Парламент Узбекистана назначил референдум по внесению изменений в Конституцию республики на 30 апреля 2023 года.
Предстоящее голосование по проекту Основного закона нашей страны «О Конституции Республики Узбекистан» определит развитие страны на многие десятилетия вперёд.
В этом году впервые с момента вступления в силу действующей Конституции в неё планируется внести масштабные изменения. Количество статей Основного закона страны увеличится с 128 до 155, вместе с поправками Конституция обновится на 65%.
Эти коррективыпотребовались не потому, что Конституция не оправдала связанных с ней надежд. Напротив, ретроспектива прошедшего времени особенно хорошо показывает, что её принятие в 1992 году стало для Узбекистана событием огромного исторического значения. Оно обеспечило движение страны по пути укрепления независимости, социально-экономического прогресса и демократии. Основной закон страны далеко не исчерпал свой созидательный потенциал.
Вместе с тем мы видим и другое. За тридцать с лишним лет государственные и общественно-политические процессы кардинально изменились. Особенно это бросается в глаза, если взглянуть на развитие нашей страны за последние 5-6 лет. Узбекистан стал во многом иной страной.
Серьёзные изменения произошли в нашем регионе и в мире, в целом. Такой динамизм отражается и на современных конституционных процессах нашей республики.
Как известно, любая действующая Конституция – это
политико-правовой документ, который должен чутко
и своевременно реагировать на происходящие принципиальные изменения в обществе
и государстве.
Таким образом, сама жизнь поставила в повестку вопрос о необходимости внесения корректив в Основной закон страны.
Если коротко выразить суть изменений, то они направлены на решение двуединой задачи: придать новый импульс дальнейшему развитию Узбекистана как демократическому, правовому, социальному государству, в котором высшей ценностью являются свободы и права граждан, достоинство человека, его благополучие, а также обеспечить при этом устойчивость государства и его способность ответить на вызовы, которые возникают перед нашей страной в 21 веке.
В контексте этого, особая роль отводится внешней политике Узбекистана. Сотрудничество на международной арене должно помочь решению поставленных задач по социально-экономическому развитию Узбекистана, укреплению политической и экономической безопасности страны.
При этом правовой формой выражения наиболее значимых задач, непреходящих интересов и ценностей являются конституционные нормы и принципы.
В данном отношении среди поправок, связанных
с международными отношениями есть новации, которые подразумевают включение в
правовую систему Узбекистана общепризнанных принципов и норм мирового права.
Так, если международный договор, заключенный республикой, противоречит национальному законодательству, то применяются именно правила договора.
К принципам внешней политики, которыми планирует руководствоваться Узбекистан, добавлена «территориальная целостность».
Согласно статье 19 проекта новой редакции Конституции, права и свободы человека гарантируются в соответствии с нормами международного права. Данная норма позволяет напрямую применять общепризнанные нормы международного права, имплементировать их в национальное законодательство.
Если в действующей редакции Конституции правом на свободное перемещение по стране обладают только граждане Узбекистана, то теперь его предлагается распространить на всех, кто на законных основаниях находится в государстве.
В настоящее время Узбекистан утверждается на международной арене как миролюбивое и открытое государство, надежный партнер в глобальных и региональных делах.
Ташкент осуществляет масштабную работу по реализации проактивного, открытого, прагматичного и глубоко продуманного внешнеполитического курса, отвечающего национальным интересам страны по укреплению суверенитета. Вносит весомый вклад в формирование и реализацию глобальной и региональной повестки дня в области безопасности, сотрудничества и развития.
Внешнеполитическая стратегия Республики обрела новые акценты в сфере налаживания торгово-экономического сотрудничества с зарубежными странами и привлечения иностранных инвестиций.
В стране осуществляется масштабная программа глубоких социально-экономических и общественно — политических реформ, которые будут способствовать вхождению Узбекистана к 2035 году в число 50 экономически развитых государств мира.
Эта цель может быть достижима только при успешной последовательной интеграции в мировую политико- экономическую и финансовую систему.
Кроме того, в условиях динамично меняющейся глобальной
и региональной обстановки важно обеспечить более эффективное
и системное продвижение международных инициатив Узбекистана на основе
прагматизма, системного анализа в целях получения конкретных результатов для
страны.
Именно необходимость приведения структуры внешнеполитических воззрений и дипломатического инструментария в соответствие с долгосрочными интересами определяют целесообразность внесения изменений в Основной закон Узбекистана.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что реализация
поправок по итогам предстоящего референдума
в Конституцию Узбекистана будет способствовать упрочению государственной
независимости страны, ее международного авторитета,формированию благоприятного
внешнего окружения, укреплению дружественных и взаимовыгодных политических и
экономических отношений Узбекистана со всеми заинтересованными в этом
государствами и международными организациями.
Алишер Кадыров,
Руководитель отдела Института стратегическихи межрегиональных исследований
при Президенте Республике Узбекистан