особое внимание стимулированию взаимной торговли, усилению транспортно-коммуникационных связей, активизации промышленной кооперации, обеспечению энергетической безопасности, усилению взаимодействия в борьбе с изменением климата, развитии туризма, углублении культурно-гуманитарного сотрудничества.
Президент также высказал практические предложения по ряду важных вопросов повестки дня саммита и подчеркнул, что Узбекистан готов стать благоприятной и полезной площадкой для их обсуждения.
В частности, была отмечена важность разработки Программы совместных действий по увеличению потока и защите взаимных инвестиций, углублению промышленной кооперации, созданию Межрегиональной промышленной выставки, которая впервые пройдет в 2024 году в нашей стране.
В 2024 году в целях укрепления эффективного сотрудничества в борьбе с изменением климата и защите окружающей среды предложено провести первую конференцию Платформы высокого уровня по вопросам экологии в рамках предстоящего Самаркандского климатического форума.
Выдвинуто предложение о создании при Секретариате ОЭС Консультативного комитета по туризму, состоящего из экспертов по туризму стран-членов, и провести его первую встречу в городе Шахрисабзе, объявленном туристической столицей Организации.
Подобные инициативы может выдвигать великая личность, сознающая мир как единое целое, воспринимающая чужую боль как свою собственную, рассматривающая человеческое достоинство как высшую ценность. Понимание этого лежит в основе одобрения мировым сообществом конструктивных идей и проектов, смело выдвигаемых Президентом с площадок различных международных организаций, являющихся большим вкладом в обеспечение устойчивого развития, мира во всем мире, особенно в нашем регионе.
В своем выступлении на 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН глава государства обратил внимание мировых лидеров на то, что в системе международных отношений происходят фундаментальные изменения, наблюдается кризис доверия глобального масштаба, усиливаются проблемы в деятельности институтов глобальной безопасности и отход от норм международного права. Всё это вызывает растущую напряженность в мире.
Как странам следует вести себя в таких условиях?
На этот вопрос глава нашего государства дал четкий ответ в своем выступлении. Прежде всего, необходимо сохранение духа согласия и практического сотрудничества, сплочение стран на основе того, что общие интересы выше существующих противоречий.
Так, Президент с трибуны ООН с уверенностью подчеркнул, что «при поддержке международного сообщества Центральная Азия продолжит идти по пути консолидации. Превращение Центральной Азии в мирный и процветающий регион будет оставаться приоритетной целью внешней политики Узбекистана». Примечательно, что сегодня, когда дух практического взаимодействия, солидарности и сотрудничества становится как никогда важным, страны Центральной Азии идут по пути добрососедства, стратегического партнёрства, взаимного сотрудничества и развития.
Народы, языки и сердца которых близки друг другу, всегда умели найти мудрое решение любой проблемы, будь она частной или общей. Эта идея легла в основу членства нашей страны в Организации тюркских государств благодаря твердой политической воле Президента, его активных усилий по поддержанию и укреплению межнационального диалога, дефицит которого все больше наблюдается в современном мире. Политики и эксперты подчеркивают, что включение Узбекистана — одной из колыбелей мировой цивилизации, обладающего значительным историческим опытом, в состав этой международной структуры сыграло важную роль в ее превращении в полноценную организацию.
Кроме того, инициативы главы нашего государства, направленные на дальнейшее расширение многоплановых и взаимовыгодных отношений со всеми государствами-членами, укрепление отношений стратегического партнерства, служат повышению международного авторитета и влияния этой организации в глобальном масштабе, а также обеспечению благосостояния тюркских народов, которые испокон веков являлись друзьями и братьями.
Недавно на очередной встрече глав государств Организации тюркских государств, состоявшейся в Астане (Казахстан), наш Президент был награждён «Высшим орденом Тюркского мира». Во время обострения конкуренции между странами и активизации борьбы за сохранение своего места в мировом сообществе мы рассматриваем эту награду как международное признание и высшую оценку деятельности лидера нашего государства.
Последовательно развиваются торгово-экономические и гуманитарные связи Узбекистана с государствами-членами Содружества Независимых Государств. В последние несколько лет участие нашей страны в работе Содружества стало более активным. За этот период большинство инициатив, выдвинутых Президентом Узбекистана по многим важным направлениям, были поддержаны и реализованы странами-участницами.
На прошедшем недавно в Бишкеке заседании Совета глав государств Содружества Независимых Государств за выдающийся вклад в укрепление отношений дружбы, добрососедства и многопланового сотрудничества нашему Президенту была вручена высшая награда организации – Почетный знак СНГ. Это еще одно признание роли и значимости Узбекистана в этой структуре и в регионе.
Хикмет Эрен, Председатель правления Евразийской ассоциации экономических отношений «EkoAvrasya», отметил, что «считает своевременным и актуальным выдвижение лидером Узбекистана инициатив, направленных на дальнейшее расширение взаимовыгодного сотрудничества в рамках СНГ. Несомненно, предложение Президента Шавката Мирзиёева организовать конференцию ведущих аналитических центров и экспертов стран СНГ с целью разработки новой долгосрочной повестки дня многостороннего сотрудничества служит объединению усилий по развитию многосторонних отношений между странами-членами Содружества».
Можно привести множество подобных признаний. Международное сообщество констатирует, что благодаря конструктивной внешней политике лидера Узбекистана сформировалась благоприятная политическая среда и доверие среди лидеров не только Центральной Азии, но и стран мира.
Открытая и дружественная внешняя политика главы нашего государства создает прочную основу и для развития международных связей парламента Узбекистана. В ходе визитов в зарубежные страны и с международных площадок Президент неоднократно отмечает необходимость эффективного использования возможностей парламентов для сближения народов, обеспечения мира, благополучия и солидарности во всем мире.
В частности, 6 августа 2021 года на третьей консультативной встрече лидеров стран Центральной Азии в национальной туристической зоне «Аваза» в Туркменистане, учитывая возрастающую роль парламентаризма, Президент нашей страны предложил провести в Ташкенте Региональный парламентский форум.
Вскоре после этой инициативы, в феврале 2023 года, в Туркестане (Казахстан) прошел первый межпарламентский форум стран Центральной Азии, а принятая Туркестанская декларация была направлена на дальнейшее укрепление межпарламентских связей в целях укрепления всестороннего стратегического партнерства между странами. В 2024 году форум пройдет в Узбекистане.
В последние годы межпарламентское сотрудничество регулярно осуществляется в вопросах обеспечения мира и стабильности на планете, развития гуманитарных идей, расширения дружественных отношений между странами и народами.
Совместно с Межпарламентским союзом, Межпарламентской Ассамблеей СНГ, Парламентской Ассамблеей Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе был проведен ряд международных форумов и конференций. При участии широкой общественности и религиозных деятелей были проведены такие форумы, как «Глобальное межпарламентское сотрудничество в достижении целей устойчивого развития» (Бухара) и «Роль парламента в обеспечении межнационального согласия и межрелигиозной толерантности» (Самарканд).
В год, когда Узбекистан впервые возглавил Диалог женщин-лидеров Центральной Азии, организованный по инициативе главы нашего государства, было проведено более 10 мероприятий и принято 8 итоговых документов. Мы постоянно обмениваемся опытом по вопросам участия женщин региона в государственном управлении, превентивной дипломатии, защиты окружающей среды, предпринимательства и бизнеса, культуры, образования, науки, искусства, гендерного равенства.
Говоря о международных отношениях, следует с удовлетворением отметить, что на основе взаимного уважения и доверия налажена деятельность 25 межпарламентских групп и двух комиссий.
Кроме того, в 2022 году впервые на территории СНГ в нашей стране успешно прошел 14-й саммит женщин-руководителей парламентов государств-членов Межпарламентского союза. Все это является наглядным примером проводимых в Узбекистане реформ в направлении развития парламентаризма, обеспечения прав человека и демократизации общества, а их практические результаты получают достойное признание мирового сообщества.
Заслуживают внимания и инициативы Президента Шавката Мирзиёева по активизации межпарламентских связей в рамках Организации тюркских государств. В настоящее время в целях обеспечения реализации этих инициатив разработана и поэтапно реализуется «дорожная карта».
С 2017 года активизировались отношения между Узбекистаном и ТюркПА. С того времени парламентская делегация Узбекистана активно участвует в мероприятиях Ассамблеи.
Одним словом, национальный парламент в своей деятельности активно вовлечен в процесс всестороннего развития международных связей, уделяет внимание вопросам гендерного равенства, главному принципу недавно принятой Конституции в новой редакции – построению суверенного, демократического, правового, социального и светского государства, а также обеспечению принципов демократии и справедливости, основанных на благородной идее «Во имя чести и достоинства человека».
Инициативы и проекты, выдвигаемые на международной арене лидером нашей нации в качестве защитника наших интересов, их принятие прогрессивным человечеством, занятие достойного места нашей страны в мировом сообществе усиливает чувство гордости народа Узбекистана.
Это, в свою очередь, требует от нас, граждан Узбекистана, объединения и сплоченности ради достижения великих целей, обеспечения интересов народа страны, повышения ответственности каждого за судьбу своей Родины.
Несомненно, все это служит не только развитию Узбекистана, но и повышению его авторитета в мировом масштабе, превращению в открытую для всех и привлекательную страну, взаимовыгодному сотрудничеству со всеми странами с учетом национальных интересов.
Танзила Нарбаева,
Председатель Сената Олий Мажлиса
Республики Узбекистан